Легкие силы Японского Императорского флота. Сражение у Парасельских островов (Ferrum Autem)

1

Продолдаю публиковать свои наработки по матчасти мира Ferrum Autem, и сегодня я заканчиваю выкладывать материал по Японскому Императорскому флоту. Посвящен пост будет легким силам — эсминцам, миноносцам, эскортникам и подводным лодкам. На сей раз помимо справочной информации будет также немного "боевки".

Коротко о главном

Легкие силы Японского Императорского флота. Сражение у Парасельских островов (Ferrum Autem)

Японские легкие силы флота являются предметом гордости как моряков, так и промышленности. В них сочетаются такие характеристики, как простота обслуживания, мощное вооружение, высокие скоростные характеристики и дешевизна постройки. Все это обеспечивает высокую популярность эсминцев, миноносцев и подводных лодок не только в пределах самой Японии, но и за рубежом — корабли многих держав проектировались с оглядкой на японские корабли аналогичных классов [1].

Отличительной чертой японских легких сил является отсутствие канонерских лодок и мониторов специальной постройки. Для обстрелов побережья и патрульной службы японцы предпочитают использовать миноносцы и эскортные корабли, которые обладают куда большим, чем канонерки, функционалом. Еще одной чертой японских легких боевых кораблей является использование универсальной артиллерии в качестве основного вооружения — 120/50-мм орудия являются неплохими зенитками, при этом обладая достаточным могуществом для противостояния вражеским эсминцам и миноносцам. Это значительно усиливает ПВО как отдельных кораблей, так и корабельных соединений, из-за чего эффективность вражеской авиации проотив японских ВМС рассматривается японскими адмиралами как достаточно низкая.

Особым требованием ко всем эсминцам, миноносцам и эскортным кораблям является простота и дешевизна постройки. Из-за этого все они имеют достаточно ограниченное водоизмещение и невысокую стоимость, но при этом возмещение потерь подобных кораблей после крупных сражений представляет относительно небольшую проблему для государства, которое позиционирует себя морским гегемоном Тихого океана. В отличие от надводных кораблей, японские подводные лодки достаточно сложны конструктивно и дороги в постройке, но при этом обладают хорошими характеристиками скорости и автономности.

Эскадренные миноносцы типа "Муцуки"

Легкие силы Японского Императорского флота. Сражение у Парасельских островов (Ferrum Autem)

Водоизмещение:         нормальное 1450 тонн, полное 1600 тонн

Размерения:                   100,2х9,16х3,1м

Механизмы:                    2 вала, 2 ТЗА, 4 котла, 38500 л.с. = 37 узлов

Дальность плавания:  3600 миль (14 узлов)

Вооружение:                   4 120/50-мм орудий, 10 25-мм автоматов, 2х3 610-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 2 бомбосбрасывателя

Экипаж:                              150 человек

Стандартный тип эскадренных миноносцев Японии. Предназначен для самостоятельных действий и эскортой службы при эскадрах, имеет мощное торпедное вооружение (610-мм японские торпеды считаются лучшими в мире) и универсальную артиллерию, что теоретически обеспечивает японские эсминцы серьезной ПВО. При высокой скорости хода имеет относительно небольшую автономность, оборудован системой приема топлива в море (в том числе и с собственных авианосцев). При этом японские эсминцы отличаются достаточно тесной компоновкой и ограниченным водоизмещением из-за требований массовости и упрощенности постройки, так как из-за активного использования этих кораблей они часто несут большие потери. Живучесть эсминцев типа "Муцуки" оценивается как средняя. Рассматриваются как в целом удачные корабли, имеющие свой набор недостатков, который компенсируется их достоинствами.

