«Летающая тарелка ГАЗ»: самый необычный советский автомобиль

20

«Летающая тарелка ГАЗ»: самый необычный советский автомобиль

Статья с канала «AutoHS — история автомобилей» на яндекс-дзене.

В истории автомобилестроения СССР нашлось место немалому количеству весьма интересных автомобилей. Пожалуй самый необычный из них был создан в начале 1960-х силами конструкторско-экспериментального отдела Горьковского автозавода. ГАЗ-16 представлял собой 2-местный автомобиль способный преодолевать бездорожье и водные преграды… по воздуху.

ГАЗ-16

ГАЗ-16

Работы по созданию экспериментальной машины с аэродинамической разгрузкой стартовали в 1960 году. Они шли под руководством А.А. Смолина при поддержке профессора Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) В.И. Ханжонкова. Конструкторам предстояло на практике определить эффективность концепции автомобиля на воздушной подушке. Первый опытный образец ГАЗ-16 был построен в 1962 году. Он имел несущий дюралюминиевый кузов-фезюляж с двухместной кабиной сиденья в которой находились по бокам от центрально расположенного двигателя. Мотор позаимствованный у Чайки ГАЗ-13 (195 л.с.) приводил два пропеллера диаметром 1,2 м, которые находились в передней и задней частях машины. Эти нагнетатели создавали воздушный поток под днищем автомобиля за счет которого он мог приподниматься над опорной поверхностью на высоту до 15 см! При этом в горизонтальной плоскости движение обеспечивали два маршевых трехлопастных вентилятора, приводимые от двух мотоциклетных двигателей М61 Урал объемом 650 см3 мощностью 28 л.с.

Рабочее место водителя ГАЗ-16

Рабочее место водителя ГАЗ-16

Вся эта машинерия базировалась на оригинальном заднеприводном колесном шасси со всеми независимыми подвесками созданными на основе узлов передней подвески Волги ГАЗ-21. Оно использовалось для движения машины в обычном режиме, а при переходе на бездорожье колеса с помощью гидравлики колеса приподнимались в специальные ниши и аппарат переходил на аэродинамический движитель.

Корпус проектировался с учетом опыта специалистов ЦАГИ, а его днище получило специальную форму, удерживающую под собой повышенное давление воздуха без использования дополнительных экранов. Сам же кузов получил округлые, аэродинамически совершенные обводы, так как расчетная максимальная скорость ГАЗ-16 составляла 170 км/ч!

В задней части машины находилось два маршевых трехлопастных вентилятора

В задней части машины находилось два маршевых трехлопастных вентилятора

Первые проведенные испытания выявили недостаточную мощность двигателя, после чего автомобиль был перестроен и получил новое обозначение ГАЗ-16Б. Взамен 8-цилиндрового карбюраторного двигателя, специалисты установили газотурбинный двигатель ГТД-350 от вертолета Ми-2. Новый агрегат оказался компактнее и на 250 кг легче бензинового собрата, при этом его мощности (394 л.с.) было достаточно, чтобы обеспечить привод всех вентиляторов автомобиля. В таком исполнении ГАЗ-16 мог превратиться в полноценный автомобиль на воздушной подушке, способный уверенно передвигаться как на дорогах с твердым покрытием, так и на бездорожье.

Однако к тому времени стало очевидно, что практической реализации ГАЗ-16Б не имеет и в конце 1962 года проект был закрыт, а единственный прототип уничтожен. Спустя годы детали его корпуса случайно нашлись в заводских запасниках и сейчас экспонируются в музее Горьковского автозавода. Кроме того в музее ЦАГИ в г. Жуковском выставлена деревянная модель ГАЗ-16 в масштабе 1:10.

источник: https://dzen.ru/a/ZkTFixQAzR5p5GaB

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account