Легкий связной и транспортный самолет AGO Ao 192 Kurier. Германия

3

В литературе название немецкой авиастроительной компании AGO Flugzeugwerke (сокращение Apparatebau GmbH Oschersleben – AGO) появляется не слишком часто. AGO представляла собой небольшой завод в Ошерслебене (Oschersleben), которому во время перевооружения немецкой авиации было поручено лицензионное производство самолетов компании Heinkel. Во второй половине войны на мощностях компании AGO было развернуто производство истребителей Focke-Wulf FW 190.

История этой фирмы не впечатляет, хотя фамилия Отто – основателя компании AGO – не является в истории авиации чем-то неизвестным. Доктор Николаус Отто был изобретателем, основавшим в 1867 году машиностроительную компанию, однако главным его достижением является изобретение функционирующего четырехтактного бензинового двигателя.

Его сын Густав Отто начал знакомство с авиацией с покупки в 1909 году трех самолетов конструкции Луи Блерио. Вскоре он представлял в Германии французскую компанию Blériot Aéronautique и продавал самолеты, изготавливавшиеся по лицензии на заводе Muhlhausener Aviatikwerke. Затем под маркой AGO были начаты разработка и производство двигателей жидкостного охлаждения, развивавших мощность 160 л.с.. Тем не менее, Густав Отто стал известен продукцией компании Otto-Flugzeugbau, расположенной вблизи берлинского аэродрома Йоханнисталь (Johannisthal) и изготовившей первый немецкий вооруженный самолет C.I. В Мюнхене у этой компании был филиал, который, впрочем, прекратил свое существование. После войны Отто в Ошерслебене основал новую компанию — AGO, которая начала производить автомобили и их запчасти. Мировой экономический кризис был для завода фатальным, однако компанию восстановили заказы сначала тайных, а затем и официально новых Luftwaffe.

Несмотря на большую загрузку лицензионным производством, в компании возникло небольшое конструкторское бюро, создававшее проекты самолетов различных типов без особой, впрочем, надежды на их реализацию. Обещанием найти разработкам применение стала спецификация технического департамента (TechAmt) Имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium — RLM), требовавшая создание легкого многоместного связного и транспортного самолета. Новая машина должна была выполнять перевозки небольшой дальности и, прежде всего, действовать в интересах штабных служб. После рассмотрения предварительных результатов конкурса техническим департаментом было предложено продолжить работы компаниям Siebel, машина которой получила обозначение Fh.104 Hallore, и AGO, самолету которой был присвоен номер 192.

AGO Ao 192 представлял собой свободнонесущий низкоплан с очень совершенными с точки зрения аэродинамики формами. От самолета требовалось достижение высокой крейсерской скорости, и поэтому большое внимание было уделено снижению лобового сопротивления посредством совершенствования аэродинамических обводов конструкции и применения заклепок с потайной головкой для обшивки, изготовленной из легкого сплава.

Легкий связной и транспортный самолет AGO Ao 192 Kurier. Германия


схемы Ao 192B

Герметичная кабина с кондиционированием воздуха была предназначена для пяти пассажиров, а также почты и багажа. В двухместной кабине экипажа с расположенными бок о бок местами пилотов было спаренное управление, что позволяло использовать Ао 192 для учебно-тренировочных целей.

Крыло состояло из центроплана с двумя закрылками почти по всему размаху и двух сужающихся консолей с поперечным V и элеронами по всей длине.

Силовая установка самолета состояла из двух восьмицилиндровых инвертированных рядных двигателей Argus As 10C, чуть развернутых от осевой линии, развивавших по 240 л.с. и вращавших деревянные двухлопастные винты переменного шага. 

Хвостовое оперение было свободнонесущим, горизонтальное оперение крепилось к фюзеляжу.

Стойки основного убирающегося шасси складывались наружу, в направлении от фюзеляжа в тонкие внешние части крыла. Хвостовое колесо было неубирающимся, однако оснащалось обтекателем.

Первый полет первого прототипа Ao 192 V1 (номер гражданской регистрации D-OAGO) состоялся летом 1935 года. Вскоре в небо поднялся и второй прототип Ao 192 V2 (номер гражданской регистрации D-OCTB). Ao 192 V2 отличался от первого приподнятым над фюзеляжем подкосным горизонтальным оперением увеличенной площади, расположенным примерно на высоте одной трети киля для решения проблем некоторой неустойчивости и флаттера хвостового оперения, с которыми столкнулся Ao 192 V1. 

