13
Легкий самолет Kronfeld Monoplane. Великобритания

Легкий самолет Kronfeld Monoplane. Великобритания

 

В этой статье из серии, посвященной малоизвестным легким самолетам, Артур Орд-Хьюм (ARTHUR ORD-HUME) вспоминает машину Роберта Кронфельда (Robert Kronfeld), предназна­чен­ную для замены его раннего самолета Drone.

Если вспомнить первые дни планеризма, то на ум сразу же придет имя Роберта Кронфельда. Кронфельд был молодым человеком родом из Австрии, который, участвуя в проводившихся в 1928 году в Вассеркуппе (Wasserkuppe) состязаниях планеристов, обнаружил, что если летать кругами в потоке восходящего воздуха, то планер может набирать высоту. Так было обнаружено парение в восходящих потоках воздуха.

За два года планеризм в Британии прошел большой путь, и находящаяся в зачаточном состоянии британская планерная ассоциация (British Gliding Association) совместно с Daily Express пригласили Кронфельда в Англию, чтобы он продемонстрировал свою технику парения в восходящих потоках.

От оснащенных двигателями самолетов интерес неожиданно перешел к безмоторным машинам. Инициатором в этом стал К. Х. Лоу-Уайлд (C. H. Lowe-Wylde), основавший в 1930 году в Мейдстоуне (Maidstone) British Aircraft Company и начавший проектировать и строить планеры. В попытке совместить достоинства планеров и оснащенных двигателями самолетов Лоу-Уайлд на один из своих планеров BAC VIII установил двигатель. Этот одноместный мотопланер был оснащен двигателем Douglas объемом 600 см³; двигатель устанавливался над крылом и вращал толкающий винт. Машина получила обозначение Pianette и была одним из успешных легких самолетов. Первый полет этого мотопланера состоялся осенью 1932 года. Были построены несколько Pianette, которые демонстрировались на летных показах. 13 мая 1933 года во время одного из таких выступлений Лоу-Уайлду в воздухе стало плохо. Его самолет свалился на крыло и разбился, сам летчик погиб.

Проживавший в Англии Роберт Кронфельд возглавил компанию British Aircraft и преобразовал ее. С помощью инженера-прочниста по фамилии Кубала (Kubala) он перепроектировал Pianette в надежный одноместный самолет, получивший новое имя — Drone. На данный момент я не буду говорить слишком много о Drone, потому что эта долгая и интересная история достойна одной из следующих статей.

1936 год был годом чудес для Drone: в течение года было построено не менее 20 машин этого типа. Также этот год был ознаменован переименованием компании в Robert Kronfeld Ltd.

Концепция кронфельдовского Drone была несомненным успехом, и рекорд 1936 года вдохновил его рассмотреть вопрос о создании нового самолета. Кронфельд считал, что единственным самолетом, способным заменить Drone, является другой Drone! Не удивительно, что в результате проведенных работ появился самолет, который можно было назвать улучшенным Drone.

Как ни странно, но Kronfeld Monoplane, как его можно было назвать, был очень похож на двухместный Shackleton-Lee Murray SM-1. Единственным отличием было то, что машина Кронфельда была одноместной. Угловатый Drone был заменен машиной схожих размеров, но отличавшейся округлыми законцовками равнохордного крыла с поперечным V (крыло Drone поперечного V не имело, а его консоли были трапециевидными).

Легкий самолет Kronfeld Monoplane. Великобритания

на переднем и заднем плане: специальный Drone лорда Семпилла (Lord Sempill), оснащенный 35-сильным двигателем Ava, Kronfeld Monoplane, наземный тренажёр Кронфелда и два Drone-а, оснащенным двигателями Carden-Ford. На фотографии хорошо показан перенос двигателя Monoplane-а назад и большой вырез в задней кромке крыла Drone-а

Хвост стал гораздо более коренастым, по-своему элегантные широкие обтекаемые V-образные стойки заменили параллельные стойки Drone. В отличие от Drone, имевшего крыльевой пилон, соединявшийся с широкой центральной частью фюзеляжа, новый Kronfeld Monoplane был оснащен серией расчалочных стальных кабанных стоек. Но самым заметным отличием было гораздо бóльшее расстояние между крылом и фюзеляжем.

