Логистика — царица полей. Или сколько вам всего потребуется для нормального наступления
Когда люди рассуждают о крупных наступления они, как правило, оперируют вопросами стратегии и тактики рассматривая карты с агрессивными стрелами. Куда реже вспоминают о логистике и материально-техническом обеспечении, о котором неустанно болит голова у ответственных военных профессионалов.
К Первой мировой требования к снабжению, как и списки необходимого в ежедневном режиме для нормального функционирования и боеспособности войск выросли в разы по сравнению с последними десятилетиями XIX-го столетия. А уже в первые месяцы окопной войны и эти требования выросли дополнительно.
Особенно сильно вопросы снабжения вставали перед началом любого крупного наступления, когда требовалось перебросить на новое направление огромные силы и средства. Нередко сама переброска требовала огромных усилий и подготовительных работ. Ярким примером подобного стала “Битва на Сомме” — английское наступление на французской земле летом 1916-го года.
Еще при черновом планировании операции на Сомме специалисты по логистике BEF и Имперского генерального штаба подсчитали, что перед началом наступления будет необходимо перебросить на этот участок фронта 400 000 человек, 1000 орудий и 100 000 лошадей — и все это по самым минимальным прикидкам. Для удовлетворения просто каждодневных потребностей такой армии в наступлении потребуется ежедневно 14 грузовых составов боеприпасов, 11 составов прочих припасов и 6 составов с личным составом, лошадьми и артиллерией. Но этот 31 состав в день был минимально необходимым, в процессе подготовки операции. Также в случае экстренной ситуации на фронте, этот показатель должен быть равен 70 составам в сутки.
С точки зрения логистики, район Альбера был едва ли не худшим во всем британском секторе. Район был сельским, лишенным крупных городов или промышленных объектов и довольно бедным. В сторону Альбера шли лишь две жд ветки, причем одна из них была узкоколейной, обе они были без крупных сортировок или товарных станций.
Для наступления эта местность была выбрана прежде всего потому, что в этой точке смыкались британский и французский участки фронта. Просто для того чтобы встретить все требования армии по снабжению, пришлось строить дополнительно две железнодорожные ветки, с разворотным кругами, вспомогательными путями и боковыми ответвлениями к крупным складам и центрам снабжения, все имеющиеся станции пришлось расширять и строить 5 новых станций с длинными платформами и перегрузочными пакгаузами.
Кроме всего этого, необходимо было построить дополнительную сеть узкоколеек для доставки припасов от основных железнодорожных станции ближе к фронту, а иногда прямо к позициям (например тяжелых и сверхтяжелых артиллерийских батарей).
Не менее сложной ситуация была и с грунтовыми дорогами, которые должны были выдержать нагрузку от сотен тысяч солдат и миллионов тонн грузов. В районе имелось лишь три двухполосные грунтовые дороги, одна из которых восходила чуть ли не к римским временам, а остальная дорожная сеть была представлена исключительно узкими проселками. Их всех предстояло расширить и укрепить, но для этого, опять же, требовались дополнительные жд составы с камнем, инструментом, металлическими каркасами и прочим так как ничего этого на месте не было. Всего под реконструкцию попадало около 200 миль дорог.
Все маленькие деревни и городки были переполнены солдатами еще до того, как начала прибывать основная масса войск. Требовалось построить более тридцати полевых лагерей с щитовыми казармами, палаточными лагерями и всей инфраструктурой для обитания солдат на срок до 90 дней. К этому следовало прибавить несколько тыловых госпиталей и множество ремонтных мастерских, требующих не только крыши, но и электричества.
Еще одной проблемой стала свежая вода. Существующие колодцы и водопроводы с трудом удовлетворяли нужды местного населения, но для сотен тысяч человеческих и лошадиных ртов, и, о веяние времени, тысяч радиаторов, их не хватало.
Пришлось выкопать более 80 артезианских колодцев колодцев и скважин и проложить более ста миль водопроводных труб.
Чтобы оценить нагрузку на транспортную инфраструктуру, достаточно сказать, что всего за один день, через перекресток в районе Альбера, прошло 26,536 солдат, 63 орудия, 568 легковых автомобилей, 617 мотоциклов, 5,404 верховых, 813 грузовиков и 3,756 (!) конных повозок.
И это все только тыловая инфраструктура, без учета непосредственно фронтовой полосы.
И крупное наступление было просто невозможно без подобного объема работ, который, к сожалению, часто было крайне трудно скрыть от противника.