Линкоры типа «Никель»
В процессе работ над глиссирующим линкором «Гангут» возник один набросок, который в дальнейшем так и не был использован. Удалить жалко, впихнуть в текст не получается, вот и приходится альтернативу под него писать.
***
Приступая к строительству линкоров, конструктора взяли за основу броненосный крейсер «Самшит», серьезно доработав проект. Первоначально, проект головного броненосца проектируемого по типу «Самшита» нес 6 305-мм орудий в трех башнях, затем 9 орудий (так же в трех башнях трехорудийные), и в окончательном варианте — 12-ю орудий в 3-х четырехорудийных башнях (вспомогательное вооружение из 16 120-мм орудий).
В 1907-1908 годах было заложено четыре линкора по типу головного – «Никель», «Кобальт», «Титан», «Вольфрам». По идее, такие мощные корабли должны были получить и соответствующее наименование, демонстрируя мощную защиту, всесокрушающие орудия, а так же высокую скорость. Проблема в том, что с одной стороны под такие параметры попала серию предыдущих кораблей – броненосцев типа «Золотой» («Серебряный», «Медный», «Железный»), а с другой стороны – названия кораблей были утверждены до того, как броненосцы стали линкорами.
«Официальные» линкоры были заложены только в 1910 году, и подчеркивая свою значимость получила названия сплавов – «Бронзовый» (мол «железный век» закончился, теперь время бронзы), «Чугунный», «Латунь»….
На основе серии «Никель» планировалось создать серию
— линейных крейсеров (или быстроходных линкоров), которые должны были отличаться улучшенной мореходностью за счет длинного полубака, возросшей скоростью, но проект не был реализован в пользу более перспективного «Бронзового» типа.
— еще одной нереализованной идеей, было предложение объединить линкор и миноносец: поставить максимум торпедных аппаратов на линкор, в ущерб артиллерийскому вооружению. Проект «цветочной» и «металлической» серии как это не странно должен был носить название «Мышьяк»
К моменту начала Великой Войны, линкоры типа «Никель» уже являлись устаревшими. Собственно, даже серия «Бронзовый» (12 356-мм орудий) уже не смотрелась на фоне «Стальной» (12 406-мм орудий) серии. Такая же судьба – быстрое устаревание была характерна для всех флотов: многочисленные броненосцы и первые линкоры устарели очень быстро.
Небольшим парадоксом было то, что активную роль в начавшейся войне сыграли как раз устаревшие корабли. Обе враждующие стороны, стремясь как можно быстрее покончить с противником двинули в бой 350-мм линкоры… которые довольно быстро пали в многочисленных боях с аналогичными противниками. Результат – обе стороны имеют многочисленные флоты устаревших кораблей и строящиеся 406-мм линкоры.
В 20-х годах, линкоры типа «Никель» прошли модернизацию и переориентирование.
Еще в годы Великой Войны, существовали различные проекты по замене орудий главного калибра – 3х3 356-мм, 3х2 381-мм, 3 420-мм, но все они так и остались на бумаге. Боевая ценность такой модернизации представлялось не высокой – получив мощные кулаки, линкор по-прежнему имел голое тело. Имеющихся 305-мм орудий хватало что бы воевать с аналогичными кораблями, но вот имеющейся брони не хватало что бы воевать с 406-мм линкорами.
На этом, проекты «длинной руки» сменили направление.
Согласно модному увлечению, устаревшие линкоры должны был нести 6 гидропланов-торпедоносцев (с торпедной нагрузкой, гидропланы превращались скорее в торпедные катера, нежили самолеты) по штату, и еще столько же в перегруз (гидропланы с комфортом размещались на палубе… до первой стрельбы из орудий главного калибра). В результате получался корабль способный вести масштабную воздушную разведку, заниматься функциями ПВО и ПЛО, а также осуществлять торпедные атаки с дальней дистанции. При этом вооружение и бронирование оставались достаточно мощными, что гарантировало защиту от всякой вражеской мелочи типа крейсеров, и позволяло легко добить подранка в виде линкора.
Подобная модернизация, сильно роднила линкоры с новым видом кораблей авианосцами (получивших искусственные наименования: «Метиловый», «Этанол», «Бензиновый»).
К 40-м годам линкоры приобрели прошли законченный вид – противоминная артиллерия, расположенная в казематах, от проекта к проекту сокращалась, а на ее место ставились зенитные 100-мм спарки (в окончательном варианте – 12 100-мм орудий). Так же было увеличено число зенитных автоматов.
В годы Второй Великой Войны, первый же бой показал прекрасное взаимодействие линкоров типа «Никель» и авианосцев типа «Амальгама». Гидроавианосцы-линкоры вели постоянную воздушную разведку, и занимаясь функциями как ПЛО так и непосредственного охранения, авианосцы – наносили мощный бомбовый удар, и занимались задачами ПВО.
После окончания Второй Великой Войны, линкор «Никель» встал на вечную стоянку и превращен в корабль-музей.
Линкор «Титан» погиб в сражении. Линкоры «Кобальт» и «Вольфрам» были тяжело повреждены в боях, работы по их ремонту продвигались медленно, затем и вовсе прекратились (основные усилия затрачивались на авианосцы «Золотой»), после войны недолго использовались как мишени.