0

Максималы и Птеро… Линкоры. 

Или
 «Максимальные линкоры» сенатора Бенджамина Тиллмана или «Ямато» по американски.  /  «Правь, Англия, морями… весь 20 век»

 Для этой альтернативы, я воспользовался творчеством Коллеги Графа Цеппелина  / Фон Цеппелина. Другими словами, если мы собрались играть на стратегических картах, то получается, что в этой альтернативе «Лукол угощает Луколла». «Граф Цеппелин играет с Графом Цеппелином». Хотя сам Граф, справедливости ради заметим, критически относился к идее «максималов»
_______
Птеро — начальный элемент.

______

Максималы и Птеро Линкоры.

То, что главной силой флота являются линкоры, считалось аксиомой на протяжении почти трех столетий. Со времен англо-голландских войн XVII века и до Ютландского сражения 1916 года исход войны на море решала артиллерийская дуэль двух флотов, выстроенных в кильватерные линии (отсюда и происхождение самого термина «линейный корабль», сокращенно — линкор). Веру во всемогущество линкора не подорвали ни появившаяся авиация, ни подводные лодки. И после Первой мировой войны большинство адмиралов и военно-морских теоретиков по-прежнему измеряли силу флотов количеством тяжелых орудий, суммарным весом бортового залпа и толщиной брони. Но именно эта исключительная роль линейных кораблей, считавшихся неоспоримыми властелинами морей, и сыграла с ними злую шутку…
Эволюция главных сил флота (броненосцев и линкоров) в первые десятилетия ХХ века была поистине стремительной. Если к началу Русско-японской войны в 1904 году крупнейшие представители этого класса, имели водоизмещение порядка 15 тысяч тонн, то у построенного в Англии два года спустя знаменитого «Дредноута» полное водоизмещение составляло уже 20 730 тонн. «Дредноут» казался современникам гигантом и верхом совершенства. Однако уже к 1912 году на фоне новейших сверхдредноутов он выглядел вполне заурядным кораблем второй линии… А еще через четыре года англичане заложили знаменитый «Худ» водоизмещением 45 тысяч тонн! Невероятно, но мощные и дорогостоящие корабли в условиях безудержной гонки вооружений устаревали буквально за три-четыре года, и их серийная постройка становилась чрезвычайно обременительной даже для самых богатых стран.

