Краски цветенья
нам трудно надолго сберечь.
День увяданья
отсрочить не может никто.
То, что когда-то,
как лотос весенний, цвело,
Стало сегодня
осенней коробкой семян…
Иней жестокий
покроет траву на полях.
Сникнет, иссохнет,
но вся не погибнет она!(Тао Юаньмин)
Недолгое развитие класса минных крейсеров (или торпедных канонерских лодок) пришлось в основном на последние десятилетия 19-го века. Список задач, возлагаемых на эти многоцелевые корабли был довольно широк, от торпедных атак до прикрытия собственных кораблей от чужих миноносцев. Многочисленные эксперименты с этими кораблями привели позднее к созданию эскадренных миноносцев, какими мы их знаем. Наиболее многочисленное семейство торпедных канонерских лодок было построено в Великобритании.
В инициативном порядке частная верфь «J.Samuel White» из Кауса (остров Уайт, у Ньюпорта) в 1887 году по проекту Сэмюэля Уайта заложила экспериментальный «200-футовый ловец миноносцев (torpedo catcher) со скоростью более 20 узлов», заводской номер 746. Проект предусматривал при водоизмещении 300 тонн достижение 22 узловой скорости. На воду его спустили в 1888 году под именем «Sea Serpent»(морской змей).
Однако достроить его небольшая верфь не смогла и 21 марта 1894 года недостроенный корабль был выкуплен фирмой «Армстронг», которая под заводским номером 621 его достроила в Эльсвике с марта по сентябрь 1894 года.
Два снимка «Фэйтина» у достроечной стенки верфи «Армстронг» в Эльсвике:
6 августа 1894 года корабль был приобретен агентом цинского правительства Джоном Палмером, однако из-за войны между Японией и Китаем крейсер задержали на верфи до 23 июня 1895 года, когда с британским экипажем он отправился в Китай.
В Дагу корабль прибыл 21 октября 1895 года, здесь он получил имя «Фэйтин» 飛霆, что значит «летящий гром». По классификации корабль причислили к торпедно-канонерским лодкам (юйлэй паоцзянь).
Две схемы Фэйтина первая — из книги Брука, корабль показан с двухтрубными торпедными аппаратами, вторая — из Warship Imternational, торпедные аппараты однотрубные:
«Фэйтин» Fei Teng 飛 霆 Армстронг, Элсвик, Великобритания Заложен 1887 г., спущен на воду 1887 г. , вступил в строй сентябрь 1894 (июнь 1895). 17 июня 1900 захвачен Соединенным Королевством, Францией, Германией и Россией
Водоизмещение нормальное: 323 (349)т, полное 401/650 т; длина 60,23/60,96/ 63,63 м, ширина 7-7,21 м, осадка 2,42-2,44 м;
Двигатели — 2 паровые машины тройного расширения (по др. данным компаунд), 2 локомотивных котла; 3000 инд. л.с.; 2 винта. скорость 20 узлов, максимальная 21,2 узла; запас угля: нормальный 50 т, полный 90(104) т; экипаж 50-92 чел. Броня рубки 45 мм
Вооружение: Два 95-102мм/40 орудия Armstrong 25pdr QF, четыре 47-мм/40 пушки Hotchkiss, пять 350-мм (457 мм) торпедных аппаратов (2×2 борт и 1×1носовой);
Торпедная канонерская лодка имела стальной гладкопалубный с седловатостью корпус с тараном, с двумя узкими высокими близкорасположенными трубами поперек корпуса за фок-мачтой (мачты тоже было две). Корма была заужена по типу каноэ. Центральная часть корпуса закрывалась высоким фальшбортом для увеличения мореходности. Напротив орудий фальшборт был откидным, а у торпедных аппаратов-со специальными крышками у портов.
В центре палубы размещалась надстройка с двумя ярусами и ходовым мостиком. Бронировалась только боевая рубка-листами 45 мм.
Силовая установка была изготовлена фирмой «Belliss & Co» и имела мощность 2000 л.с. при естественной тяге и 3000 л.с. при форсированной. Расчетная скорость 18 и 20 узлов соответственно. На испытаниях в 1890 году с 50 тоннами угля на борту «Sea Serpent» показал 1695,2 и.л.с. и 18,66 уз при естественной и 2932 и.л.с. и 21,45 уз при искусственной тяге.
Вооружен корабль был двумя 25 -фунтовыми скорострельными пушками QF Armstrong со щитами, установленными на носу и на корме. Четыре 3-фунтовые QF скорострелки Гочкиса были размещены на миделе.
В центре корпуса на верхней палубестояли две спаренные (по другим данным – однотрубные) торпедные установки и одна неподвижная 356 мм торпедная установка монтировалась в носовой части. Возимый боекомплект-12 торпед «Шварцкопф». Однако при постройке корабль был вооружен 356-мм торпедными аппаратами системы Уайтхеда.
«Фэйтин» во время подавления союзниками боксерского восстания оказался в сухом доке Дагу, где был 17 июня 1900 года поврежден при обстреле и захвачен союзными войсками России, Англии, Германии и Франции.
Поврежденный крейсер оставался под контролем российского командования до 19 декабря 1902 года, когда его вернули Китаю в некомплектном виде, с разобранными машинами и некомплектным вооружением. Говорили, что детали пошли на ремонт русских кораблей.
Дальше его судьба в разных источниках выглядит по разному.
По одним данным его списали почти сразу, в 1905 году. По другим, в 1907 году его все-таки решили восстановить и в 1909 году ввели в строй. При этом крейсер якобы активно участвовал в Синхайской революции 1911 года и последующих событиях 1912-1913 годов. В 1920 году был исключен из состава флота.
По одной из версий потом, в 1928 году корабль переименовали в «Ушэн» 武勝, что значит воин-победитель, и после ремонта переоборудовали в невооруженное географическое судно (900 л.с.,11 узлов). В 1935 году его в очередной раз списали и 11 августа 1937 года затопили вместе с другими старыми судами на реке Янцзы у Цзянъиня на пути японцев.
Источник — https://zen.yandex.ru/media/marin/minnye-kreisera-lovec-minonoscev-feitin-5e5dd19c871f331bddd08741?&