16

Содержание:

Одним из основных видов орудий, выпускавшихся концерном «Шкода» в межвоенный период, являлись 100-мм полевые гаубицы. Отработав конструкцию на экспортных заказах, конструкторы из Пльзеня создали орудие vz. 30 для чехословацкой армии. Эта лёгкая гаубица стала одной из лучших в своём классе, но повоевать за Чехословакию ей не довелось.

В первые годы существования Чехословакии дивизионная артиллерия её армии была представлена двумя основными артсистемами: 7,5-см пушкой vz. 17 и 10-см гаубицей vz. 14/19 (в чехословацкой номенклатуре калибр орудий традиционно указывался в сантиметрах, а не в привычных нам миллиметрах). Если последняя система считалась вполне удачной, то пушка критиковалась из-за недостаточной для дивизионной артиллерии дальности стрельбы. Для замены пушки vz. 17 ещё в 1921 году началась разработка нового орудия, но велась она ни шатко, ни валко, и в конце 1925 года Министерство национальной обороны закрыло программу. Военных привлекла новая идея, предложенная «Шкодой» — универсальный лафет, на который можно было установить пушечный или гаубичный ствол. Лафет был приспособлен как к конной, так и к механической тяге. Правда, он был однобрусным, а в то время в полевой артиллерии уже начали распространяться лафеты с раздвижными станинами, обеспечивавшие больший угол горизонтального наведения. Но «Шкода» предложила альтернативное решение — поворотный круг, обеспечивавший круговой обстрел (с перестановкой станины). Оформлять контракт военные не спешили, наблюдая за отработкой конструкции «дуплекса» для зарубежных заказчиков.

Разработка

В 1927 году появилась 10-см гаубица FE, созданная по югославскому заказу. Орудие, весившее 1700 кг, имело дальность стрельбы 10 600 м, и по этому показателю относилось к лучшим в мире системам своего класса. Югославия заказала 72 такие гаубицы и приняла их на вооружение под обозначением М.28. Министерство национальной обороны Чехословакии решило, что гаубица FE послужит основой для будущей артсистемы чехословацкой армии. Параллельно велась разработка 8-см (точнее, 76,5-мм) пушки на базе орудия EF, унифицированного по лафету с гаубицей и также заказанного Югославией в количестве 300 единиц.

Созданная для Югославии гаубица FE послужила прототипом орудия для чехословацкой армии

Созданная для Югославии гаубица FE послужила прототипом орудия для чехословацкой армии

На рубеже 20-30-х годов прошлого века в полевой артиллерии назревала революция. Начиналось внедрение технических нововведений вроде автофретированных стволов, дульных тормозов, лафетов с раздвижными станинами и колёс-пневматиков. «Шкода» была готова внедрить эти нововведения, но этому помешал консерватизм военных, умноженный на стремление сэкономить средства. В итоге новая гаубица, получившая фирменный индекс NPH, сохранила однобрусный лафет. Он мог комплектоваться двумя типами колёс — для конной или моторной тяги.

Гаубица vz. 30

Гаубица vz. 30

Министерство национальной обороны заказало опытную батарею новых 10-см гаубиц, прошедшую интенсивные испытания в 1930-1933 годах. Среди недостатков, вскрывшихся в ходе испытаний, наиболее серьёзным являлось большое рассеивание снарядов. Постепенно большинство замечаний удалось устранить. 16 июня 1933 года на полигоне в Йинце состоялись приёмосдаточные испытания. Во время них был продемонстрирован марш батареи, ведение огня в условиях, приближённых к боевым, а также замена ствола прямо на огневой позиции. Единственным камнем преткновения являлась масса гаубицы, превышавшая пределы, предусмотренные заданием. В итоге комиссию удалось убедить, и 23 сентября 1933 года орудие приняли на вооружение, присвоив обозначение 10 cm lehká houfnice vz. 30.