Миноносцы типа "Кидзи"

Легкие силы Японского Императорского флота. Сражение у Парасельских островов (Ferrum Autem)

Водоизмещение:         нормальное 900 тонн, полное 1120 тонн

Размерения:                   85,4х8,18х2,9м

Механизмы:                    2 вала, 2 ТЗА, 2 котла, 20000 л.с. = 32 узла

Дальность плавания:  4000 миль (14 узлов)

Вооружение:                   3 120/50-мм орудия, 6 25-мм автоматов, 1х3 610-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 2 бомбосбрасывателя

Экипаж:                              129 человек

"Облегченные" эскадренные миноносцы, выведенные в отдельный ранг. Имеют все недостатки и преимущества типа "Муцуки", отличаясь при этом меньшей ценой, размерами и боевым потенциалом. Обычно включаются в состав второстепенных соединений, непосредственного эскорта капитальных кораблей или несут службу в качестве патрульных прибрежных кораблей или канонерских лодок. Как и "Муцуки", считаются достаточно удачными кораблями, несмотря на некоторые недостатки (невысокая живучесть, относительно небольшая скорость хода, перегруженность вооружением).

Эскортные миноносцы типа "Хацукари"

Легкие силы Японского Императорского флота. Сражение у Парасельских островов (Ferrum Autem)

Водоизмещение:         нормальное 620 тонн, полное 860 тонн

Размерения:                   79х7,4х2,7м

Механизмы:                    2 вала, 2 дизеля, 11000 л.с. = 28 узлов

Дальность плавания:  8000 миль (14 узлов)

Вооружение:                   3 120/50-мм орудия, 6 25-мм автоматов, 2 бомбомета, 2 бомбосбрасывателя

Экипаж:                              113 человек

Эскортные корабли ПВО и ПЛО малого тоннажа и высокой автономности. Для обеспечения последней миноносцы имеют дизельную ЭУ. Сильное вооружение ПВО обеспечено благодаря отказу от торпедных аппаратов. Считаются достаточно удачными кораблями, хотя и перегружены вооружением и оборудованием, а мощные дизеля не обладают достаточно высокой надежностью.

Подводные лодки I-серии

Легкие силы Японского Императорского флота. Сражение у Парасельских островов (Ferrum Autem)

Водоизмещение:         надводное 1400 тонн, подводное 2500 тонн

Размерения:                   100,9х7,6х5,1м

Механизмы:                    2 вала, 2 дизеля, 2 электродвигателя, 6800/2000 = 22/10 узлов

Дальность плавания:  10000 миль (10 узлов)

Вооружение:                   1 120/50-мм пушка, 8 533-мм торпедных аппаратов

Экипаж:                              60 человек

Большие океанские подводные лодки Японского Императорского флота. Достаточно удачный тип с хорошими показателями автономности и надежности, однако обладающий высокой стоимостью и сложностью постройки. Также из недостатков японских подводных лодок часто отмечается недостаточный запас торпед и слабое гидроакустическое оборудование.

Сражение у Парасельских островов

Легкие силы Японского Императорского флота. Сражение у Парасельских островов (Ferrum Autem)

Парасельские острова на карте

Согласно предвоенным планам Японии, удар по французскому Индокитаю следовало наносить молниеносно, мощным ударом с обязательной десантной операцией, чтобы как можно быстрее занять как можно большие его территории до того, как из метрополии могли подойти подкрепления для гарнизона. Этот план был не лишен логики — несмотря на широкую автономию, жители Индокитая недолюбливали французов и откровенно симпатизировали японцам, а французский гарнизон в сравнении с японской армией был достаточно небольшим и не мог оказывать длительное сопротивление в случае полномасштабного вторжения. При этом японцы учитывали присутствие достаточно сильного Индокитайского французского флота, и потому перед десантом требовалось разгромить его или полностью блокировать в базах. В качестве места высадки был выбран выбраг город Туран [2], расположенный в Среднем Вьетнаме — он не имел достаточно сильной береговой обороны (все ресурсы отправлялись на укрепление Севера и Юга), обладал достаточно развитой портовой инфраструктурой, что позволяло быстро наладить снабжение десанта, и не имел сильного гарнизона. Высадку планировалось осуществлять самое позднее через 2 недели после начала войны при поддержке основных сил Японского Императорского флота.

Однако война, которая началась в 988 году Новой Эры, вынудила изменить довоенные планы. Причиной тому стал Тихоокеанский флот Российской империи [3], который представлял серьезную угрозу самой Японии, и несмотря на относительно небольшую численность, мог представлять серьезную угрозу японским тылам. В результате основные силы флота пришлось разделить на две части — первая обеспечивала все ту же высадку в Индокитае, а вторая перебазировалась в Чемульпо [4] и должна была оперировать против русских кораблей. При этом оба соединения обладали превосходством над флотами противника — русским Тихоокеанским и французским Индокитайским, но превосходство это было незначительным, а потому действовать требовалось быстро и осторожно.