Легкий связной и транспортный самолет AGO Ao 192 Kurier. Германия
в полете Ao 192 V2

В 1936 году оба самолета приняли участие в гонках Deutschland-Flug, а в 1938 году второй прототип (D-OCTB) принял участие в гонках, проводившихся с 4 по 7 июня в Великобритании на острове Мэн, где занял седьмое место.

Опыт работ по прототипам Ao 192 V1 и Ao 192 V2 нашел свое воплощение в изготовленном в 1938 году третьем прототипе Ao 192 V3 (номер гражданской регистрации D-OAFW). В то время как первые два самолета представляли собой версию Ao 192A, третья машина – будущий серийный вариант Ao 192B Kurier, отличавшийся рядом изменений: вместимость пассажирского салона была увеличена до шести человек, количество иллюминаторов на каждой стороне фюзеляжа было уменьшено с четырех до трех, сокращен и округлен нос самолета, было изменено остекление кабины пилотов и были установлены более мощные 270-сильные двигатели Argus As 10E.

Наиболее существенное изменение прошло с шасси: основные стойки шасси стали убираться назад в нижнюю часть увеличенных гондол двигателей. С учетом значительной загрузки производственных мощностей было изготовлено всего шесть серийных самолетов Ao 192B. Все они прошли испытания в Рехлине, где одна машина с номером гражданской регистрации D-OLER осталась в качестве штатного транспортного самолета. Остальные были распределены между нацистскими лидерами. Машина D-ODAF стала личным самолетом доктора Роберта Лея – начальника организации «Германский трудовой фронт» (Deutsche Arbeitsfront – DAF – эти буквы стали частью номера гражданской регистрации самолета), являвшейся, фактически, партийным министерством труда. Самолет с номером гражданской регистрации D-OSSS принадлежал штабу Waffen-SS. Дальнейшая судьба этих машин неизвестна.

Компания AGO рассчитывала на серийное производство Ao 192 и связывала с этим самолетом большие планы. Были разработаны проекты следующих вариантов самолета:

  • • грузопассажирский для гражданских местных авиалиний – Ao 192BV;
  • • медицинский для перевозки двух лежачих больных и сопровождающего врача – Ao 192BS;
  • • фотографический и картографический с возможностью проявки пленки прямо на борту – Ao 192BL;
  • • учебный для тренировки радистов (экипаж должен был состоять из пилота, инструктора и трех курсантов) – Ao 192DF;
  • • транспортный с двойный управлением/дальний туристический самолет – Ао 192DV;
  • • пассажирский четырехместный – Ао 192E.

Легкий связной и транспортный самолет AGO Ao 192 Kurier. Германия
вариант окраски Ao 192B

Версия Ao 192C должна была иметь несколько военных вариантов применения:

  • • трехместный разведчик с двумя неподвижными, стреляющими вперед, и одним подвижным, расположенным в верхней части фюзеляжа, пулеметами и подвеской для восьми 10-кг бомб – Ao 192CA;
  • • легкий бомбардировщик с вооружением варианта Ao 192CA и подвеской для четырех 50-кг бомб – Ao 192CR;
  • • фоторазведчик с вооружением варианта Ao 192CA – Ao 192CL;
  • • постановщик дымзавес – Ao 192CN;
  • • санитарный самолет – Ao 192CS.

Само собой разумеется, что перечисленные варианты никогда не были построены.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: AGO Ao 192

Назначение: легкий связной и транспортный самолет

Экипаж: 2 человека

Силовая установка: два восьмицилиндровых инвертированных рядных двигателя Argus As 10C, развивавших по 240 л.с. и вращавших деревянные двухлопастные винты переменного шага (позднее были заменены 270-сильными двигателями Argus As 10 E)

Размеры [1]:

размах крыла 13,54 м
длина 10,98 м
высота 3,64 м
площадь крыла 25,04 м²

Вес:

пустого 1640 кг
взлетный 2860 кг
перегрузочный 2950 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на уровне моря 330 км/ч
увеличенная крейсерская скорость 285 км/ч
экономическая скорость 238 км/ч
время набора высоты 2000 метров 7,2 мин
дальность полета 1210…1360 км
потолок 5200 м

Компания-производитель: AGO Flugzeugwerke, Ошерслебен/Боде (Bode)

Количество изготовленных: 9 самолетов (3 прототипа и 6 серийных)


  1. данные относятся к Ao 192B, первые два прототипа имели длину 11,35 м

источники: 

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account