Летающая лодка-истребитель «ИМ». Шавров. Проект. 1930г.
Предлагаю Вашему вниманию, очень малоизвестный проект летающей лодки-истребителя Шаврова.
На базе своей первой летающей лодки Ш-1, в 1930 году инженер Вадим Шавров создавал удачную трехместную самолет-амфибию Ш-2. История этого самолета общеизвестна, она выпускалась серийно, а некоторые экземпляры эксплуатировались до 1964 года. Но мало кто знает, что на той же базе Шавров, разрабатывал и специализированный гидросамолет-истребитель, под названием “ИМ”(Истребитель морской).
Машина во многом повторяла Ш-2. Конструктор улучшил аэродинамику самолета. Удлинив лодку на 0,8 м и обжав ее мидель, оставив без изменений верхнее и нижнее крыло, поплавки.
По схеме это был высокоплан-парасоль, хотя имевшееся на нем нижнее крыло, служащее по замыслу лишь для установки поплавков поперечной устойчивости, может отнести его к классу полуторапланов.
Оригинальная схема размещения вспомогательных поплавков на дополнительном крыле до ее появления не имела себе аналогов. Корпусом гидросамолета служила одно-реданная лодка, причем излом контура днища в редане никоим образом не портил ее силовую схему, т. к. редан был аккуратно надстроен на плавные обводы лодки. Крыло крепилось трубчатыми стойками к корпусу в месте крупного выреза под кабину пилота, такое остроумное решение позволило заметно усилить конструкцию.
Конструкция самолета — деревянная. Каркас лодки — из сосны и ясеня, обшивка — фанера в основном 3-мм, на редане — 6-мм, в хвосте, на нижних крыльях и поплавке — 2 и 1-мм. Для лучшей защиты от воды корпус лодки и нижние крылья оклеивались полотном на аэролаке.
Верхнее крыло — двухлонжеронное. Центроплан — дюралевый. Крыло для удобства хранения самолёта на корабле или в ангаре могло складываться назад.
В отличии от “гражданской” Ш-2 с ее 100- сильным движком М-11, “ИМ” планировалось оснастить двигателем Гном-Рон 9Ad мощностью 420 л.с. который являлся лицензионной копией английского двигателя Бристоль "Юпитер" IV (устанавливался на истребителях И-5 и И-4).
Вооружение состояло из двух пулеметов ПВ-1 калибра 7,62 мм.
Проект интересен так же, тем что судя по рисунку Шавров защитил пилота закрытым фонарем, что для авиации начала 30-х годов было большой редкостью.
Предполагаемые ЛТХ
Размах крыла, м |
13.00 |
Длина, м |
9.00 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
24.60 |
Взлетная масса, кг |
1100 |
Тип двигателя |
1 ПД Гном-Рон 9Ad |
Мощность, л.с. |
1 х 420 |
Максимальная скорость , км/ч |
230-240 |
Крейсерская скорость , км/ч |
|
Практическая дальность, км |
1000 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
6000 |
Проект не был реализован. Информации о нем, кроме схемы из архива Шаврова — нет.
Возникает вопрос о необходимости подобного узкоспециализированного гидросамолета-истребителя. В то время такая потребность имела место.
Так, еще в мае 1929 года начальник Воздушных сил Черного моря (так они тогда назывались) Лавров предложил поставить И-4 на поплавки и вооружить ими крупные боевые корабли, обеспечив им собственное прикрытие с воздуха. Поплавковый вариант был заказан ЦАГИ, поплавки даже изготовили в августе 1931 года. Но впоследствии НТК ВВС признал, что мореходность поплавкового И-4 не позволила бы ему взлетать на море, и дальнейшие работы прекратили.
Проектировался и поплавковый вариант И-5.
В 20-30 годах во флотах была достаточно популярна тема авиатранспортов, гидроавианосцев. Данные корабли несли на себе гидросамолеты, которые запускались с катапульты, а приводнялись на воду и подымались на борт корабля кранами.
Соответственно и ВМС РККА планировал иметь подобные корабли, а следовательно и самолеты.
Планом развития Военно-морских сил РККА на 2-ю пятилетку (1932-1937 гг.) предполагалась потребность в авиатранспортах (гидроавианосцах) в 32 единицы, из которых 8 — для Черноморского, 12 — для Тихоокеанского, 6 — для Северного флотов, и 6 — для Каспийской флотилии.
3 августа 1933 г. заместитель начальника Морских сил Лудри утвердил комплект стереотипных Тактико-технических заданий на мобилизационное переоборудование в авиатранспорты (далее АВТР) ряда теплоходов и пароходов, строящихся на заводах Главморпрома НКОП СССР. Точно известно, что ни один из них не вошел в строй в качестве АВТР.
АВТР предполагалось вооружить поплавковыми истребителями, летающими лодками разведчиками, торпедоносцами. Вероятно, под эти цели и планировал свой проект “ИМ” Шавров.
Интерес к гидроавианосцам постепенно стал пропадать после начала проектирования авианосцев для колесной авиации, способной гораздо лучше выполнять все задачи.
Реконструкция: Сергей Сыч
Источники: НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ “К 100-летию со дня рождения В.Б.Шаврова” Ивнамин СУЛТАНОВ, Наталия СВИЩЕВА
С уважением, Сергей Сыч
www.alternathistory.ru/blogs/Serg
Проекты самолетов СССР