Война началась 4 июня 988 года [5], и уже 5 числа японский флот вышел в море с Окинавы, направившись на юго-запад, в сторону Индокитая. Дозаправившись на Тайване, японские корабли двинулись дальше, готовясь войти в район подготовки прикрытия будущего десанта, который еще грузился на корабли в Нагасаки. Самым простым путем его прибытия в район Дананга была прямая — однако тогда японцам пришлось бы пересечь Парасельские острова, на которых находились французские наблюдательные станции. В результате 2-й японский флот проложил курс севернее, ближе к китайскому острову Хайнань, где ранним утром 11 июня началась знаменитая битва, в ходе которой французский Индокитайский флот потерпел поражение, а 2-й японский флот смог выполнить свою боевую задачу, пускай и ценой значительных потерь. Однако незадолго до этого, в ночь с 9 на 10 июня произошло сражение между французскими и японскими кораблями с куда меньшим размахом, но не менее впечатляющими результатами.

Уже при подходе к Парасельским островам командующий японским флотом Кэтсу Танака [6] решил малыми силами совершить рейд к Парасельским островам дабы разрушить французские наблюдательные станции и по возможности отвлечь французов от основных сил 2-го флота. План носил характер импровизации и не предусматривался предвоенными планами, но был достаточно красив — узнав о налете на Парасельские острова, французы должны были отослать туда главные силы своего флота, а тем временем Танака со своими кораблями обошел бы французов с севера и отрезал бы их от своих баз. План был достаточно рискованным, так как у обеих флотов имелась палубная авиация и разведчики, и развертывание сил друг друга и японцы, и французы могли обнаружить заранее, однако японцы в любом случае обладали превосходством и уверенностью в собственной победе, и план Танаки делал эту победу лишь еще более вероятной. Из состава главных сил был выделен отряд кораблей — 2 легких крейсера ("Тацута" и "Юбари"), 4 эсминца ("Акебоно", "Оборо", "Сазанами" и "Инадзума") и 1 тяжелый крейсер "Идзумо", который должен был осуществлять прикрытие действий легких сил. Командовать ими должен был контр-адмирал Рейдзо Мацуда, державший флаг на "Идзумо".

По иронии судьбы, похожий план действий был принят и французами во главе с адмиралом Лагранжем. Тот знал, что японцы попытаются стремительным ударом высадить в Индокитае десант, и догадался, что они не пойдут прямым курсом через Парасельские острова и решат обойти их. Самым очевидным решением при этом был северный путь, рядом с островом Хайнань, и потому сразу же после начала войны в этот район были отправлены все наличные в Индокитае французские подводные лодки, а авиация берегового базирования регулярно патрулировала не только указанный район, но и Парасельские острова вместе с южными подходами к Индокитаю на случай, если Лагранж все же ошибется. На случай любых непредвиденных обстоятельств сам французский флот в это время находился у того же Дананга, готовый по первому сигналу выйти в море навстречу японцам. И таковой сигнал был получен поздним вечером с летающей лодки, обнаружившей соединение Мацуды на подходе к Парасельским островам. Проблема была в том, что разведка обнаружила лишь 4 эсминца и 1 легкий крейсер, а отряд прикрытия — "Идзумо" и "Юбари", которые держались в стороне — остался необнаруженным. Это сыграло злую шутку с французами — адмирал Лагранж, понадеявшись на надежность данных разведки, решил рискнуть и уничтожить обнаруженные корабли, выделив из состава своего флота серьезный отряд — 2 легких крейсера ("Ош" и "Маренго") и 8 эскадренных миноносцев ("Мистраль", "Ораж", "Ураган", "Симун". "Темпет", "Торнад", "Тромб", "Сифон") под началом контр-адмирала Франсула Клебера (флаг на "Маренго"), чем значительно ослабил свои силы. Полным ходом они отправились к Парасельским островам, приготовившись к сражению.

