«Экономическое развитие США и Японии в течение нескольких десятилетий подготовило бездну горючего материала, делающего неотвратимой схватку этих держав за господство над Тихим океаном и его побережьем. Все дипломатические и экономические усилия были совершенно неэффективными, ибо на почве капитализма предотвратить назревающий острый конфликт между Японией и Америкой стало невозможно». (В.И.Ленин)
Своё повествование об истории создания и модернизаций японских линкоров типа «Нагато» мы начали с этой цитаты неспроста. После победы в русско-японской войне Япония обрела статус великой морской державы. Но уже вскоре, после Первой мировой войны, её отношения с ранее благожелательными англосаксонскими державами резко ухудшились. Особым образом дела обстояли с Соединенными Штатами: противоречий было большое множество, начиная от чисто экономических, а заканчивая расовыми. Таким образом, конфликт между этими морскими державами становился неизбежен, как и отмечал (не думал что когда то придется повторить эту типовую в свое время фразу) В.И. Ленин. В силу географического положения обеих стран основным инструментом решения этой проблемы должен был оказаться военно-морской флот. Собственно, он и стал самым быстро развивающимся родом войск Японской империи.
Войну с Россией Япония выиграла, воюя на кораблях, построенных в Англии, Германии и Франции, верфи Японии в начале XX века еще не могли строить корабли крупнее крейсера. Но через несколько лет за счет упорнейшего труда, присущего японцам, идеальной организации производства и умелого освоения западных технологий положение в судостроительной промышленности изменилось: Японии удалось развернуть строительство кораблей всех классов, даже дредноутов.
24 февраля 1916 года в парламенте проходило голосование по «программе строительства на 1916 год». Парламентарии приняли программу, по которой должны были быть построены легкие крейсера «Тенрю» и «Тацута», эсминец «Таникадзе», подлодки № 14, №19 и №20, а также танкер «Суносаки». Но самое главное, программа предусматривала строительство пятого линкора «флота 8-4» – «Нагато».
Надо отметить, что принятие этой программы не было спонтанным: в мире происходили кардинальные перемены. Дело в том, что 29 августа 1916 года конгресс США принял план усиления флота, который через некоторое время был пересмотрен в сторону увеличения. За пять лет в США планировалось построить 10 линкоров, 6 линейных и 10 легких крейсеров, 270 эсминцев и 84 подводные лодки. Эта грандиозная программа вызвала серьезную тревогу в Британии и Японии (интересно, что на тот момент эти страны были союзниками).
Первая (Британия) в это время не могла дать адекватного ответа, так как вела войну с Германией. Япония же, несмотря на формальное состояние войны, находилась в лучшем положении. Таким образом, Японии не оставалось другого выбора, как вступить в гонку вооружений, найти деньги и целиком принять программу «флот 8-4». Программа предусматривала постройку в течение семи лет трех ЛК («Мутсу» — систершип «Нагато», «Кага» и «Тоса»), двух линейных крейсеров («Амаги» и «Акаги»), девяти КР, 27 эсминцев, 18 подводных лодок и трех вспомогательных кораблей. В перспективе предполагалось выполнить и программу-максимум — «флот 8-8» (об этих программах поговорим отдельно).
Однако в США умели считать деньги, а расходы на строительство и эксплуатацию оказались очень велики и легли бы тяжелым бременем на бюджет. Поэтому госсекретарь США предложил обсудить все проблемные вопросы, связанные с Тихим океаном, а заодно заинтересованным странам было предложено договориться о сокращении военно-морских вооружений. Эти договоренности и помешали осуществлению японской программы «8-8», единственными кораблями которой стали вступившие в строй «Нагато» и «Мутсу». Вашингтонская конференция проходила с 12 ноября 1921 года по 6 февраля 1922 года. Во время конференции, как уже было сказано, обсуждались вопросы ограничения вооружений, а также политическая ситуация на Тихом океане. Об ограничении вооружений договаривались Соединенные Штаты, Франция, Италия, Япония и Великобритания. Организовывая конференцию, американцы пытались сдержать гонку вооружений на море. Поэтому они старались любой ценой не допустить намечающийся японо-английский альянс (вернее допустить его сохранение и продление), который неминуемо привел бы к новому витку гонки вооружений. Кроме того, американцы добивались продолжения «политики открытых дверей» в Китае и хотели остановить экономическое и политическое продвижение Японии в том регионе.