Сенатор Бенджамин Риан Тиллман (1847-1918) наблюдал за развитием военно-морского флота США последние десятилетия. Он как-никак, был членом Комитета по военно-морским делам в Сенате, и имел полный доступ к информации о состоянии и развития флота. И перед его глазами (де-факто) шла эволюция дредноутов.
Дредноуты первого поколения – «Дредноут», «Беллерофон», «Мичиган» — в свое время казались могучими – уже к началу Первой Мировой являлись в общем-то устаревшими, затеняемыми более могучими гигантами. Появление суперддредноутов с большей артиллерией главного калибра – 343-мм и 356-мм орудиями сделало первые дредноуты пройденным этапом эволюции военно-морских вооружений менее чем за 8 лет. А на стапелях стояли еще более могучие гиганты с 381-мм и 406-мм орудиями, более быстрые, защищенные и технически совершенные чем любые предшественники. В сравнении с ними, старые дредноуты, уже казались безнадежно устаревшими, не способными даже в теории выдержать морской бой. Один залп строящегося «Мэриленда» — 8 947-кг снарядов – был больше, чем залп двух «Мичиганов», при этом снаряды «Мэриленда» летели гораздо дальше, а сам он был защищен броней, неуязвимой для снарядов старых дредноутов на большинстве дистанций.
И это был еще не предел. Гиганты еще не сошли со стапелей, а на чертежных досках уже шла работа над новым поколением великанов, которое должно было сделать еще только строящиеся корабли столь же устаревшими, сколь устаревшими были первые дредноуты в сравнении со своими гигантскими потомками.
Эта гонка военно-морских вооружений, казалось, будет продолжаться вечно. Титанические ресурсы вкладывались в боевые корабли… чтобы через 10-к лет оказаться выброшенными впустую, так как новый виток развития дредноутов обрекал уже построенные корабли на устаревание. 
 В подобной  ситуации сенатор Тиллман предложил сделать ход ферзем – построить флот «максимальных линкоров». Флот настолько больших и мощных кораблей, которые были бы по карману только сверхбогатой Америке и больше никому, завершить таким образом гонку морских вооружений. Проект был предложен в 1916 году,  и подробно рассматривался в 1917 году.
Но моряки почему-то не поддались теории Фрейда, и не спешили с распахнутыми объятиями встречать сенатора, обещавшего самые большие игрушки. Флот понимал что военная доктрина построенная чисто на экономических рассуждениях вряд ли может быть логичной. Однако Тиллман предъявил флоту не только экономику, но и историю со статистикой.
В качестве истории выступил «Дредноут» — дорогой корабль, дороже броненосцев. Но после «Дредноута» все броненосцы разом устарели, так как линкор имел куда более мощное вооружение. Поэтому новый Максимальный Линкор это американский вариант нового «Дредноута». После постройки одного Максимала, все прочие линкоры разом устареют.  Флот скрепя сердцем вынужден был признать правоту. Хотя бы правоту истории.
Тогда в дело вступила статистика: построенные линкоры должны были завтра устареть, когда со стапелей сойдут новые – мощнее, больше, сильнее. Но в свою очередь эти строящиеся корабли уже уступают, проектируем кораблям. Так зачем идти затратным путем, ступенька за ступенькой,  постепенно увеличивая размер и вооружение, если можно сразу перепрыгнуть несколько ступеней и оказаться на другом этаже. Идти не путем эволюции, а путем революции! Вообще-то словосочетание «путь революции» в 1917-18 годов, было несколько неоднозначным.
Проект был признан интересным и отложен. Скорее всего проект действительно собирались отложить в дальний ящик, а пока заняться модернизацией верфей. В любом случае – хоть для Максимальных Линкоров, хоть до следующих линкоров вещь нужная.
Однако в 1918 году произошло крайне интересное событие.
Сначала стало известно, что англичане намеренны включить в состав своего флота, еще и немецкие корабли – уцелевший флот открытого моря. Благодаря случайной утечке информации, план самозатопления германского флота Скапа-Флоу провалился (в РИ – 21 июня 1918 года). Корабли были захвачены англичанами, и включены в состав английского флота…И таким образом, английский флот усилился на 11 линкоров, 4 линейных крейсера, 8 легких крейсеров…И в его составе оказалось: 43 линкора и 15 линейных крейсеров… Само по себе наличие у Англии такого огромного флота должно было сделать США более сговорчивыми!

Однако не сделало. В этой ситуации проекты сенатора Тиллмана вновь были вытащены из ящика. И…
….Учитывая астрономическую сумму стоимости одного корабля, проект сразу же собирались положить обратно. Впрочем,  сумма строительства новых и новых кораблей то же была не маленькой.
Тем не менее, моряки хотя и признавали по отдельности доводы экономики, статистики и истории, но соглашаться на Максимальные Линкоры все же не хотели. К не удовольствию моряков, на стороне Тиллмана (от радости ему стало очень плохо) теперь выступил Конгресс  — прыжок через несколько ступеней сразу кораблестроения оказывался дешевле, чем постепенный подъем. «Ничего личного – бизнес есть бизнес, а прибыль есть прибыль». И когда Флот в очередной раз собирался отклонить Максимальные Линкоры, Конгресс  поинтересовался: а не зажрались ли девки в деревне?  Почему флот перебирает? Ему дают самое лучшее, а он еще выбирает. Может флот со всем не хочет новые корабли, и собирается решать свои проблемы сам? Понимая что под «новыми кораблями» будет любой корабль новой постройки… и не собираясь оставаться совсем без денег, Флот согласился на Максимальные Линкоры. Тем более что, строительство линкоров уже было остановлено.