Японцы ничего не знали о подходе французских кораблей и действовали согласно плану контр-адмирала Мацуды. Тот знал о возможности подхода французских кораблей, и потому старался держать "Идзумо" невдалеке от своих эсминцев. Обстреляв французские наблюдательные посты (которые успели передать сигнал о том, что против них действуют 4 эсминца и 1 легкий крейсер) 9 июня, с приходом сумерек Мацуда решил пройти дальше к западу с тем, чтобы обмануть возможно присутствующие морские силы французов у островов и днем 10 числа присоединиться к основным силам 2-го флота. По иронии судьбы, его обманный маневр оказался определяющим для будущей схватки — фактически он выдвинулся навстречу идущим к нему кораблям, чем предопределил ночное сражение.

Ночь с 9 на 10 июня оказалась тихой, нооблачной, и видимость на море была крайне низкой. Несмотря на это японцы, хорошо подготвленные к ночным действиям, были в выигрышном положении по отношению к французам, и обнаружили их первыми в районе полуночи. Французы, как и японцы, шли строем фронта, пустив вперед эсминцы и расположив свои тяжелые корабли за их линией. Японцы быстро сообразили, что впереди находится именно их противник, хоть и испытывали определенные затруднения с идентификацией кораблей и определения их количества. В результате тут же было решено идти на сближение и вести бой на пистолетной дистанции. Эсминцы должны были выпустить торпеды, и лишь после попадания (или однозначного их отсутствия) они должны были выстрелить осветительными снарядами и вступить в бой при поддержке тяжелых кораблей. Французы о том, что рядом находится противник, даже не подозревали.

Отрезвление пришло в районе 0.15 ночи, когда мощные 610-мм торпеды сначала попали в "Симун", а через несколько секунд, практически одновременно — в "Сифон" и "Тромб". Первый тут же взорвался и затонул; "Сифону" оторвало носовую оконечность по самый мостик, и он тоже начал быстро тонуть. "Тромб" же попросту разломился на две части, которое какое-то время еще держались над водой. На ближайшие несколько минут французы оказались шокированы и не могли определить, откуда ведется огонь, а японцы уже выпустили осветительные снаряды и открыли огонь из всех орудий по обнаруженному французскому соединению.

Однако не все складывалось для японцев хорошо. Их флагман, "Идзумо", способный разметать французские корабли своими 254-мм орудиями за несколько минут, плохо видел цели и потому вел крайне неточную стрельбу по "Ошу" и "Мистралю", а "Тацута" и "Юбари" в неразберихе боя стреляли по одному и тому же кораблю — "Маренго". За время замешательства только японские эсминцы смогли добиться значительного успеха, превратив "Ораж" в пылающую и тонущую груду металла, нашпиговав его 120-мм снарядами, но затем настал час расплаты.

Французские эсминцы "Мистраль", "Темпет" и "Торнад" быстро пришли в себя и открыли огонь по японским "коллегам", ориентируясь на вспышки от выстрелов. На пистолетных дистанциях японские более скорострельные 120-мм пушки были куда выгоднее, чем французские, однако снаряды 130-мм орудий последний обладали заметно большим содержанием ВВ, и наносили японцам большой урон. В результате от попадания примерно двух десятков 130-мм снарядов взорвался японский эсминец "Инадзума", а крейсер "Тацута" получил прямое попадание с "Мистраля" в мостик и фактически лишился управления. Вскоре к собственным эсминцам подключились также "Ош" и "Маренго", и хаос ночного сражения стал практически абсолютным.

Французские эсминцы произвели торпедный залп, и одна из торпед попала в середину "Тацуты", практически переломив японский крейсер надвое. В это же время "Идзумо" наконец-то попал в "Мистраля" сразу двумя снарядами, мгновенно превратив французский эсминец в груду металла с единственным (4-м) стреляющим орудием. Еще через минуту "Тацуте" пришлось совсем туго — по ней стреляли "Маренго", "Темпет" и "Ураган". "Торнад" в это же время попал под обстрел с трех оставшихся японских эсминцев, получил тяжелые повреждения и взорвался после попадания 140-мм снаряда  в область носовых 130-мм орудий, огонь велся с "Юбари". В конце концов, японский крейсер "Тацута" начал тонуть, однако вместе с ним на дно отправился и французский "Ураган", получивший два 254-мм и около дюжины 120-140мм снарядов. Японские эсминцы в этот период боя практически не обстреливались французами и действовали дерзко, подходя к кораблям противника практически вплотную.

