Совсем недавно на нашем сайте была выложена статья, посвящённая малоизвестной английской САУ/штурмовому танку А39 "Tortoise" (Черепаха). В этой статье вы узнаете о том как разрабатывалась эта неординарн6ая машина и какие были варианты её выполнения.
В 1943 году ничего не предвещало беды. Старый тяжёлый "премьер-министр" устарел и срочно требовал замены. Пилимый американцами т-14 не вызывал особой радости у англичан, так как был похож на обычный танк. Тогда и было выдано задание на проектирование штурмового танка с максимально толстой бронёй. Разработку поручили Nuffield.
13-ого марта (четверг) 1943 года был выдан первый вариант танка, названный АТ-1 (Assault Tank-1). Вес 45 тонн, торсионная подвеска, вооружение в крутящейся башне, либо 75-мм пушка или 95-мм гаубица. В общем, проект нормальный и довольно спокойный.
Тогда же 13ого мая, был подан и второй вариант АТ, который назвали АТ-2. Корпус, подвеску сохранили те же, но вооружение разместили в неподвижной рубке, решив, что штурмовому танку башня не нужна, а без неё вес удалось сбросить до 41 тонны.
Дальше начался ужас. Одновременно с предыдущими 2мя проектами представили и третий. Немного подумав, конструкторы решили, что танки с танками не воюют, а для прорыва обороны пушка не нужна, машина была переделана в танк поддержки пехоты ( эдакий "Ахзарит" 1943ого года). Броню увеличили: лоб 203, борта 101,5. Вооружение: 2 пулемёта BESA в башенках. Вес сбросили до 36 тонн.
Увидев третий проект военные поперхнулись утренней овсянкой и спросили конструкторов, как те собрались уничтожать ДОТы при помощи 2 пулемётов. Машину отдали на доделку и уже 19ого мая (пятница) 1943 года был представлен АТ-4. Сохранив туже защиту, вооружение увеличили до трёх башеннок с пулемётами и жестоко закреплённым в корпусе 122мм миномётом. Масса возросла до 38 тонн.
Одновременно был представлен и пятый проект, в котором, если военный вдруг начнут ворчать про возросшую массу, третью башенку выкинули, доведя вес до старых 36 тонн.
Рассмотрев эти проекты, военные поперхнулись индийским чаем и снова поинтересовались, из чего конструкторы предлагают уничтожать доты и танки. Немного подумав, парни из Nuffield всё же решили поставить пушку. Но простых путей для них не было, и 6-фунтовую пушку запихнули в правый спонсон (интересно, о чём думали инженеры в тот момент, вспоминали успех своих танков в первой мировой?). Посмотрев на левый спонсон, инженеры решили, "зачем пропадать добру", и засунули туда 20мм автопушку. Так же сохранились и 2 пулемётных башенки (по 2 пулемёта на башенку). Броня у машины сохранилась старая, вес возрос до 43 тонн.
Проект отправили на доработку, и 10 июня выдали кардинально переработанный проект. Поменяли комбашенку и кормовую башню местами. Проект вырос до 43,5 тонн боевой массы.
Кроме того, путем усушки, утряски и выгрузки лишних порций жидкого вакуума предлагалось сократить боевую массу до 41,5 тонн, данный проект получил индекс AT-7A.
Одновременно с AT-7 лихие инженеры из Nuffield разработали еще и альтернативный проект — AT-8. Главным отличием стала установка 6-фунтовки почти в центре корпуса (не может быть!), Polsten переместился в правый спонсон. Вес — 41 тонна. Броня всё та же.
22 июня 1943 года Nuffield представила очередной вариант штурмового танка, получившего индекс AT-9. Главным отличием данного дизайна стало триумфальное (оно же последнее) возвращение орудийной башни. Правда, с диаметром башенного погона 117 см ничего крупнее Polsten воткнуть в башню не получилось. Сохранилась и одна пулеметная башенка. Масса возросла до 45 тонн. Получившаяся конструкция здорово напоминала сильно раскормленный Grant I.
Башня продержалась на AT-9 недолго: уже 26 июня был представлен очередной шедевр — AT-10. Спонсоны вернулись на свои места, пулеметную башенку оставили одну. Лоб раскормили до 229 мм. Все эти изменения догнали боевую массу до 45 тонн. Данный дизайн стал последним, в котором основным калибром была 6-фунтовая пушка, вскоре ей подоспела замена.
Летом 1943 года английские оружейники выкатили очередную игрушку — 17-фунтовую танковую пушку, которая прошивала почти все, что в тот момент могло ползать по планете Земля. Новую игрушку торжественно вручили инженерам Nuffield и зычно скомандовали — воткнуть, со сроком "вчера".
21 августа 1943 года было продемонстрировано новое творение — AT-13 (куда делись проекты АТ-11 и АТ-12 не знаю). Для втыкания 17-фунтовки шасси пришлось переделать практически заново, оно стало 9-катковым, а боевая масса, внезапно, выросла до 63 тонн. Без спонсонов инженеры Nuffield не могли никак, в итоге получилось что-то среднее между уютным бабушкиным сервантом и полевой кухней (смотрим на трубу).
В дополнение к АT-13 инженеры Nuffield предложили и бюджетный вариант зверушки, получившей индекс АT-14. Представлял он собой тот же AT-13, но с курсовым пулеметом BESA вместо20мм пушки Polsten. Отказ от Polsten, по мнению разработчиков, снижал вес до 60 тонн.
AT-13 и его бюджетный вариант AT-14 военным понравился, но была одна маленькая проблемка. Если бы эту штуку сделали в металле, то ее постоянно заносило вправо, дульная энергия у 17-фунтовки огого. Инженеров Nufield военные по-доброму попросили, меланхолично помахивая метровым паяльником ректального типа, пушку переместить по центру.
21 сентября 1943 года просьбы была удовлетворена. 17-фунтовка прописалась по центру, мехвода отправили направо, туда же отправили и пулеметную башенку, которая ВНЕЗАПНО научилась стрелять вперед. Получившуюся конструкцию назвали AT-15, весила она те же 60 тонн, что и AT-14.
На этом приключения предшественников Черепашки почти закончились, приняли к производству следующий вариант АТ-16.
За информацию спасибо: Юрию Пашолоку