Легкий БТР Французского Государства – Renault YS

0

Идея создать машину наблюдения и связи для механизированных подразделений на базе «кавалерийского» AMR-33 родилась у французских военных в 1935 году. Проект получил название Renault YS и был реализован в 1936 году. Машина получила ходовую от танка AMR 35 и полностью переделанный корпус: за перенесенным вперед моторным отделением размещалась бронированная рубка собранная из 13-мм листов (крыша – 5-мм). Первоначально экипаж состоял из механика-водителя, командира и двух связистов-операторов радиостанций. В распоряжении последнего имелось две радиостанции, которые отличались в зависимости от того, в каком роде войск предстояло служить этой машине. Кроме того, все Renault YS оснащались дополнительными смотровыми приборами. Было построено 4 Renault YS для кавалерии, 2 «танковых»  и 2 «пехотных» Renault YS.

 

Также в 1936 году было собрано два Renault YS2, которые представляли собой машины артиллерийских наблюдателей. Они получили две радиостанции, телефонный аппарат и командирскую башенку с бинокулярным перископом и стереоскопически дальномером. Двигатель Renault выдавал мощность в 120 л.с., что позволяло развить максимальную скорость в 55 км/ч. (средняя – 40 км/ч.). Запас хода по шассе – 200 км. В целом бронетранспортер, вмещавший кроме водителя еще шесть десантников, вполне соответствовал по самым строгим требованиям. Просторное десантное отделение с гладким полом и большой дверью сзади было удобно и для размещения солдат и для их высаживания.

Легкий БТР Французского Государства – Renault YS

Вооружение обоих вариантов состояло из одного 7,5-мм пулемета FM 24\29 с 24 магазинами, которые надлежало использовать для обороны. Машина получилась довольно удачной. В серию Renault YS по неизвестной причине не пошел и в войсках был заменен на командирский вариант AMD-35. Часть выпущенных экземпляров поступили на вооружение 71 RATTT Второй легкой моторизованной дивизии, но о результатах участия Renault YS в войне с Германией история умалчивает.

 

 

Сразу после германо-французской войны военные еще рассматривали AMR-35 как вариант своего легкого танка, но вскоре отказались от этой затеи. Идея строить БТР и командирские машины на этой, уже освоенной, базе возникла зимой 1940 года. На тот момент сугубо вспомогательная машина была не особо нужна. Фирма Renault получила небольшие ассигнования на чертежные работы и постройку деревянных макетов. Кроме того ей были переданы 7 AMC-35 и 1 AMR-33 для отработки предложений по улучшению шасси.

Легкий БТР Французского Государства – Renault YS

Машина передовых артиллерийских наблюдателей.

 

События лета-осени 1941 года и задумки по восстановлению легких моторизованных дивизий вновь активизировали работы по Renault YS. Военные заказали новую машину в трех вариантах: командирская машина, машина артиллерийских наблюдателей и легкое БТР для саперных частей. Работа закипела. Перво-наперво была отработана ходовая с годичных поиском оптимальных вариантов – показатели проходимости и надежности значительно повысились. Вместо последнего индивидуального катка была установлена тележка, что позволило несколько удлинить корпус. Резиновые амортизаторы заменили гидравлическими, переделаны дифференциалы, гусеницу сделали более широкой. В целом ходовая часть была усиленна и по размерам соответствовала танку AMC-35. Установлен дополнительный топливный бак.

 

Большинство послевоенных вариантов (кроме машины артиллерийских наблюдателей и транспортеров боеприпасов) строились без бронированной крыши. Сама броня была дифференцирована – 16-мм лобовая часть, 12-мм боковые и 7-мм корма. Уменьшение веса радиооборудования и брони (за счет крыши) облегчило машину на 850 кг, что положительно сказалось на работе ходовой и скоростных качествах. Длинна теперь достигала 4300 мм., ширина – 2050 мм., высота – 1780 мм. От непогоды укрывал защитный тент.

 

Вооружение состояло из одного «штатного» 7,5-мм пулемета и такого же пулемета пехотного/саперного полуотделения передвигающегося в десантном отделении. В артиллерийском и командирском варианте пулемет был один. Он мог монтироваться на специальном поворотном держателе над кабиной водителя или на двух таких же по бортам корпуса. Десант мог вести огонь из личного оружия используя бойницы в корпусе.