  Первоначально заложенный линкор  именовался как «Террор». Но, учитывая не демократическое имя, и история про «Дредноут», линкор получил иное имя – «Несокрушимый Техас» (намек на «Дредноут»). Поскольку  в дальнейшем все линкоры именовались как «Несокрушимые» — «Несокрушимая Аризона», «Несокрушимая Юта», «Несокрушимый Нью-Мехико», приставка «Несокрушимый» постепенно отошла.
Строительство «Максимальных линкоров» США вызвал беспокойство в Великобритании и Франции, а так же Италии и Японии. Конструктора стран принялись разрабатывать корабли которые должны были превзойти американец…. Или хотя бы  не уступать по тактико-техническим характеристикам, так как сумма превосходства перешла с астрономических единиц к парсекам. Но даже корабль близкий по характеристикам к американскому, создать было сложно. По одной причине – финансовой.
К тому же Европа после Первой Мировой Войны, т.е. больших финансовых потерь была не способна на гонку вооружений. И тут история опять пришла на помощь. И снова «Дредноут». Хотя теоретически «Дредноут» отправил все броненосцы в далекое прошлое, но практика показала обратное. Ведь русские в 1914 году броненосцами гоняли немецкий линейный крейсер! А в 1917 году 2 русских броненосца успешно противостояли 2-м немецким линкорам. Следовательно, 3-4 обычных линкора могут одолеть, или по крайне мере противостоять максимальному!
Другим фактом остановившим строительство "Гигантов Европы" были характеристики американских кораблей. Поскольку США не только не скрывали характеристик, а объявили во все услышанье (трепещите зная наше бронирование, скорость и вооружение), был поставлен вопрос, а не дезинформация ли это? Англия и Германия до ПМВ то же много чего говорили и публиковали о своих кораблях, а на деле их характеристики были другими. То броня оказывалась тоньше, то орудия меньше.
Впрочем характеристики Максималов действительно были разными. В прессу попали характеристики всех  проектов новых линкоров. Вот только почему-то несколько перепутанных. В итоге, один линкор должен был иметь 24 орудия и броню в 500-мм, и при этом его водоизмещение не превышало заявленные образцы.
Другой линкор, имея скорость в 30 узлов, должен был быть самым быстрым. Вот только переходя из одной газеты в другую, линкор-бегун, постепенно превратился в спринтера, имеющего скорость в 45 узлов!!! *
_______
* Аллюзия с историем нападения осьминого на миссис Додд.
____________

Анализ характеристик «максималов», только подтверждал "американскую дезинформацию" – а не блеф ли все это? То что американцы строят новые корабли – это факт, но не ужели их характеристики будут такими же как были на бумаге? Тут и специалисты выдали вердикт – «Максималы» просто утонут в первом же плавании. А если не утонут – то из-за чрезмерной длины должны просто переломиться под собственной тяжестью. 
 Американцы собираются построить корабль в 80 000 тонн. Невозможно, – возражают инженеры-строители. – Крупнейший линкор в настоящее время – линкор "Куин Элизабет" водоизмещением 36500 тонн. (иной вариант — "Худ" водоизмещением 45000 тонн). Увеличивать водоизмещение опасно, судно может развалиться надвое в первый же шторм. 80000 тонн – это слишком много.

