Линейные крейсера броненосной эпохи. Эскадренные броненосцы «Реджина Елена». Италия
Италия, строя свой флот в начале 20-го века, ориентировалась на противостояние в основном с французами, при этом имея в виду и своего «союзника» и соседа по Адриатике-Австро-Венгрию.В кораблестроении итальянцы с самого начала отличались оригинальностью конструкций и необычным дизайном. Военно-морская мысль Итальянского королевства развивалась активно и самобытно,во многом предвосхищая и формируя тенденции развития боевых кораблей.
Развитие итальянского флота-заслуга в основном двух выдающихся конструкторов-Бенедетто Брина и Витторио Куиниберти. Куниберти вошел в историю как один из идеологов тяжелых кораблей с единым калибром. С 1899 он был главным конструктором Региа Марины, его статья 1903 года «Идеальный линкор для британского флота» стала манифестом дредноутостроения.
Ни технологически ни финансово сама Италия не была готова к такому кардинальному решению. Но часть идей адмиралы сочли возможным реализовать.
Последний проект предшественника Куниберти,Бенедетто Брина,серия броненосцев типа «Реджина Маргарита» сделал ставку на высокую скорость, умеренную защищенность, и ведение боя на дальней дистанции при помощи мощной батареи 203-миллиметровых орудий вспомогательного калибра.Но флот они не совсем устраивали .
В 1899 г. Куниберти получил задание на «экономичный» проект броненосца в 13 тысяч тонн, превосходящий скоростью любой английский или французский броненосец и вооруженный сильнее самых мощных из проектируемых броненосных крейсеров. Итог оказался очень близким к исходному варианту бриновского проекта «Филиберто». В новом проекте Куниберти,сохранив основную концепцию «Реджины Маргариты», основное внимание уделил скорости и огневой мощи- правда,компромиссно,за счет увеличения количества орудий промежуточного 203 мм калибра при сокращении в два раза 305 мм орудий.
Головной корабль получил имя в честь королевы Италии Елены.
Еле́на Черного́рская (Јелена Петровић Његош, 8 января 1873 — 28 ноября 1952) — урожденная принцесса черногорская. В браке с Виктором Эммануилом III королева Италии и Албании, императрица Эфиопии. королева Италии (1900-1946).Высокая (180 см) и статная королева-славянка резко контрастировала со своим невысоким(155 см) итальянским супругом. Но прожили они долго и, кажется ,счастливо,а королева зарекомендовала себя с самой лучшей стороны.
Всего в 1901-1908 годах построено четыре броненосца типа Regina Elena, по два в рамках кораблестроительных программ 1901 и 1902 годов. Остальные корабли серии получили наименования в честь крупнейших городов Италии(Рима и Неаполя) и первого короля Италии-Витторио Эммануэле. Стоимость постройки одного корабля в ценах 1905 года составляла 1 миллион фунтов стерлингов.
Виктор Эммануил II ( Vittorio Emanuele II; 14 марта 1820, Турин, Сардинское королевство — 9 января 1878, Рим, Италия) — король Сардинского королевства (Пьемонта) c 1849 года, из Савойской династии; первый король единой Италии нового времени с 1861 года (столица — Турин, с 1865 года — Флоренция, с 1871 — Рим).
Корабли этого типа стали последними итальянскими классическими эскадренными броненосцами.
Броненосцы серии «Реджина Елена» стали несомненным успехом итальянского кораблестроения. Их конструкция, в полном соответствии с концепциями Бендетто Брина и взглядами Витторио Куиниберти, полностью реализовывала идею использования высокой скорости чтобы диктовать дистанцию боя, и вести перестрелку на значительном расстоянии,что было для того времени революционным предвиденьем. Предполагалось, что в бою на большой дальности, вражеские тяжелые снаряды на излете не смогут пробить тонкий броневой пояс итальянских кораблей, а 120-150-миллиметровые скорострельные орудия врага будут просто бесполезны.