 

Первоначальный заказ на 10 командирских машин был выдан фирме Renault 11 октября 1941 года. Через месяц его дополнил заказ на 50 БТР Renault YS4. В качестве основных субподрядчиков выступили: Schneider – сборка (потом сварка бронекорпусов) и Batignolles-Châtillon – башни для артиллерийских наблюдателей. Головная фирма обеспечивала поставку двигателей, трансмиссию и окончательную сборку. В феврале 1942 Schneider поставил свой первый бронекорпус, а через месяц Renault передала приемочной комиссии первый Renault YS3. Первые две машины были отправлены на государственные испытания в Париж, а производство продолжалось.

Легкий БТР Французского Государства – Renault YS

Отработка механизмов и оборудования Renault YS2 на заводе «Рено». Весна 1941.

 

После отличных результатов полевых испытаний, Renault YS планировали отправлять на комплектацию первой бронетанковой дивизии, которая еще только формировалась, но вскоре количество заявок военных значительно увеличилось. Только для комплектации четырех DLM требовалось почти 400 аппаратов. Вскоре в производстве к Renault присоединился Citroën (со своим двигателем): до конца 1942 года выпуск перевалил за сотню разных вариаций Renault YS в месяц. Чуть позже, в декабре, фирмы Fouga и Berliet также получили заказы на выпуск Renault YS.

 

Довольно простая и обкатанная ходовая, несложный в производстве корпус и достаточное количество двигателей позволили значительно расширить производство. Фирма Renault вскоре окончательно переключилась на танки (выпускали только машины артиллерийских наблюдателей и  транспортеры боеприпасов малыми сериями), а основное производство поделили меж собой Citroën, Fouga и Berliet которые уже имели опыт производства Renault UE. Основные элементы различных вариантов были практически идентичными и отличались лишь набором оборудования.  Строились следующие вариации машины.

 

Renault YS3. Командирский. Место командира располагалось рядом с водителем, но имелась возможность без проблем перебраться в рубку. Там размечались средства наблюдения и связи (две радиостанции), которые обслуживали два оператора. Для более комфортной работы крышу рубки убрали. Учитывая удлиненное грузовое отделение и менее габаритные приборы, в Renault YS3 могли удобно разместится пять человек.   

 

Renault YS4. Легкий БТР. Изначально предназначался для комплектации саперных частей танковых дивизий. Вмещал механика-водителя, командира и шесть десантников в «рубке». В десантном отделении с гладким полом хватало места для размещения двух пулеметов, боеприпасов и амуниции. Десант покидал ДО через большие двойные двери в тыльной стороне корпуса. Скорость машины составляла 50 км/ч., дальность хода  — 220 км.  

Легкий БТР Французского Государства – Renault YS

Один из первых Renault YS4 на заводе.

 

Машины поступали в разведывательные и саперные роты танковых, а заметем и моторизованных частей. В дальнейшем Renault YS4 выдавались в роты тяжелого вооружения моторизованных и пехотных дивизий для перевозки расчетов тяжелых пулеметов и батальонных минометов. Кроме того часть машин поступила в линейные полки моторизованных частей (одна на половину пехотного отделения). Вскоре в войсках стали оснащать БРТ бронещитком V-образной формы, прикрывающим курсовой пулемет. Фирма «Рено» адекватно восприняла рационализацию «снизу» и начала ставить щит в заводских условиях. С целью унификации он получил форму усеченного V.

 

Renault YS5. Машина передовых артиллерийских наблюдателей. Довольно сильно напоминала довоенный вариант. Сохранила стальную крышу толщиной 8-мм. В башне (20-мм броня) над десантным отделением монтировали перископ и 125-см. дальномер. Их обслуживал один наблюдатель. Другой работал с радиооборудованием (две радиостанции) или проводил разведку вне машины. Экипаж дополняли командир и механик-водитель.

 

Производство обеспечивала головная фирма и оно, в отличии от других вариантов YS, не переносилось на другие предприятия. Именно артиллерийские наблюдатели первыми Renault YS5 получили сварной корпус. Машины укомплектовали противотанковый батальон и батальон штурмовой артиллерии 1-й DC, а после стали поступать в легкие моторизованные дивизии.       

