Лёгкие крейсеры типа «Де Зивен Провинсиен». Нидерланды

19

Угроза Голландской Ост-Индии со стороны Японии требовала радикального усиления колониального флота. Ввод в строй крейсера «Де Рюйтер» и закладка ещё двух крейсеров типа «Тромп», которые являлись переходным вариантом между лёгкими крейсерами и лидерами эсминцев, по программе усиления флота 1932 года лишь частично компенсировали ситуацию. Так как собственно лёгких крейсеров в японском флоте было не так много, то, по мнению Морского штаба, основным противником должны были стать эсминцы.

Лёгкие крейсеры типа «Де Зивен Провинсиен». Нидерланды

Поэтому в 1937 году парламент одобрил выделение дополнительных средств на строительство новых кораблей на смену устаревшим крейсерам «Ява» и «Суматра». Изначально их планировалось заменить после принятия на вооружение крейсеров типа «Тромп», но накаляющаяся ситуация на международной арене требовала количественного увеличения флота, и оба крейсера решено было пока оставить в составе колониальной эскадры.

Содержание:

Разработка проекта и строительство

В 1936 году в Морском штабе начали подготовку технического задания для проектирования нового лёгкого крейсера. За основу было решено взять достаточно удачный «Де Рюйтер», но с увеличенным до 9000 тонн водоизмещением, более мощным бронированием и вооружением из 8 орудий калибра 152 мм.

Уже в 1937 году парламент утвердил выделение средств на два крейсера: «Кийкдуин» и «Де Зевен Провинсиен». Но из-за финансовых проблем начало строительства затягивалось, и закладка состоялась только в 1939 году. На момент оккупации Нидерландов Третьим Рейхом готовность корпусов головного корабля, переименованного в «Эндрахт», и «Де Зевен Провинсиен» не превышала 12%. Тем не менее оккупационные власти решили достроить оба крейсера, но с вооружением из 150-мм орудий SK C/28. Из-за саботажа работников, а также большой загруженности верфей текущим ремонтом, строительство крейсеров KH1 и KH2 шло очень медленно. До конца войны удалось спустить на воду только KH1, но корпус ещё нуждался в достройке.

После окончания Второй Мировой войны голландское правительство решило не отправлять крейсеры на металлолом, а достроить по измененному проекту, предполагавшему усиление зенитного вооружения, новую ГЭУ и современные радары. Строительство возобновилось в 1946 году, а «Эндрахт» был переименован в «Де Рюйтер» в честь погибшего в Яванском море флагмана адмирала Доормана.

В 1950 году после утверждения окончательного проекта, чтобы избежать путаницы, проект получил официальное обозначение «Де Зевен Провинсиен», поэтому головной корабль переименовали в «Де Зевен Провинсиен», а второй получил имя «Де Рюйтер». В 1953 году после проведения ходовых испытаний оба крейсера вошли в состав голландского флота под бортовыми номерами С802 и С801.

Описание конструкции

Корпус

При стандартном водоизмещении 9529 тонн и полном в 11850 тонн длина корпуса составляла 187,2 м при ширине 17,25 м. Соотношение длины к ширине 10,8:1 обеспечивало хорошую мореходность и достаточно высокую скорость. Носовая часть имела наклонный форштевень. Длинный полубак занимал более 75% от общей длины корпуса и оканчивался за кормовой надстройкой. Массивная грот-мачта служила для расположения на ней решеток радаров и постов управления огнем.

Бронирование

Главный бронепояс толщиной 76 мм, изготовленный из цементированной крупповской брони, в носовой оконечности уменьшался до 50 мм, а в кормовой — до 20 мм. Главная и верхняя палуба также выполнялись из броневой стали с дополнительным локальным бронированием в наиболее уязвимых участках. Лобовая и боковые части боевой рубки имели бронирование 125 мм.

Башни главного калибра имели лобовую броню в 100 мм и 50 мм по бортам, а крыша защищалась 50-мм броней.

Силовая установка

Двухвальная ГЭУ суммарной мощностью в 85000 л.с. включала в себя две редукторные паровые турбины De Schelde Parsons и 4 котла Werkspoor-Yarrow. Для повышения живучести ГЭУ устанавливалась по эшелонной схеме, позволяя сохранить ход даже в случае выхода из строя одной из турбин. Максимальная скорость достигала 32 узла.