Япония также была заинтересована в ограничении гонки вооружений, поскольку в тот период испытывала значительные финансовые трудности. Валовой национальный продукт (ВНП) Японии в 1921 году составил едва ли 7% от валового национального продукта США. При этом на нужды флота японцы отводили 35% бюджета, в то время как американцы только 12%. Кроме того, Соединенные Штаты намеревались продолжить свою кораблестроительную политику и ввести в строй шестнадцать новых линкоров и линейных крейсеров. Поэтому по чисто финансовым соображением Япония не могла угнаться за США, а более того, японцам не хватало союзников.
Американский министр иностранных дел Чарльз Эванс Хьюз предложил, чтобы Соединенным Штатам и Великобритании было позволено иметь линкоров и линейных КР общим водоизмещением 500 000 тонн. Для Японии выделялась квота в 300 000 тонн, а Франция и Италия получили по 175 000 тонн. Данное соотношение позднее получило название «5-5-3-1,75-1,75». Это означало, что Япония могла обладать флотом, составлявшим всего 60% от флота США и Англии. Хьюз хорошо понимал, что Япония не согласится на 50%, даже несмотря на свои финансовые проблемы, поэтому «милостиво» поднял планку до 60%. Однако Япония не согласилась и на 60%, потребовав все 70%. Кроме того, японская делегация настаивала на том, чтобы линкор «Мутсу» не попал в список «stop now», поскольку он уже вступил в строй 10 сентября 1921 года и к тому времени прошел «контрольное плавание».
Сейчас уже трудно установить, была ли это заведомая ложь или правда, также невозможно однозначно сказать, успел ли «Мутсу» войти в состав японского ВМФ до начала Вашингтонской конференции.
Японцы продолжали настаивать на получении 70% квоты и сохранении «Мутсу». Сдать на слом почти готовый линкор, как это предлагал Хьюз, было для Японии невозможно. Обвинить японцев во лжи Хьюз не мог. Кроме того, «Мутсу», названный в честь одной из провинций Японии, строился во многом на пожертвования школьников. Поэтому трудно было бы объяснить миллионам детей, почему «их» корабль пошел на металлолом. В конце концов, Хьюз признал, что линкор действительно вступил в строй в сентябре 1921 года, и линкор был спасен.
Но другой своей цели японцы не достигли: им пришлось ограничиться 60%. То, что японцам удалось отстоять «Мутсу», вызвало недовольство Великобритании. Англичане не утешились, даже когда японцы вывели из состава флота старый линкор «Сетцу». Поэтому английская делегация потребовала, чтобы в ответ на японский линкор, Великобритания получила возможность построить два «Super-Hood». Однако это было невозможно, поскольку водоизмещение этих двух кораблей составляло бы по 50000 тонн, и они представляли бы собой качественно новые единицы флота. Тогда англичане предложили пустить на металлолом четыре корабля типа «King George V», и таким образом освободить место для новых кораблей. Американцы согласились на это, но с оговоркой, что тогда они построят два заложенных еще в 1920 году линкора типа «Южная Дакота». Тут встала на дыбы Япония, которой не улыбалось иметь под боком еще два линкора. В конце концов, все стороны достигли компромисса, сохранив пропорцию «5-5-3».
Япония сохранила «Мутсу», но пустила на слом «Сетцу», англичане получили возможность построить два новых линкора водоизмещением до 35000 тонн, но разрезав при этом четыре корабля типа «Кинг Джордж V». Соединенные Штаты Америки могли достроить два корабля типа «Колорадо». Линкоры «Делавер» и «Северная Дакота» должны были пойти на металлолом, та же участь ожидала недостроенные линкоры типа «Саут Дакота».
Гораздо более интересна история проектирования линкоров этого типа, потому как здесь было применено много новшеств для того времени. Разработкой проекта под обозначением «А-102» руководил адмирал Юзира Хирага. Линкоры типа «Нагато» стали первым проектом японских линкоров, созданных без консультаций с зарубежными специалистами. Конструкторы внимательно изучили доступную информацию об иностранных линкорах, в особенности британских типа «Куин Элизабет». Корабли типа «Нагато» также стали первыми кораблями, в которых учли опыт Ютландского сражения.
Ю. Хирага внес в проект следующие «новинки»: главный калибр увеличили (он стал равен 406 мм) и приняли систему бронирования «все или ничего». Первоначальный проект утвердили в середине 1916 года Решение усилить новые корабли 410-мм орудиями вместо принятых на уже построенных линкорах 356-мм орудий принял морской министр Японии адмирал Томасабуро Като.