 

Renault YS6. Бронированный транспортер боеприпасов. Один из двух вариантов «Рено» YS, оснащенный крышей. Вместе с Renault YS6 должен был поступать в противотанковые батальоны и батальоны штурмовой артиллерии танковых дивизий. Башня наблюдателя отсутствовала, замененная большим квадратным двухстворчатым люком.  За счет снятия башни и радиооборудования вес уменьшили, но в полностью загруженном положении машина демонстрировала посредственную проходимость по пересеченной местности. То же происходило при буксировке по бездорожью штатного прицепа. Последние представляли собой четырехколесные тележки массой 400 кг и грузоподъемностью в 700 кг. Экипаж составляли два человека.

 

Вопреки планам все транспортеры боеприпасов первой партии были отправлены на Ближний Восток – на комплектацию артиллерийских частей легких моторизованных дивизий (по 3 на батарею самоходных орудий + 3 наблюдателя).     

Легкий БТР Французского Государства – Renault YS

Машина передовых артиллерийских наблюдателей Renault YS5 противотанкового батальона 2-й танковой дивизии. Осень 1942 года.

 

Renault YS7. Разведчик. Компоновкой повторял командирский Renault YS3. Оснащался 20-мм автоматической пушкой HS за щитом (боекомплект – 400 снарядов). Конструкция щита позволяла вести огонь по воздушным целям (угол вертикального наведения 800). В комплект оборудования входила одна рация. Экипаж включал 4-6 человек. Машина поступала в разведывательные полки легких моторизованных и танковых дивизий, а также в моторизованные полки спаги.  

 

Renault YS8. Авиадесантный вариант. Тактика действий войск ИЛ и армии в Центральной Африке и на Ближнем Востоке требовала поддержки маневренных групп тяжелым вооружением. Одним из вариантов техники на вооружении десантников стал Renault YS8. Для снижения веса были применены алюминиевые сплавы, облегченное шасси и съемное вооружение. Часть броневых пластин корпуса тоже была съемная и могла перевозится отдельно. Это нововведение позволило также, при необходимости, наращивать броневые листы со стандартных 16-мм до 20-мм.

 

Вооружение машины размешалась за съемным щитом формы усеченного V. За 14-мм броней можно было разместить на выбор 13,2-мм пулемет или противотанковое ружье, причем замена оружия занимала всего 12 минут. Общий вес машины без дополнительной брони и вооружения составлял 5740 кг. Высота – всего 175 см. со щитом. В броне рубке размещалось 5 десантников (оператор вооружения на откидном сидении), которых дополняли командир и механик-водитель.            

 

Renault YS9. Артиллерийский тягач. Оснащался грузовым кузовом вместо броневой рубки. Кабина механика-водителя и пассажира осталась бронированной с люком на крыше. Грузоподъемность составляла до 800 кг. По бортам кузова размешались стационарные контейнеры с мягкими сиденьями для размещения расчета. Машина оснащалась прицепом и могла транспортировать 47-мм противотанковую пушку, 120-мм миномет или грузовую тележку.

 

Renault YS11. Санитарная машина. Получила удлиненный корпус с открытой кормой для размещения двух носилок Использовалась в танковых частях.

 

Небольшими партиями был выпущен постановщик дымовых завес Renault YS10, оснащенный девятнадцатью контейнерами содержащими 165-литровые баки с жидкостью для дымопуска.

 

На базе Renault YS были созданы:

Renault YS СА-47. Самоходное противотанковое орудие. В этом варианте в кузове Renault YS устанавливалась «длинное» противотанковое 47-мм орудие за щитом. Боекомплект состоял из 120 снарядов и 1000 патронов для 7,5-мм пулемета. Бронебойный выстрел имел массу 1,7 кг. и с 500 метров пробивал 50-мм броню под углом 30 грд. Экипаж состоял из 4 человек. Машина использовалась для огневой поддержки в разведывательных ротах и моторизованных батальонах DLM и DC.  

 

Renault YSМ. Самоходный миномет. 81-мм миномет устанавливался на поворотной платформе. Высоту лобового бронирования увеличивал бронещит, который прикрывал расчет, миномет и боекомплект. Последний включал 40 мин и размещался на специальных стеллажах, закрепленных по бортам. Экипаж, состоящий из пяти человек, для ближнего боя вооружался одним 7,5-мм пулеметом.

Легкий БТР Французского Государства – Renault YS

Прототип Renault YSМ (где то так)

 

Подписаться
Уведомить о
guest

12 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account