Они имели высокую скорость хода (на испытаниях развили от 20,8 до 22,15 уз.), слабый главный калибр при очень мощном среднем, в связи с чем являлись скорее броненосными крейсерами, нежели линкорами. Они при этом были существенно сильнее любого броненосного крейсера в мире. Броненосцы имели слабое бронирование (главный пояс всего 250 мм). Однако их скорость позволяла им гарантировано уклониться от боя с любым эскадренным броненосцем. Таким образом, это был идеальный истребитель броненосных крейсеров. На момент постройки итальянцы называли эти корабли сильнейшими в мире, однако из-за появления дредноутов они устарели еще быстрее, чем их современники в других флотах.
Эта серия броненосцев кардинально отличалась от других броненосцев преддредноутного периода , они были оригинальным гибридом броненосца и броненосного крейсера,фактически являясь предшественниками линейных крейсеров.
На момент закладки этих броненосцев, в 1901 году, они превосходили практически все существующие корабли со «стандартным» вооружением». Но затянувшаяся постройка( «Regina Elena» строилась шесть с половиной пет, a «Vittorio Emanuele» почти семь) привела к тому, что еще до их спуска на воду, большинство флотов мира обзавелось собственными броненосцами с усиленной скорострельной артиллерией, что в значительной мере свело преимущества «Реджина Елена» на нет.Когда же эти броненосцы вступили в строй в 1907—1908 году, появление дредноутов сделало их априори устаревшими, так как дредноуты с унифицированной батареей тяжелых орудий значительно превосходили в бою на дальней дистанции корабли вроде «Реджина Елена» с «промежуточной» частично унифицированной батареей,а скоростные качества этих броненосцев также уже не соответствовали требованиям эпохи турбинных кораблей.
Кстати, проект «Реджины Елены» стал источником вдохновения для серии итальянских броненосных крейсеров типа «Амальфи».
«Реджина Елена» RN Regina Elena верфь флота в Специя . заложен 27 марта 1901. спущен на воду 19 июня 1904. вступил в строй 11 сентября 1907. снят с вооружения 16 февраля 1923
«Витторио Эмануэле» RN Vittorio Emanuele верфь флота в Кастелламмаре . заложен 18 сентября 1901 . спущен на воду 12 октября 1904 . вступил в строй 1 августа 1908 . снят с вооружения 1 апреля 1923
«Рома» RN Roma верфь флота в Специя. заложен 20 сентября 1903 . спущен на воду 21 апреля 1907 . вступил в строй 17 декабря 1908 .снят с вооружения 1 сентября 1927
«Наполи» RN Napoli верфь флота в Кастелламмаре . заложен 21 октября 1903 . спущен на воду 10 сентября 1905 . вступил в строй 1 сентября 1908 .снят с вооружения 3 сентября 1926
Водоизмещение 12751–12861 т (стандартное) 13992–14137 т (полное) . Длина 144,60 м максимальная. Ширина 22,40 м. Осадка 7,91 м при нормальном,
8,58 м при полном водоизмещении.
Бронирование-пояс: 250 мм , 100 мм в оконечностях, верхний пояс 180 мм,
траверсы: 250 мм
палубы: 38,1 мм ,до 100 мм
башни ГК: 200 мм
башни СК: 150 мм
казематы ПМК: 80 мм
командирская рубка: 250 мм
Двигатели-28 котлов типа Бельвилля; 2 паровые машины тройного расширения, 19299–21968 л. с. .. Движитель-2 винта.Скорость хода 20,8–22,15 узла максимальная,10 узлов крейсерская. Дальность плавания 9000—11 000 миль. Экипаж 707- 742 человека.
Вооружение-2 × 1 — 305-мм/40 Mk.IX ,6 × 2 — 203-мм/45,16 × 1 — 76-мм/40 (на первых двух) либо 24—76-мм, 10—47-мм орудий . Минно-торпедное вооружение- 2 × 450-мм подводных ТА
Корабли имели достаточно большое водоизмещение для своего времени(наш «Цесаревич» имел 13 380 тонн и длину 121 метр против 13 771 тонн и почти 145 метров «Реджины»). Главной особенностью корабля была необычная архитектура вооружения. Главный калибр броненосца состоял из всего двух 305-миллиметровых орудий производства Elswick Ordnance Company с длиной ствола в 40 калибров. ,которые стояли в носовой и кормовой одноорудийных башнях Elswick модель «I» (вынесенных в оконечности от надстройки, что давало каждой башне 300-градусный сектор огня), и в основном предназначались для эффективного пробивания брони противника в случае ближнего боя. Впервые в итальянском флоте башни главного калибра были оснащены дальномерами.