Новые линкоры обладали повышенной скоростью и заметно превосходили свои английские аналоги — линкоры типа «Куин Элизабет», вооруженные 381-мм артиллерией. Японцы долго и успешно скрывали действительные характеристики своих линкоров, и даже в Office of Naval Intelligence Соединенных Штатов считали, что новые японские корабли развивают лишь 23.5 узла, то есть скорость, которую официально объявили японцы. Эти три «секретные» узла кардинально меняли возможности кораблей, поскольку позволяли японским линкорам уходить от американских. В нараставшей гонке морских вооружений японские кораблестроители смогли опередить и своих заокеанских оппонентов. «Мэриленд» — первый американский линкор с 406-мм артиллерией –спроектировали чуть позднее, и вступил он в состав флота в июле 1921 г., т.е. спустя восемь месяцев после вступления в строй «Нагато».
Два линкора производили внушительное впечатление благодаря четырем башням главного калибра, высокой «семиногой» фок-мачте и двум большим дымовым трубам. Форштевень линкоров был наклонен вперед, что было новинкой для японских кораблей. Кормовая палуба простиралась от ахтерштевня до башни №3. При этом башни №1 и №2 были на одну палубу выше, чем башни №3 и №4. От башни №2 до точки за башней №3 располагалась надстройка, в районе которой находились корабельные шлюпки. Палубы располагались следующим образом (сверху-вниз): палуба надстройки, палуба бака, главная палуба, средняя палуба, вторая средняя палуба, нижняя палуба, 1-я трюмная палуба и 2-я трюмная палуба. Открытые участки надстроечной палубы, палубы бака и главной палубы покрыты деревянными досками. На «Мутсу» использовали тик, а на «Нагато» -японский кипарис (хиноки). Кроме «Нагато», такой материал использовали только на «Ямато» и «Мусаси». Сразу за башней №2 находилась высокая мачта-гептапод. После регистрации в казино Pin Up Россия, рекомендуется верифицировать учетную запись. Без выполнения данного требования, вывод выигрыша будет временно заморожен. Для верификации учетной записи в онлайн-казино Пин Ап Россия, необходимо перейти в свою учетную запись в раздел «Профиль». Здесь нужно заполнить данные о себе, указав ФИО, дату рождения, адрес регистрации, пол. Также необходимо подтвердить номер и электронную почту. Чтобы администрация зеркала Пин ап казино в личном кабинете, могла убедиться в актуальности данных, требуется загрузить фотографию паспорта, после чего аккаунт будет верифицирован.
Опыт показал, что управлению огнем сильно мешает вибрация мачты, которая приводит к быстрому выходу из строя приборов. Чтобы избавить корабль от этой проблемы, конструкторы предложили вместо трехногой фок-мачты использовать «семиногую» — гептаподальную. Однако полностью избавиться от проблемы так и не удалось.
Центральная опора была диаметром 1,8 метра, внутри нее проходил электрический лифт, облегчавший доступ к мостикам, остальные опоры были диаметром 0,9 метра. На гептаподе располагался комплекс из десяти мостиков. Считая сверху, можно назвать восемь самых важных из них: мостик управления огнем с центрального наблюдательного пункта, мостик управления огнем артиллерии ГК, боевой мостик, мостик дальномеров, верхний прожекторный мостик, нижний прожекторный мостик, мостик управления огнем торпедных аппаратов и мостик компасов.
Верхняя точка фок-мачты находилась на высоте 41 метр от поверхности воды. Мостик дальномеров располагался на высоте 31,9 метра.
Между фок- и грот-мачтами находились две дымовые трубы. Высота передней трубы примерно 26 метров над уровнем воды, высота задней -примерно 24 метра. Ни одна из труб сначала не имела противодымного колпака, что сильно затрудняло работу моряков на мостиках. Дым застилал мостики, поэтому Фудзимото предложил изменить форму труб. Хирага ответил: «На военном корабле трубы должны быть без выкрутасов!» — и отверг предложение Фудзимото. Однако, спустя немного времени, Хираге пришлось самолично перепроектировать форму труб, не прибегая к услугам Фудзимото. Грот-мачта располагалась между задней трубой и башней №3.
Нижняя часть грот-мачты представляла собой стандартную треногу, возвышавшуюся над уровнем воды на 29,5 метра. Полная высота мачты равнялась 62,8 метра. Почти у самого основания грот-мачты находились два мостика для дальномеров и прожекторов. К передней стойке треноги крепилась 20-метровая грузовая стрела.
На корме располагалась солнечная палуба («sunwalk»). «Нагато» стал последним японским кораблем, оснащенным противоторпедной сетью. На основании имеющихся фотографий можно заключить, что сеть выставлялась с каждого борта при помощи 21 бома, однако в литературе можно найти и другую информацию.