Руководствуясь такими заявлениями Европа отказалась от гонки вооружений (тем более что и денег было недостаточно), сохранив имеющийся флот.
США на критику европецских специалистов, внимания не обращали.  строительство "Максималов" было прямым вызовом для "Владычицы морей".
Собственно, американцы никогда не скрывали, что их союз с Британией в Первую Мировую был временным, и всегда подчеркивали, что "мы могли тогда с равным успехом воевать и проитив Британии". И пока строились линкоры, военные разрабатывали планы.
 Военный план "Красный" создавался в США с начала (в РИ середины) 1920-ых годов, когда отношения Британской Империи с США пошли на спад.  В основу плана закладывалось предположение, что в любой войне с США Британия будет использовать Канаду как точку сосредоточения сил. Поэтому основные усилия должны были быть обращены на Канаду — единственный доминион, расположенный так чтобы непосредственно угрожать американской метрополии.
План предусматривал вторжение армии США в Канаду с целью исключения возможности для Британии воспользоваться ее ресурсами. В основе плана предусматривалась преимущественно наземная кампания — американцы с уважением относились к британскому флоту, и не хотели ставить успех кампании в зависимость от исхода морского сражения.
 
Однако ожидавшаяся в ближайшее время война — откладывалась.
Великобритании нужно было время, что бы отдышаться после Первой Мировой Войны. Привести себя, т.е. экономику в порядок, а уже потом и воевать.
США, с одной стороны упустили благоприятный момент удара (1917-1918), не решившись начинать войну сразу, а с другой стороны решили пойти по-другому. Пусть Европа строит свои линкоры и вкладывает в них все свои деньги. Новые сверхмощные дредноуты Америки разнесут в щепки европейский флот.

Поскольку Англия и США неуклонно двигались к войне, и по многим показателям США превосходили противника, то Великобритания принялась искать союзников.
Франция. Франция понеся большие потери в войне как на полях сражений, так и на полях финансов не собиралась участвовать в какой бы там не было войне. Воевать с США не будет, но и в спину не ударит.
Германия. Германская Империя, как союзник свое дело уже сделала – снабдила английский флот линкорами и линейными крейсерами. Хорошо было бы если еще и матросами – зачем в бою с американцами гибнуть англичанам? В тяжелейших после военных условиях, на британскую службу можно будет привлечь многих немецких, да и русских моряков, которым надо на что жить.
Италия. Италия ни как союзник, ни как враг не подходила. Интересы Италии на другую сторону Атлантики не распространялись. Поэтому союзник из них будет слабый – воевать ему не за что. А вот если враг, так как интересы Италии были в Африке,  на этот случай Франция есть.
Голландия. Голландия – как и Италия, то ли враг, то ли союзник. Если враг то многое не сделает, если союзник – много не поможет. Скорее всего будет ждать последнего момента. Тем не менее, если напугать США… (если США раньше не напугают Японией)
Таким образом, Европа оставляла Великобританию один на один с США. Европа – но не Азия. Азия предоставила союзника, и то же морскую державу, Японию.
 Япония. Намерения японцев выбиться в лидеры казались исключительно серьезными. Верфи фирмы “Мицубиси” в Нагасаки продемонстрировали высокую скорость постройки, и ожидалось что в конце 1921 года “Тоза” и “Кага” сойдут на воду. Остальные единицы “линии баталии” также строились полным ходом. Набиравшие все большую экономическую мощь, но все еще недостаточно опытные в строительстве флота Соединенные Штаты вряд ли могли немедленно ответить столь же обширной программой
Конечно, отношения между Великобританией и Японией в последнее время несколько охладились. Японцы не хотели действовать в Британских интересах, японцы слишком требовали от своих учителей. Свое дело, ослабить Российскую Империю, Япония выполнила – никто же тогда не думал, что это задание азиатский щенок выполнит так хорошо. Что ж предстоит время, азиатской собачке еще раз послужить интересам Великобритании – ослабить США. А уже после можно будет открыто дать понять, что бы азиатский дракон и дальше жил в своей берлоге.
Впрочем оставалась еще одна страна, не то в Европе, не то в Азии.

