Летающий «Форд» для Штирлица
В продолжении темы, поднятой коллегой Вадимом Петровым в статье "Пернатый автомобиль … или летающий транспортер для мегаполисов.".
Бурное развитие авиации в довоенные годы вызвало буквально вал различных предложений и изобретений, среди которых оказался и летающий автомобиль. Идея эта, подхваченная изобретателем-самоучкой П.Гроховским, пришла в СССР с далекого Запада. Но если за границей новое экзотическое транспортное средство предлагалось для общего пользования, то в СССР для него нашлись дела посерьезнее.
"Летающий автомобиль, — писал П.Гроховский — может быть использован для перебрасывания агентуры на территорию противника. Любой резидент сможет свободно передвигаться на автомобиле. Курьеры и связисты обеспечат быструю переброску корреспонденции, установку связи и сбор разведывательных данных.
В гражданском воздушном флоте летающий автомобиль будет иметь неоспоримо широкое применение. Эту работу нужно считать экспериментальной. После проверки данной конструкции и получения предварительных положительных результатов, откроется возможность применения к существующим типам или вновь выстроенным танкам."
По оценкам Экспериментального института, возглавлявшегося Гроховским, летающий автомобиль Г-26 можно было спроектировать на базе автомашины "Форд" образца 1934-го, отличавшегося приемлемыми аэродинамическими и весовыми характеристиками.
На крыше автомобиля крепилось крыло с бензобаками и двумя моторами М-11. Управление "бесхвостым самолетом" должно было осуществляться с помощью штурвала со второго сиденья. По замыслам Гроховского после посадки на автостраду крыльевой модуль снимался и автомобиль с резидентом продолжал дальнейшее движение, не вызывая подозрений.
Изобретателю виделось, что, опробовав Г-26, он сможет создать передвигающийся на большие расстояния крылатый танк.
Но несмотря на все попытки, создать в СССР летающий автомобиль так и не удалось. Да и за рубежом дальше опытных образцов дело не пошло.
Рисунок из отчета о деятельности Экспериментального института П. Гроховского за 1935 г.
Источник: Николай Якубович «Летающий "Форд" для Штирлица» «Крылья Родины» 4/98