Настоящая «главная батарея» броненосца состояла из двенадцати 203-миллиметровых 45-калиберных орудий, размещавшихся в центре корпуса в шести двухорудийных башнях. На каждом борту стояло по три башни: при этом центральная башня была поднята палубой выше, что давало ей возможность стрелять на нос и на корму. Таким образом, бортовой залп состоял из шести 203-миллиметровых орудий, а погонный или ретирадный — из восьми. Орудия эти выдавали до 2-х выстрелов в минуту и имели эффективную дальнобойность до 18000 метров. Предполагалось, что в бою на дальних дистанциях новый броненосец Куиниберти мог просто забросать стандартно вооруженного противника огромным количеством 203-миллиметровых снарядов.
Противоминное вооружение состояло из шестнадцати 76-миллиметровых орудий, на момент закладки вполне соответствующих времени, но к моменту вступления кораблей в строй уже недостаточно мощное для гарантированного поражения эскадренных миноносцев. Корабль также получил два пулемета Максим, две 3-фн салютные пушки и четыре подводных 450-мм торпедных аппарата Elswick образца 1904 года.
Артиллерийские погреба под башнями ГК располагались в три яруса: под носовой башней верхний погреб служил для хранения 12-дюймовых снарядов, средний — для 8-дюймовых, нижний — для боезапаса малокалиберных пушек. Под кормовой башней верхний погреб был для 8-дюймовых снарядов, средний — для 12-дюймовых.
Элеватор подавал снаряды главного калибра прямо из погреба в башни. 203-мм боезапас передавался по рельсам по специальным коридорам, ведущим к бортовым установкам. Под средними башнями имелись запасные погреба. Таким образом, все хранилища 8-дюймовых снарядов находились на одном уровне и соединялись между собой, питание башен снарядами могло производиться из любого погреба.
Защита корабля была выполнена из цементированной крупповской брони. Главный пояс тянулся по всей длине корабля, достигая в центральной цитадели (между основаниями башен главного калибра) толщины в 249 миллиметров. В оконечностях пояс утончался до 102 миллиметров. Верхний пояс имел толщину 180 мм(по некоторым данным- 203 мм).
Горизонтальная защита обеспечивалась 38-мм броневой палубой, расположенной по ватерлинии. Артиллерия главного калибра была защищена броней толщиной 203 мм, башни среднего калибра прикрывали 152-мм броневые плиты.
При постройке кораблей, особое внимание было уделено достижению высокой скорости. Корабли получили две паровые машины тройного расширения, общей мощностью в 21968 лошадиных сил. За счет высокой мощности машин, и чрезвычайно обтекаемых, сигарообразных обводов подводной части корпуса, максимальная скорость кораблей превышала 22 узла, что превосходило скорость всех современных им броненосцев.На ходовых испытаниях все они выдали 21,9 узла или более, а Napoli развил скорость 22,15 уз.
Корабли несколько отличались друг от друга. Пар вырабатывался паровыми котлами системы Belleville(первая пара кораблей) или Babcock & Wilcox (вторая пара кораблей). «Елена» и «Витторио» имели 28 паровых котлов. «Наполи» — 22, «Рома» — 18. «Наполи» и «Рома» несли по 24 76-мм орудия. При почти одинаковом запасе угля дальность плавания 10-узловым ходом составляла от 9000 миль (“Наполи” и “Рома”) до 11000 миль (“Витторио Эмануэле”). На скорости 19 узлов корабли могли пройти 1700 миль при нормальном запасе угля.
