Lockheed Terrastar и шагающая гаубица M101
В продолжение темы об экзотических ходовых частях боевых машин, поднятой в статье, посвящённой вездеходу LANDMASTER. В этой публикации вы узнаете о более реальной боевой машине, чем упомянутая выше.
M2A2 Terra-Star — опытное американское самодвижущееся орудие, на базе серийной гаубицы M101A1. Создано в конце 1960-х годов совместными усилиями Рок-Айлендского арсенала и Lockheed Aircraft Service Соmpany в рамках работ по улучшению мобильности буксируемой артиллерии. Испытания орудия проводились с 1969 по 1977 год, после чего проект был закрыт. На вооружение принято не было и серийно не производилось.
Итак, снова списываем: в основном, у уважаемых участников сообщества «Shusharmor»
M2A2 Terra-Star — опытное американское самодвижущееся орудие, на базе серийной гаубицы M101A1. Создано в конце 1960-х годов совместными усилиями Рок-Айлендского арсенала и Lockheed Aircraft Service Соmpany в рамках работ по улучшению мобильности буксируемой артиллерии. Испытания орудия проводились с 1969 по 1977 год, после чего проект был закрыт. На вооружение принято не было и серийно не производилось.
Итак, снова списываем: в основном, у уважаемых участников сообщества «Shusharmor»
Ходовая состояла из двух ведущих движителей высокой проходимости «Террастар» (каждый из которых состоит из трёх небольших пневматических катков низкого давления с шестерённым приводов, каждый из которых располагается на концах одного из трёх радиальных кронштейнов, в свою очередь вращающихся на центральной оси) и одного расположенного сзади управляемого катка, аналогичного используемым на движителях.
Итак, в 1967 году подразделение «Локхида» (Lockheed Ground Vehicle Systems) создало оригинальную колесную схему под названием «Террастар» (Terrastar), или «Пэдди Вэгон» (Paddy Wagon). Первым делом схему применили на амфибии, которую так и назвали — «Локхид Террастар»:
Машина снабжалась 4 колесными движителями, каждый из которых состоял из трех миниатюрных пневмокатков с шестеренным приводом, размещенных на концах радиальных кронштейнов, вращавшихся на центральной оси. В зависимости от положения движителей вездеход мог двигаться на 4, 6 или 8 катках со скоростью до 32 км/ч, а при включении привода кронштейнов катки накатывались на препятствия сверху, имитируя процесс перешагивания через них:
Пневмокатки, благодаря закреплению их осей в ступицах водила, в свою очередь, сами могли вращаться вокруг оси водила. Угол между пневмокатками каждого из четырех колес-элементов ходовой части составлял 120°. Для передачи крутящего момента к каждому из трех колес на наружном конце полуоси закрепляли цилиндрическую шестерню, передающую вращение на шестерни, жестко соединенные со ступицами пневмокатков через паразитные шестерни. Все шестерни колесной передачи были смонтированы внутри полой внутренней ступицы водила. Таким образом, при движении по дорогам с твердым покрытием автомобиль Terrastar опирался на четыре пары пневмокатков и имел колесную формулу 8х8.
Отличительной особенностью машины в этом случае являлся и способ управления: поворот осуществлялся, подобно гусеничному трактору, за счет разной скорости вращения колес правого и левого бортов. А поскольку ступица водила свободно поворачивалась относительно оси, то уменьшение величины ударных нагрузок на корпус со стороны неровностей дороги достигалось не только за счет упругой деформации шин, но и за счет балансирной подвески каждой пары пневмокатков. Лучшие качества колесного движителя планетарного типа в первую очередь проявились на испытаниях по преодолению рвов, вертикальных стенок, выходе из водоемов и в прочих условиях резкого нарастания сопротивления качению. В этих случаях происходила как бы блокировка пневмокатков-сателлитов с водилом и вся конструкция превращалась в лопастное колесо, к которому подводился момент, в три раза больший, чем к каждому из пневмокатков.
Например, при наезде передних колес на препятствие с вертикальными стенками происходил поворот водил этих колес вокруг своей оси, в результате чего с вершиной препятствия контактировали верхние колеса движителей. Суммарная тяга передних и задних колес продвигала автомобиль вперед до тех пор, пока задние колеса не упирались в стенку, и повторяли тот же процесс. Примерно таким же образом происходил выход плавающей машины из воды на твердый обрывистый берег.
Дальнейшим развитием данной колесной схемы стала сделанная в 1970 году самоходная гаубица M101 с движителем «Террастар», но, как видим, эта схема в армии почему-то не прижилась.
Классификация: Самодвижущееся орудие (гаубица)
Компоновочная схема: моторное отделение в центре, трансмиссионное спереди, отделение управления сзади
Экипаж, чел.: 1 (без учёта расчёта орудия)
Производитель: Lockheed Aircraft Service Соmpany, Рок-Айлендский арсенал
Годы производства: 1967—1969
Годы эксплуатации: 1969—1977
Калибр и марка пушки: 105-мм M101A1
Длина ствола, калибров: 22
Боекомплект пушки перевозится отдельно
Углы ВН, град.: −5…+66°
Углы ГН, град.: 46°
Дальность стрельбы, км: 11,27
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 32
Колёсная формула: ходовая часть из двух движителей «Террастар» и вспомогательного катка
Единственный сохранившийся экземпляр орудия в настоящее время находится на открытой экспозиции Музея Рок-Айлендского арсенала.
ru.wikipedia.org/wiki/M2A2_Terra-Star
en.wikipedia.org/wiki/Tri-star_(wheel_arrangement)
en.wikipedia.org/wiki/Stairclimber
shusharmor.livejournal.com/85584.html (2009)
shushpanzer-ru.livejournal.com/354885.html
voenavto.almanacwhf.ru/exotica/exot4.htm =» voenavto.ru/exotica/exot4.htm
Кочнев Е. Д. Энциклопедия военных автомобилей. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: За рулем, 2008. — С. 281. — 640 с с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9698-0152-3
Mark L. Фото таблички экспоната в Музее Рок-Айлендского арсенала (англ.). Веб-альбомы Picasa (27 апреля 2009)
membrana.ru/particle/2556
См. также: LANDMASTER: Об этом транспортном средстве в 1977 году даже написали в журнале Popular Science — 12-колёсный броневик-амфибия Landmaster