В чехословацкой армии

Министерство национальной обороны заказало 164 гаубицы vz. 30 в варианте для мехтяги — с подрессоренным колёсным ходом. Поставки начались только в 1936 году, а завершились осенью 1938 года. В первую очередь новые гаубицы поступили на вооружение артиллерийских частей армейского резерва — 51-го (Брандис-над-Лабем), 52-го (Табор), 53-го (Ходонин) и 54-го (Нитра) артиллерийских полков. Вторые дивизионы каждого из них состояли из трёх трёхорудийных батарей гаубиц vz. 14/19, которые к 1937 году были заменены аналогичным количество гаубиц vz. 30. В случае мобилизации на основе этих полков разворачивались «близнецы» второй очереди (55-й, 56-й, 57-й и 58-й артполки), поэтому каждый дивизион имел двойной комплект вооружения и прочего имущества.

Установка гаубицы vz. 30 на огневой позиции

Установка гаубицы vz. 30 на огневой позиции

Гаубицы vz. 30 поступили и на вооружение четырёх отдельных артдивизионов — 81-го (Костелец-над-Орлици), 82-го (Преров), 83-го (Шаморин) и 84-го (Тин-над-Влтавоу). Эти дивизионы входили в состав формирующихся подвижных дивизий. Каждый из них включал четыре четырёхорудийные батареи: две со старыми 8-см (76,5-мм) пушками vz. 5/8 на конной тяге и две — с гаубицами vz. 30 на мехтяге. При мобилизации на базе этих частей дополнительно разворачивались 85-й, 86-й, 87-й и 88-й дивизионы. Они были чисто гаубичными и полностью моторизованными, включавшими по три четырёхорудийные батареи гаубиц vz. 30.

Гаубица vz. 30, буксируемая автомобилем «Прага» RV

Гаубица vz. 30, буксируемая автомобилем «Прага» RV

Основным средством механической тяги для гаубиц vz. 30 являлись трёхосные автомобили «Прага» RV (rychlý vojenský, то есть «быстроходный военный»). Эти грузовики с паспортной грузоподъёмностью 2000 кг по шоссе и 1500 кг по бездорожью являлись одними из самых распространённых в чехословацкой армии — в 1935-1938 годах она получила более двух тысяч таких машин. 60-сильный шестицилиндровый двигатель вкупе с «внедорожной» трансмиссией не делали автомобиль особо «резвым» — на шоссе он мог разогнаться лишь до 57 км/ч (с прицепом — до 51 км/ч) — но обеспечивали хорошую проходимость. «Прага» RV могла буксировать прицеп массой до 2800 кг, что значительно превышало массу гаубицы vz. 30.

На службе Третьего рейха

Когда 15 марта 1939 года вермахт оккупировал Чехию, ему досталось большинство гаубиц vz. 30 — в различных источниках фигурируют цифры 112, 137 и даже 158 единиц. Учитывая, что три десятка таких орудий использовались словаками, первая цифра представляется заниженной, а последняя явно завышена. Гаубицу приняли на вооружение под обозначением 10 cm leFH 30(t). В качестве средства тяги немцы использовали не автомобили, а трёхтонные полугусеничные тягачи Sd.Kfz. 11.

Гаубицы leFH 30(t) в значительном количестве использовались во время блицкрига на Западе в мае-июне 1940 года. Встречаются сведения о том, что на Западный фронт были отправлены 127 таких орудий, но насколько они точны, сказать трудно, поскольку распределение гаубиц по частям не установлено. Затем leFH 30(t) перекочевали в учебные части (например, в артиллерийскую школу в Ютербоге) и на укрепления Атлантического вала.

Гаубица leFH 30(t) на полигоне

Гаубица leFH 30(t) на полигоне

В войсках СС бывшие чехословацкие гаубицы продолжали применяться в полевых соединениях. В частности, ими были укомплектованы 2-й и 3-й дивизионы 3-го артполка СС, входившего в дивизию «Тотенкопф». В июне 1944 года гаубицы leFH 30(t) получил 51-й артдивизион СС, входивший в 51-ю панцергренадерскую бригаду СС — одно из соединений, спешно сформированных из личного состава учебных и запасных частей после высадки союзников в Нормандии. Первоначально эта бригада дислоцировалась на юге Дании, изображая «27-ю танковую дивизию СС», поскольку вероятной считалась высадка союзников в Ютландии. В августе 1944 года 51-ю бригаду перебросили во Францию, где она и была разгромлена.

В марте 1945 года в частях имелось десять гаубиц leFH 30(t) и 4000 снарядов к ним.