Стандартный запас топлива в 1750 тонн мазута обеспечивал крейсеру дальность плавания в 7000 миль экономичным 12-узловым ходом.

Вооружение

Главный калибр

В четырёх двухорудийных башнях по линейно-возвышенной схеме устанавливались универсальные орудия «Бофорс» M1942 калибром 152 мм. Они имели стволы длиной 53 калибра с максимальным углом возвышения +70°, а сектор обстрела каждой башни составлял 300°. Дальность стрельбы бронебойным 45.8-кг снарядом по морским целям достигала 26 км, а по воздушным — 15,25 км. В боекомплект входили как бронебойные и осколочно-фугасные снаряды, так и зенитные с дистанционным взрывателем.

Благодаря автоматизированной системе заряжания, каждое орудие могло вести огонь со скорострельностью 10 выстр./мин. бронебойными и 15 выстр./мин. осколочно-фугасными снарядами.

Зенитное вооружение

ПВО среднего радиуса представляли четыре спаренные башенные установки 57-мм орудий «Бофорс» М1950 с автоматической системой заряжания из орудийного бункера. Это обеспечивало достаточно высокую скорострельность 120 выстр./мин. на один ствол, позволяя серьёзно усилить ПВО крейсера в среднем радиусе. Досягаемость по высоте составляла 5 км.

Эти орудия размещались таким образом, чтобы полностью перекрыть все секторы обстрела. Одна установка располагалась за носовыми башнями ГК, одна — перед кормовыми, а ещё две — побортно в передней части кормовой надстройки.

ПВО ближнего радиуса было представлено 8 одиночными установками 40-мм автоматов «Бофорс» L/70 М1948 с магазинной системой подачи боеприпасов. При практической скорострельности до 200-240 выстр./мин. это орудие обеспечивало досягаемость по высоте в 3 км и было одним из лучших в своем классе.

Торпедное вооружение

Первоначальный проект предусматривал установку двух трёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов в центральной части корпуса. Но после возобновления строительства от торпедных аппаратов было решено отказаться ввиду того, что во время Второй мировой войны тактика использования крейсеров для торпедных атак оказалась неэффективной.

Модернизации

В 1962 году головной крейсер «Де Зевен Провинсиен» был модернизирован. У него демонтировали кормовые башни главного калибра и оставили в задней полусфере только одну установку 57-мм автоматических пушек. Освободившееся пространство использовали для размещения посадочной площадки противолодочного вертолета SH-3D Sea King, а также спаренной пусковой установки Мк.2 для зенитных ракет RIM-2 «Терьер». Также были заменены устаревшие радары на более совершенные.

Боевая служба головного корабля

После вступления в строй «Де Зевен Провинсиен» стал флагманом голландского флота и активно участвовал как в учебных, так и в заграничных походах для «демонстрации флага». Совместно с «Де Рюйтером» принимал участие в военно-морских учениях сил НАТО, где они часто использовались в качестве флагманских кораблей.

В 1972 году стало окончательно ясно, что чисто артиллерийский корабль уже не отвечает требованиям современной войны и кардинально уступает по своей мощи ракетным кораблям. Поэтому было решено вывести оба крейсера из состава флота, а взамен построить корабли УРО меньшего водоизмещения. В 1973-1975 годах оба крейсера продали в Перу, где они вошли в состав перуанского флота под именами «Альмиранте Грау» («Де Зевен Провинсиен») и «Агирре» («Де Рюйтер») и достаточно долго считались кораблями с самым мощным артиллерийским вооружением в мире.

Оценка проекта

На момент разработки проекта крейсеры «Де Зевен Провинсиен» представляли собой сильные боевые единицы, способные на равных противостоять японским лёгким крейсерам за счет большого веса бортового залпа и имевшие сильное зенитное вооружение. Но к середине 1950-х годов на вооружение флотов стало поступать управляемое ракетное вооружение, и ценность чисто артиллерийских кораблей резко упала. По боевым качествам такой крейсер уступал советским эсминцам проекта 56М и 57-бис, вооруженных противокорабельными ракетами КЩМ.

Источник — https://dzen.ru/a/ZQCSwS9tFQIGDc2m

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account