Летающие лодки-разведчики и легкие бомбардировщики Loire 130. Франция
В случае самолетов, которые при своем рождении имеют одним из родителей элегантную даму аэродинамику, ее влияние обычно видно с первого взгляда. В тот день, когда была создана летающая лодка Loire 130, у этой прекрасной дамы, вероятно, был выходной. Самолетов данного типа было создано немного, но, тем не менее, они были. Обычно это были самолеты, предназначенные для специальных задач, которые требовали большего, чем просто тонкие линии и высокие летные характеристики.
Герой нашей статьи гидросамолет Loire 130 вышел победителем в борьбе прототипов шести авиастроительных компаний, участвовавших в конкурсе на создание самолета-разведчика легкого бомбардировщика, который должен был запускаться с катапульт перворанговых кораблей ВМС Франции. Конкурс был объявлен в 1933 году, и потребовались невероятные три года, прежде чем в августе 1936 года был объявлен победитель – Loire 130. Ожидалось, что он будет надежно служить в условиях тропического климата и воздействия соленой морской воды. Гидросамолет должен был иметь экипаж из трех человек и быть вооруженным двумя подвижными 7,5-мм пулеметами Darne и двумя 75- кг бомбами типа G-2, которые должны были сбрасываться на корабли противника в пологом пикировании. Для выполнения противолодочных задач либо двумя глубинными бомбами. Помимо этого спецификация требовала, что если самолет должен был использоваться для обеспечения связи корабля с материком или для других целей военно-транспортных целей, то в его фюзеляже должны были размещаться четыре человека.
В ответ на требования спецификации конструктор компании Ateliers et Chatiers de la Loire (Loire) Жан Кергистель (Jean Kerguistel) создал прочный цельнометаллический гидросамолет, в котором исключение составляла полотняная обшивка несущих поверхностей и хвостового оперения. Прототип, совершивший полет 19 ноября 1934 года, был оснащен 720-сильным (530 кВт) рядным двигателем жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Xbrsl; двигатель размещался на стойках над фюзеляжем в гондоле, в передней части которой был установлен радиатор, и вращал трехлопастный толкающий винт. Между фюзеляжем, крылом и поплавками находилась развитая система подкосов, отчасти вызванная необходимостью складывать консоли крыла вдоль фюзеляжа для обеспечения хранения на палубах кораблей. Поскольку за крылом летающей лодки был расположен толкающий пропеллер, то остекленная башня стрелка была расположена на верхней части корпуса за воздушным винтом. Башня была установлена только на прототипе, но на серийных машинах ее заменила защищенная небольшим козырьком кабина. Во ходе испытаний прототипа единственной проблемой во время полета была низкая курсовая устойчивость. Эта проблема была решена двумя довольно крупными вертикальными поверхностями, установленными у законцовок стабилизатора. Французские моряки называли такие пластины свиными ушами.
Сразу после объявления результатов конкурса последовал заказ на первые 45 серийных самолетов, оснащенных 720-сильными (530 кВт) двигателем HS 12Xirsl. Заказ был разделен на две части6 40 машин должны были быть изготовлены в модификации Loire 130M (M – Métropole; метрополия т.е. для Франции), а остальные в модификации Loire 130C (C – Colonial; колониальный т.е. для применения в тропических условиях). Модификация 130C отличалась комплектацией, соответствующей более жестким условиям эксплуатации, и меньшей на 20 км/ч максимальной скоростью.
Постепенно летающие лодки Loire 130 утвердились на палубах большей части кораблей французского флота, способных нести катапульты и запускать с них гидросамолеты. Катапульты размещались на задних башнях; это означало, что во время стрельбы гидросамолет должен был покидать корабль и кружить в неподалеку, чтобы не пострадать от воздействия пороховых газов. В конце концов, в число задач гидросамолета входило и управление огнем. На начало Второй Мировой войны летающие лодки Loire 130 входили в состав линейных кораблей «Дюнкерк» и «Страсбург», крейсеров четырех дивизий, учебного крейсера «Жанна д’Арк», гидроавианосца «Коммандан Тест», а также линкора «Ришельё», который будучи недостроенным начал 18 июня 1940 года переход из Сен-Незера в Дакар, вывозя в трюмах золотые запасы Франции, Бельгии, Польши и частично Нидерландов. Помимо этого, летающими лодками Loire 130 оснащались действовавшие подразделения берегового базирования на территории Франции, в большинстве африканских владений, в Индокитае и на островах Вест-Индии. Потребность в этих самолетах была настолько велика, что несмотря на дополнительные заказы, выдававшиеся в течение второй половины 1930-х годов, в 1940 году правительство Виши заказало 30 машин для своего флота. Когда в 1942 году немцы оккупировали остальную часть Франции, они заменили катапульты кораблей зенитными пушками, оставив летающие лодки Loire 130 во французских колониях. Гидросамолеты продолжали активно эксплуатироваться в Африке, но количество пригодных к полетам машин постоянно уменьшалось из-за сокращения поставок запасных частей. В ноябре 1943 года в Дакаре находилось еще 15 самолетов, в том числе и прототип, которые действовали совместно с авиацией союзников. Некоторые патриотически настроенные французы не хотели мириться с сотрудничавшим с немцами режимом Виши. В 1940 году одна машина перелетела из бухты Каруба, Бизерта, Тунис, на Мальту, а в 1941 году из Мартиники в британскую Вест-Индию и еще одна – из Триполи в Палестину.
Служба спасения на море немецких ВВС проявила интерес к летающим лодкам Loire 130, намереваясь использовать двадцать захваченных машин, которые должны были быть оснащены немецкими радиостанциями и приборами. Весну-лето 1941 года один гидросамолет Loire 130, получивший немецкий военный номер BI+XA, испытывался в Травемюнде, результатом чего была отмена данной программы.
В заключение следует сказать, что прочная конструкция летающих лодок Loire 130 позволила некоторым из них пережить войну. С 1945 года они в своей массе перестали подниматься в воздух, однако осенью 1947 года одна машина использовалась в качестве учебной в летной школе в Уртине. Рекорд поставила летающая лодка из базировавшейся в Сайгоне 85-й эскадрильи, которая была пригодном для полетов состоянии в 1949 году!
Также следует сказать, что в 1939 году компания попыталась в целях экономии стратегических материалов заменить цельнометаллическую конструкцию крыла на деревянную. Восемнадцатый серийный самолет получил такое крыло, но на этом работы по экономии стратегических материалов закончились.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Loire 130 M
Назначение: Летающая лодка-разведчик и легкий бомбардировщик
Статус: серийное производство
Компания-производитель: Ateliers et Chatiers de la Loire, Сен-Назер
Экипаж: 3 человека
Силовая установка: один 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Xirsl, развивавший мощность 720 л.с. и вращавший трехлопастный толкающий винт
Размеры:
размах крыла
• в развернутом состоянии 16,00 м
• со сложенными консолями 4,50 м
длина 11,30 м
Высота 3,85 м
площадь крыла 40,10 м²
Масса:
пустого самолёта 2050 кг
взлетная
• для старта с помощью катапульты 3270 кг
• без использования катапульты 3500 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 2000 метров 220 км/ч
крейсерская скорость 195 км/ч
время набора высоты 3000 метров 12 мин.
практический потолок 6000 м
продолжительность полета на скорости 150 км/ч 7,5 ч
Количество изготовленных: 126 экземпляров
источники:
- текст – VÁCLAV NĚMEČEK Výkres MARTIN SALAJKA «LETADLA 39-45. LOIRE 130» «L+K» 19/95 30/1526
- часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/flyboat/loire130.html