Россия. Российская Империя или СССР из-за Гражданской войны не собирался принимать никакого участия в войне гигантов. Ни со стороны Англии, ни со стороны США.
Свое дело как союзник, русские уже выполнили – возместили Англии деньги (к сожалению не в полном объеме) которые были  потеряны в годы войны. Однако то была интервенция, а можно сегодня действовать и пряником. У русских еще остались корабли, линейные корабли. Однако русские или коммунисты — купить у них корабли? Да эту страну надо изолировать, и поделить. Однако реальность  (на носу война с США) диктовала оставить политические разногласия. Для войны требовались здоровая экономика, а вот с экономикой уАнглии было не очень.
 Со второй половины 1920 года в Англии стали обнаруживаться симптомы надвигавшегося кризиса: быстрое падение цен на промышленные товары, сокращение производства, чрезвычайный рост безработицы. В течение полугода Англия перешла от бума к тяжелому кризису.  Экономический кризис отразился и на политической жизни страны, Английская буржуазия, которая до сих пор маневрировала, перешла в открытое наступление против рабочего класса. 
В этих условиях, выбирать союзника не приходилось. Русским сейчас требовались станки, оборудование, продовольствие и они расплачивались они золотом. Что ж – пусть расплачиваются. Если русские сейчас голодаю, то свои корабли дороже металлолома не продадут.
Поэтому стремясь как можно быстрее восстановить экономику, Великобритания, решила действовать согласно американскому правилу – «ничего личного, просто бизнес». На войну с США требовались деньги, и деньги можно было взять и торговлей. Поэтому как только симптомы кризиса начали проявляться, Англия стала зондировать почву с СССР. И 16 ноября 1920 года (РИ — 16 марта 1921 г). был заключен Торговый договор между СССР и Великобританией.
 После заключения англо-советского торгового соглашения торговля между двумя странами значительно расширилась. Ее оборот сравнительно быстро достиг довоенного уровня (пришлось возвратить часть гражданских судов), ведь Советское государство орговало с Англией в больших масштабах, чем царская Россия.
 Основными статьями английского импорта из СССР в то время являлись лес, зерно и другие товары, в которых Англия остро нуждалась и которые она обычно закупала за границей. Англия ввозила в СССР машины, оборудование, цветные металлы, химические товары, каучук, т. е. традиционные товары своего экспорта. Установление дипломатических отношений должно было, естественно, значительно улучшить условия для развития экономических связей и способствовать их расширению.
 Нормализация дипломатических отношений с Советским Союзом вместе с тем укрепляла внешнеполитические позиции Англии в Европе. 
 Против торгового соглашения, было не мало противников как в Великобритании, так и в СССР. Так же остались нерешенные вопросы. Но союз был выгоден обеим странам, и.. .
 2 февраля 1921 года (РИ — 1924 г). британский официальный агент в Москве Ходжсон (?) в ноте на имя народного комиссара иностранных дел известил, что правительство Великобритании «признаёт Союз Советских Социалистичес-ких Республик как правительство де юре тех территорий бывшей Российской империи, которые признают его власть».
 Английское правительство предлагало советскому правительству прислать в Лондон представителей, снабжённых необходимыми полномочиями, «для выработки предварительной основы окончательного договора, решающего все имеющиеся между обеими странами вопросы».

Кризис в Англии, и готовящаяся большая война были для СССР настоящим подарком. Причем не только для экономики, но и для полтики. Мир вновь шагал к войне, еще не отдохнув от войны предыдущей. До СССР никому не было дела, а вот СССР…
 С одной стороны должны были столкнуться самые большие Линкоры, с другой стороны — многочисленная эскадра (уступающих по многим характеристикам) линкоров.

Использованы
http://alternathistory.livejournal.com/872457.html
http://sbiblio.com/biblio/archive/gromika_istorija/06.aspx
http://www.diphis.ru/priznanie_sssr_angliey-a591.html
http://www.battleships.spb.ru/0696/history.html
http://anatomy_terms.academic.ru/255/%D0%BF%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BE
http://www.uhlib.ru/istorija/sredizemnoe_more/p11.php

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4673/

И если быть точным, то Птеро — начальный элемент сложных слов со значением "крыло" "летающий".

СЕЖ
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account