«Нагато» и «Мутсу» имели бортовые кили, расположенные посередине между главным килем и ватерлинией. Длина бортовых килей -84,0 метра, а ширина изменялась от 0,9 м (у форштевня) до 0,8 м (в середине) и до 1,3 м (у кормы). Бортовые кили должны были снизить рысканье и уменьшить качку кораблей. Несмотря на то что «Нагато» и «Мутсу» были систершипами, каждый из них имел свои характерные особенности. Например, последний никогда не имел противоторпедной сети, в то время как «Нагато» некоторое время был оборудован подобным приспособлением. На «Мутсу» у форштевня, сразу за флагштоком, находился полуклюз, а у «Нагато» такой же полуклюз располагался дальше к корме, примерно посередине между якорем и флагштоком.
Оба линкора во время пробного плавания не имели дальномеров, но вскоре их получили. На «Нагато» установили 6-метровые дальномеры в орудийных башнях, а на «Мутсу» поставили 8-метровый дальномер. Оба линкора получили два дальномера на крыше мостика компасов. На «Мутсу» дальномер бакборта располагался несколько выше дальномера штирборта. На «Нагато» оба дальномера находились на одной высоте.
Оба линкора различались по количеству размещенных на них прожекторов. «Нагато» получил десять прожекторов: 8 на прожекторном мостике фок-мачты и 2- на грот-мачте. «Мутсу» нес всего восемь прожекторов. Сигнальные реи на фок-мачте «Нагато» шли под прямым углом к медиальной плоскости корабля, в то время как подобные реи на фок-мачте «Мутсу» располагались стреловидно. Имелись и другие различия в конструкции гептаподов обоих кораблей, все они хорошо заметны на фотографиях.
В любом случае линкоры вскоре «усилили» свою «актуальность», с течением времени, так как модернизаций избежать не удалось. Хотя первое время после вступления в строй корабли не проходили крупных модернизаций, связанных с изменением силуэта, описанного выше.
«Нагато» с 1 декабря 1921 года по 1 декабря 1931 года был флагманом 1-й дивизии ЛК. В это время корабль дважды выводился в резерв для модернизации (с 1 декабря 1924 года по 1 декабря 1925 года и с 1 декабря 1927 года по 1 декабря 1930 года). «Мутсу» также находился в составе 1-й дивизии линкоров Первого флота и дважды выводился в резерв (с 1 декабря 1925 года по 1 декабря 1926 года и с 1 декабря 1930 года по 1 декабря 1932 года). В этот период силуэты обоих линкоров отличались незначительными деталями, которые все же могут помочь в идентификации кораблей. Так, вторые клюзы «Мутсу», по сравнению с «Нагато», находились ближе к носовой части. Дальномер в башне № 2 главного калибра «Мутсу» был большим по сравнению с «Нагато». Иным было расположение и постов управления огнем — на «Нагато» они были обширней. Имелись отличия в конструкции носовой надстройки.
На этом мы пока прервемся, а про модернизации линкоров поговорим в следующей статье.
Статья Zamuchryshkin из архива Navygaming, №3(6)/2014
Источники:
- Японские линкоры типа «Нагато», Восточный фронт, 1996 г.; Stille, M. Imperial Japanese Navy Battleships 1941-45/ M.Stille. – New Vanguard, № 146. – 2008.- 52 p. ;
- Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы. 10.1918- 8.1945 гг.: Справочник/ Ю.В.Апальков. – СПб: Дидактика, 1997. – 176 с.;
- Балакин, С. ВМС Японии, Турции и других стран Азии 1914-1918 гг. Справочник по корабельному составу / С.А.Балакин // Морская коллекция, № 5 (29) – 1999. – 32 с.; Больных, А.Г. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия /А.Г.Больных –М.:Яуза: ЭКСМО: 2013. – 288 с.;
- Дашьян, А. Все флоты Второй Мировой/ А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. — С.:Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.;
- Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии. Часть 1/ А.В.Дашьян // Морская коллекция, № 6 (63) – 2004.– 32 с.;
- Дашьян, А. Линкоры второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия/ А.В.Дашьян, С.В.Патянин, С.А.Балакин, М.Ю.Токарев – М.: Яуза, ЭКСМО, 2013. – 416 с.;
- Рубанов, О. Линейные корабли Японии (1909-1945)./О.А.Рубанов, С.Б.Трубицын.- СПб.: Издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 76 с.