Головной корабль вошел в состав флота 11 сентября 1907 г. В апреле 1908 года Регина Елена приняла участие в военно — морской демонстрации в Малой Азии в знак протеста против османского решения запретить итальянские почтовые отделения в Османской империи. Кораблем то время командовал Луиджи Амедео , герцог Абруцци. Корабль был отправлен в Мессину после Мессинского землетрясения 1908 года для помощи пострадавшим. К 1910 в активной эскадре Италия имела 6 новых линкоров, в том числе два типа Regina Margherita и 4 типа Regina Elena . Боевое крещение все четыре новых итальянских броненосца получили в итало-турецкой войне 1911-1912 . Достойного соперника на море у них не было,турецкий флот был дряхл и несопоставим с итальянским ни по количеству ни по качеству. Тогда они были самыми новыми кораблями своего класса и входили в состав 1-й дивизии итальянского флота. Броненосцы приняли участие в обстреле Триполи и захвате острова Родос. 18 октября, Реджина Елена и ее три систершипа , вместе с тремя крейсерами и несколькими эсминцами и миноносцами сопровождали конвой , который доставил половину 2 — й пехотной дивизии в Бенгази . Когда османы отказались сдать город до высадки морского десанта, итальянский флот открыл огонь по турецким войскам в 08:00 29 октября , а на берег был высажен десант. После непродолжительной осады, османские войска к вечеру отступили , в результате чего город достался итальянцам.
В марте 1914 года Реджина Елена принимала участие в экспериментах с беспроволочным телеграфом в Сиракузах, Сицилия . Испытания проводились Гульельмо Маркони и руководил ими герцог Абруцци.
В первой мировой в состав 2-й бригады линкоров 2-й эскадры линкоры не имели возможности себя проявить,для крупных кораблей на Средиземном море боевой работы практически не было. Адмирал Таон ди Ревель считал угрозу со стороны подводных лодок в водах Адриатики слишком серьезной для активной деятельности флота. Действовали торпедные катера и эсминцы,а крупные корабли отстаивались в базах на случай выхода австрийского флота. Даже 14-15 мая 1917 года, когда три легких крейсера австро-венгерского военно — морского флота совершили налет на Отрантский барраж ,итальянское командование запретило выход линкорам из-за опасения подводных лодок.
Regina Elena исключили из списков флота в 16 февраля 1923 года
Витторио Эмануэле в итало-турецкой войне участвовал в высадке итальянских войск в Тобруке и Бенгази, а также в оккупации островов Родоса и Додеканеса. В Первой мировой войне участвовал в восьми военных миссиях.
В 1923-1927 устаревшие корабли отправлены на слом ,кроме «Ромы».
«Рома» оказывал помощь сухопутным итальянским войскам при оккупации Тобрука и Бенгази, а также бомбил острова Родос и Додеканес. В Первую мировую войну «Рома» был одним из первых кораблей Антанты, подошедшим к Стамбулу и задействованным в Дарданелльской операции. Несмотря на то, что броненосец постоянно патрулировал Таранто, Бриндизи, Валону и часто бывал в Эгейском море, в бои с турками корабль почти не вступал. В 1927 году устаревший броненосец был исключён из списков флота, переоборудован в учебное судно, а ещё через пять лет разрезан на металл. «Рома» служил учебным кораблем и блокшивом до 1932 года.
Элегантная в своей простоте и эффективности идея Брина-Куниберти- пользуясь преимуществом в скорости выбирать соперники по силам ,а потом расстреливать его с дальней дистанции мощной батареей 203 мм скорострельных пушек, добивая особо бронированного врага из 305 мм орудий-аналог пулемета в комплекте с парой снайперов для сухопутной армии.
Как для всех крупных боевых кораблей той, переходной, эпохи, к этим броненосцам справедливо определение-опоздавшие. Когда происходит крупный технологический скачок ,даже самые совершенные представители предыдущего поколения мгновенно оказываются никому не нужными и устаревшими, несмотря на то, что они только что сошли со стапеля.
Для «Реджины Елены» это тем более заметно, что она ,в своей конструкции вплотную подошла к концепции линейного крейсера или быстроходного линкора. Заменить паровые машины на турбины и перейти на единый калибр — и уже корабль нового времени.
Подвела итальянцев и «французская болезнь»-долгострой, к моменту выхода в свет на пьедестал уже поднимался «Инвинсибл».
Но корабли, надо заметить, весьма изящные и красивые. Этого у итальянцев не отнять.