0
Неисчерпаемая энергия инженера Н.Дыренкова, КБ которого просуществовало вплоть до начала войны, изредка приносила свои положительные плоды. Если в начале своей карьеры Дыренков «прославился» созданием легкого танка Д-4 (на колесно-гусеничном ходу), то уже спустя год его проекты танков и бронеавтомобилей стали более продуктивными. Одной из таких разработок был легкий танк Д-38.
 
Танк Д-38
 

 
История этой примечательной машины началась в 1931 г., когда на вооружение поступили первые колесно-гусеничные танки БТ-2 оснащенные только пулеметным вооружением. Существовавшая тогда башня предусматривала установку только 20-мм или 37-мм орудия, которые могли бороться только с легкими укреплениями и легкобронированными машинами. В целях усиления огневой мощи БТ-2 инженер Н. И. Дыренков в 1931 г. предложил проект установки 37-мм пушки во вращающейся башне и 76,2-мм пушки в передней части корпуса. Вероятно, Дыренков был неплохо осведомлён о работах по созданию средних и тяжелых французских танков, часть из которых имела именно такую схему вооружения. Впрочем, для легкого БТ-2 подобная компоновка оказалась излишне тесной, а конструкция агрегатов трансмиссии и приводов к двум парам задних ведущих колес была признана неудачной.

Второй вариант модернизации БТ-2 оказался более удачным. Проект был разработан Дыренковым, но ведущим инженером был Н.Гуленко. Рабочие чертежи подготовили в конце 1931 г., и в январе 1932 г. построили первый опытный экземпляр танка, получившего обозначение Д-38. Корпус БТ-2 был доработан под установку новой башни двух типов: сварной (из плоских броневых листов) и куполообразной (штампованной). Ходовая часть осталась прежней, но гусеницы (вероятно, в целях экономии) позаимствовали от американского танка Christy M1930, проходившего в то время испытания в СССР.

 
Первоначальный проект вооружения был аналогичен первому варианту, однако вскоре была спроектирована новая башня, в которой можно было установить 76,2-мм противоштурмовую пушку «Гарфорд». Подобное орудие устанавливалось на пушечные бронеавтомобили в Первую Мировую войну и зарекомендовало себя с хорошей стороны. Когда прототип Д-38 был почти готов, старую пушку решили заменить на более современную ПС-3 того же калибра, правда без её бронирования. По существу это была стандартная полковая пушка образца 1927 г. с укороченным откатом, которая устанавливалась в цапфах на станине, приваренной к башне и имевшей максимальный угол возвышения 25°. Подъёмный механизм сохранили от полковой пушки, а для ведения прицельной стрельбы использовали удлиненный телескопический танковый прицел обр.1930 г., устанавливаемый рядом с орудием в специальном вырезе в броне. Для борьбы с пехотой справа от орудия располагался 7,62-мм пулемет ДТ. Боекомплект танка состоял из 50 выстрелов к пушке и 2700 патронов к пулемету.

Непосредственно перед началом испытательного цикла Д-38 его башня и пушка ПС-3 прошли испытания на серийном танке БТ-2. Стрельбы начались 25 марта 1932 г. Всего был сделан 41 выстрел, при закрепленной в определенном направлении башне, и 9 выстрелов при незакрепленной башне. Сама установка орудия крупного калибра на танк БТ была признана возможной, но из-за конструктивных особенностей танк Д-38 на вооружение принят не был. Компоновка танка оказалась все же тесной, а увеличить пространство боевого отделения без существенного увеличения размеров башни не представлялась возможным. Установку 76,2-мм пушки отложили на несколько лет и только в 1936 г. на испытания был представлен артиллерийский танк БТ-7А. Его основным вооружением была 76,2-мм пушка КТ с боекомплектом 50 выстрелов, но в опытном порядке на БТ-7А пробовали установить танковые пушки Л-10 и Ф-32. Именно эта машина была запущена в серийное производство.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса: 11,5 тонн
Экипаж: 3 чел

Длина: 5,3 м
Ширина: 2,2 м
Высота: 2,4 м

Бронирование:
лоб корпуса 13 мм
борт корпуса 13 мм
лоб башни 13 мм
корма корпуса 10 мм
крыша 10 мм
днище 6 мм

Вооружение:
1х76 мм пушка ПС-3
1х7,62 пулемет ДТ

Движитель: колесно-гусеничный
Компоновка: с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения
Трансмиссия: механическая
Передачи КПП: 3 передачи вперед и 1 назад
Подвеска: пружинная
Ходовая часть: 4 опорных катка большого диаметра (на один борт), с приводом на задний и двумя поворотными катками, переднее направляющее и заднее ведущее колесо

Двигатель: М-5-400, карбюраторный, мощностью 400 л.с.
Удельная мощность 34,78 л.с/т
Запас хода по шоссе:
на гусеницах 120 км
на колесах 200 км
Макс скорость по шоссе:
на гусеницах 60 км/ч
на колесах 90 км/ч
Преодолеваемые препятствия:
Высота стенки 0,55 м
Ширина рва 2,00 м
Глубина брода 0,90 м

 
Фотогалерея
 
Танк Д-38-1
 
Танк Д-38-2

Источник — http://www.aviarmor.net/TWW2/tanks/ussr/d-38.htm

Victor Markov
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account