«Летающий утюг». Экспериментальный самолет Junkers T 29. Германия
Предисловие редакции: В 1920-е годы компания Junkers получила всемирную известность своими авиалайнерами новейшей на тот момент цельнометаллической конструкции. Хотя в 1925 году Junkers T 29 был представлен как спортивный самолет, основной задачей данного летательного аппарата стало тестирование т.н. «двойного крыла Junkers» – разрезного крыла или крыла с щелевым закрылком.
Авиастроители всегда сталкивались с дилеммой: с одой стороны от них требовали достижения максимально возможной скорости полета, а с другой стороны от самолета требовали достижения минимально возможной скорости с целью как можно большего уменьшения длин разбега и пробега. В начале 1920-х годов еще не было известно о закрылках, с помощью которых можно было бы решить эту проблему, и тем больший фурор произвел созданный в 1925 году профессором Хуго Юнкерсом небольшой спортивный двухместный самолет T 29, оснащенный запатентованным «двойным крылом Junkers». Благодаря разрезному крылу было достигнуто увеличение подъемной силы, которое, ка писалось в журнале «Flugsport» (Летный спорт),
«раньше считалось невозможным с помощью сравнительно простых средств».
Автор этого, пользующегося хорошей репутацией специализированного журнала, так объяснял эффект увеличения подъемной силы:
«При отклонении вспомогательного крыла, которое расположено за основным крылом, обеспечивает опускание задней кромки всей системы несущих поверхностей, которую следует рассматривать как единое целое; кривизна общего профиля крыла увеличивается, становясь похожим на известные профили крыльев планеров, и как следствие максимальная подъемная сила значительно увеличивается. При большем отклонении вспомогательного крыла между его передней кромкой и задней кромкой основного крыла образуется зазор в форме сопла. Как хорошо известно, подъемная сила аэродинамического профиля первоначально возрастает с увеличением угла установки профиля по отношению к воздушному потоку. Величина подъемной силы ограничена тем, что с определенного угла атаки поток перестает цепляться за профиль и, как говориться, «отрывается», после чего происходит быстрое уменьшение подъемной силы с одновременным сильным увеличением лобового сопротивления. Благодаря действию вышеупомянутого зазора удается обеспечить обтекание воздушным потоком общего профиля крыла при достижении им более высоких углов атаки, в результате чего возможно дальнейшее увеличение подъемной силы при нормальном лобовом сопротивлении.»
На экспериментальном самолете T 29 разрезное крыло могло использоваться не только в качестве вспомогательного средства для создания подъемной силы, но и при дифференциальном отклонении в качестве весьма эффективных элеронов.
Как было упомянуто выше T 29 задумывался не как спортивный самолет, а исключительно в качестве экспериментального самолета для испытаний нового разрезного крыла. Тем не менее, в 1925 году в компании Junkers было принято решение допустить T 29 до числа участников перелета по территории всей Германии (Deutschen Rundflug 1925). В отличие от сегодняшних дней соревнования того времени служили не только для оценки летного мастерства пилотов, но и для тестирования технических решений в конструкции самолетов и их характеристик.
Хотя T 29 в отличие от ряда машин не строился специально для участия в гонках Deutschen Rundflug 1925, самолет показал себя великолепно и в группе C (от 80 до 120 л.с.) выиграл третий приз в размере 10000 марок. Также во время соревнований отлично показал себя новый шестицилиндровый рядный двигатель Junkers L1a с крыльчаткой вентилятора для принудительного охлаждения. Журнал «Flugsport» так писал о двигателе:
«… несмотря на то, что этот авиамотор тестировался на испытательном стенде, и на самолете находился в течение короткого времени, он отлично зарекомендовал себя в этом чрезвычайном испытании.»
За исключением разрезного крыла T 29 имел стандартную для самолетов компании Junkers конструкцию. Это был свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, основным конструктивным материалом которого были гофрированные листы металла. Над открытой кабиной с установленными бок о бок двумя сиденьями была перекинута дуга безопасности, из-за которой машина получила прозвище «летающий утюг».
После того как достоинства разрезного крыла были впечатляюще продемонстрированы на экспериментальном самолете T 29, компания Junkers применило это техническое решение на коммерческих самолетах: G 38 и в первую очередь Ju 52. Однако было существенное отличие: теперь на каждой из консолей вспомогательное крыло не было единым узлом, выполнявшим задачи элерона и закрылка, и делилось на два сегмента, один из них действовал как элерон, а другой – как закрылок. В любом случае неприметный T 29 стал отправной точкой для разработки различных вспомогательных средств, предназначенных для создания большой подъемной силы. Одним из результатов работ по T 29 стали отличные летные характеристики и характеристики управляемости, которые самолеты компании Junkers демонстрировали на небольших скоростях.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Junkers T 29
Назначение: экспериментальный самолет
Статус: единичное производство
Экипаж: 1-2 человека
Силовая установка: один шестицилиндровый рядный двигатель Junkers L 1a, развивавший мощность 82 л.с. и вращавший двухлопастный винт
Размеры:
размах крыла 11.00 м
длина 7,00 м
высота 2,30 м
площадь крыла 15,64 м²
Масса:
пустого 490 кг
полезной нагрузки 260 кг
максимальная 750 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 140 км/ч
посадочная скорость 70 км/ч
источник: Peter Pletschacher «Das fliegende Bügeleisen. Experimentalflugzeug Junkers T29» «Flugzeug classic» 2007-04, Seiten 50-51