Основные стойки шасси Drone с межколесной осью, пучковым зацеплением (*tuft-catching) и пружинным подрессориванием были заменены на отдельные стойки шасси с пластинчатыми резиновыми амортизаторами.

Единственный экземпляр

Был построен единственный самолет, который получил номер гражданской регистрации G-AESG. Как ни странно, но хотя Кронфельд в общей сложности построил 28 Drone-ов, его Monoplane был сильно похож на машины компании General Aircraft Ltd, чьи здания располагались рядом с площадями Кронфельда в лондонском авиапарке (London Air Park), Фелтем (Feltham), графство Миддлсекс (Middlesex).

Силовая установка состояла из 30-сильного двигателя Cardenised Ford, вращавшего толкающий винт. 7 мая 1937 года самолет получил сертификат летной годности, после чего в тот же день в Хэнворте (Hanworth) под управлением его создателя Роберта Кронфельда был совершен первый полет. Первый публичный показ состоялся два дня спустя в Хитроу на прошедшем на открытом воздухе приеме Королевского общества аэронавтики (Royal Aeronautical Society).

Kronfeld Monoplane во время своего первого показа на приеме Королевского общества аэронавтики; Хитроу, 9 мая 1937 года

Kronfeld Monoplane во время своего первого показа на приеме Королевского общества аэронавтики; Хитроу, 9 мая 1937 года

редкая фотография Kronfeld Monoplane в полете, сделанная на приеме Королевского общества аэронавтики; Хитроу, 9 мая 1937 года

редкая фотография Kronfeld Monoplane в полете, сделанная на приеме Королевского общества аэронавтики; Хитроу, 9 мая 1937 года

В то время открытая кабина одноместного самолета с толкающим винтом не являлась общим предпочтением, тем более что такие самолеты, как Bluebird, Redwing и Moth предоставляли бóльшие комфорт и скорость. Результатом стало отсутствие заказов на оснащенный складывающимся крылом Kronfeld Monoplane. Очень маленькие прибыли привели к тому, что компания оказалась неспособной вести дела в период спада производства. Заказы на Drone прекратились сразу же после смены предпочтений.

на данной фотографии крыло легкого самолета Kronfeld Monoplane выступает в качестве временной защиты от дождя

на данной фотографии крыло легкого самолета Kronfeld Monoplane выступает в качестве временной защиты от дождя

Для компании Кронфельда дела шли уже неважно, и одновременно с первым полетом Monoplane к компании со стороны General Aircraft появилось требование £300 за конструкцию самолета, а также некоторые другие расходы, являвшиеся предметом взыскания за ипотеку. В конченом итоге счета были оплачены, но 24 сентября 1937 года компания объявила о ликвидации.

Позднее Роберт Кронфельд вступил в Королевские ВВС и был ответственным за многочисленные испытания и экспериментальные полеты вплоть до своей смерти в авиакатастрофе, лишившей нас, несомненно, великого и талантливого летчика.

Что стало с Monoplane-ом? Самолет был слишком легким, чтобы привлечь внимание военных, и, оставшись ненужным, был отдан на слом, место и время которого так и остались неизвестными.

Если кому-то необходимо конструктивное заключение о неудаче Роберта Кронфельда, когда он, казалось, имел все шансы на успех, то причиной этого послужила невероятная скорость прогресса в авиации тридцатых годов. Компоновка, придуманная Лоу-Уайлдом и работавшая на Drone, спустя некоторое время перестала быть передовой.

Если бы Monoplane Кронфельда не был бы очередным Drone-ом в ином обличьи, и был бы, скажем, двухместным, то он, может быть, и стал бы успешным. Но с другой стороны, в истории множества неудач присутствует «если…».

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Kronfeld Monoplane

Назначение: легкий самолет

Статус: единичное производство

Силовая установка: один 30-сильный двигатель Cardenised Ford

Размеры:

размах крыла 39 футов 8 дюймов (12,09 м)
длина 21 футов 2 дюйма (6,45 м)

Масса:

пустого 390 фунтов (177 кг)
общая полетная 640 фунтов (290 кг)

Летные характеристики:

максимальная скорость 73 миль в час (117 км/ч)
крейсерская скорость 65 миль в час (105 км/ч)
посадочная скорость 28 миль в час (45 км/ч)


источник: ARTHUR ORD-HUME «British pre-war ultra-lights KRONFELD MONOPLANE» // Aeroplane Monthly, October 1976

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account