В армии Словакии

Словакии досталось 30 гаубиц vz. 30. Согласно организации армии мирного времени, введённой в 1940 году, 12 таких орудий составляли вооружение 1-го дивизиона 11-го моторизованного артполка — части центрального подчинения, дислоцированной в городе Жилина. Остальные гаубицы vz. 30 находились в мобилизационном запасе.

Батареи гаубиц vz. 30 на параде словацкой армии

Батареи гаубиц vz. 30 на параде словацкой армии

22 июня 1941 года 1-й дивизион 11-го артполка (9 гаубиц — три трёхорудийные батареи) вошёл в состав Подвижной группы. Когда же в середине июля группу развернули в бригаду, она получила 11-й артполк в полном составе (три 12-орудийных дивизиона, в том числе два — с гаубицами vz. 30). Но уже в конце месяца в Подвижной дивизии, сформированной на базе бригады, осталось только 16 гаубиц vz. 30 (12 в 1-м дивизионе 11-го артполка и 4 — в одной батарее 2-го дивизиона). Ещё четыре такие гаубицы имелись в Охранной дивизии.

К концу 1941 года в Подвижной дивизии осталось только две батареи гаубиц vz. 30. В течение последующих месяцев состав артиллерии этого соединения претерпевал изменения, но количество vz. 30 оставалось практически неизменным — 6-8 орудий в строю и несколько в резерве и ремонте. В марте 1943 года все они были потеряны при отступлении с Кавказа.

В 1944 году 11-й артполк располагал 12 гаубицами vz. 30. Когда началось Словацкое национальное восстание, его матчасть была захвачена немцами. После войны несколько гаубиц вернулись в состав армии Чехословакии, но вскоре были списаны в рамках мероприятий по унификации артиллерийского парка.

10-см гаубица vz. 30 являлась одним из наиболее современных орудий чехословацкой армии. В то же время, конструкция её лафета была в некоторой степени архаичной. Вины в том конструкторов не было — они следовали требованиям военных.

Краткое техническое описание

Гаубица vz. 30 имеет автофретированный ствол-моноблок длиной 25 калибров с 36 правосторонними нарезами постоянной крутизны. Затвор — горизонтальный клиновой. Тормоз отката — гидравлический, накатник — пружинный.

Лафет — однобрусный, с подрессоренным колёсным ходом и щитом толщиной 4,2 мм. Механизм вертикального наведения обеспечивает очень большой угол возвышения — до 80º. Это своеобразный атавизм, оставшийся от короткого периода увлечения идеей универсальных орудий, совмещавших в себе функции полевых и зенитных. В то же время, угол горизонтального наведения ограничен 4º вправо и влево, но может быть увеличен до кругового за счёт применения поворотного круга.

Гаубица vz. 30 на поворотном круге

Гаубица vz. 30 на поворотном круге

Заряжание орудия — раздельно-гильзовое. В боекомплект входят снаряды vz. 30: осколочно-фугасный, осколочно-фугасный с взрывателем замедленного действия, шрапнельный. Кроме того, орудие может вести огонь снарядами от гаубицы vz. 14/19. Расчёт орудия состоял из семи человек.

Тактико-технические характеристики 10-см гаубицы vz. 30

КАЛИБР, ММ 100
ДЛИНА СТВОЛА, ММ/КАЛИБРОВ 2500/25
МАССА ОРУДИЯ В БОЕВОМ ПОЛОЖЕНИИ, КГ 1798
ВЫСОТА ОРУДИЯ В БОЕВОМ ПОЛОЖЕНИИ, ММ 1620
ВЫСОТА ЛИНИИ ОГНЯ, ММ 1185
УГОЛ ВЕРТИКАЛЬНОЙ НАВОДКИ, ГРАД. -8, +80
УГОЛ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ НАВОДКИ, ГРАД. 8
МАССА СНАРЯДА, КГ 16
МАКСИМАЛЬНАЯ НАЧАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ СНАРЯДА, М/С 430
МАКСИМАЛЬНАЯ ДАЛЬНОСТЬ СТРЕЛЬБЫ, М 10600
СКОРОСТРЕЛЬНОСТЬ, ВЫСТР./МИН 6-8

Источник: https://warspot.ru/18560-lyogkaya-gaubitsa-iz-plzenya

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account