Развязка боя настала в тот момент, когда "Идзумо" пристрелялся по "Ошу" и стал давать полузалпы всем бортом, подключив заодно и свои 140-мм орудия. Французские легкие крейсера обладали достаточно высокой живучестью и хорошей броней, но против 254-мм бронебойных и полубронебойных снарядов ничего сделать не могли. Тем временем "Юбари" добил последний французский эсминец — "Мистраль", и крейсера "Ош" и "Маренго" оказались в меньшинстве, подсвечиваемые осветительными снарядами с японских эсминцев и обстреливаемые "Юбари" и "Идзумо". В конце концов, "Ош" потерял всю свою артиллерию, горел от носа до кормы и медленно тонул, добивать его пришлось вплотную тремя торпедами с "Юбари". Контр-адмирал Клебер еще не до конца понимал масштаб учиненного ему разгрома, однако уже догадывался, что проиграл сражение, и потому попытался вывести "Маренго" из боя на полной скорости, ведя огонь по "Юбари" и эсминцам. Из-за трудностей пристрелки в ночных условиях ему даже удалось немного оторваться от "Идзумо", который опять не мог пристреляться по французскому крейсеру, однако эсминцы и "Юбари" намертво вцепились за француза, постоянно "подсвечивая" его осветительными снарядами. Окончательно шансы на спасение "Маренго" исчезли, когда 254-мм снаряд с "Идзумо" пробил корму крейсера, взорвавшись в румпельном отсеке. Руль сразу же пришел в негодность, крейсер потерял управление и стал описывать циркуляцию. Это помешало "Юбари" попасть по "Маренго" торпедами, однако "Идзумо" уже приближался, и его снаряды раз за разом рвали французский крейсер на куски. Дальнейшее описание попаданий в "Маренго" пестрит неточностями из-за того, что по нему стреляли сразу несколько кораблей, однако ясно одно — погиб крейсер после детонации погребов средних башен, которая разломила корпус на две части. Случилось это примерно в 0.50 ночи.

Результатом сражения оказался полный разгром французского соединения, которая оказалось в абсолютно проигрышных для себя условиях, принимая бой против "Идзумо" с его тяжелыми пушками, да еще и ночью — при том, что к ночным боям японские корабли готовились целенаправленно и постоянно, а французы обучались действиям прежде всего в дневных условиях. За менее чем час французы потеряли 2 легких крейсера и 8 эсминцев, из нескольких тысяч членов экипажей японцы подобрали лишь 185 человек — в основном с "Маренго". Среди них не было контр-адмирала Клебера, который, судя по воспоминаниям выживших, застрелился после отдачи приказа покинуть корабль. Потери японцев были значительными, но терпимыми — погибли "Тацута" и "Инадзума", а "Юбари", "Акебоно" и "Сазанами" получили повреждения средней тяжести. Флагманский тяжелый крейсер "Идзумо" получил 4 164-мм и 2 130-мм снарядов, которые не причинили ему серьезного урона. Потери среди личного состава японцев составили 480 человек убитыми и пропавшими без вести, и 214 ранеными. Ночная битва у Парасельских островов стала кровавым прологом к куда более масштабной как по размаху, так и в плане потерь Хайнаньской битве [7], из-за которой разгром соединения контр-адмирала Клебера оказался практически незамеченным не только в мире, но и в странах-участницах — Японии и Франции.

Примечания

1) Это будут как минимум китайские и русские эсминцы, и весьма вероятно — испанские и германские. Но это не точно.

2) Французское название вьетнамского города Дананг.

3) Детально численности флотов будут рассмотрены позднее.

4) Современный Инчхон.

5) В дальнейшем даты могут корректироваться.

6) Все адмиралы выдуманы.

7) О Хайнаньской битве будет рассказано в отдельной статье, но я без понятия, когда именно.

Подписаться
Уведомить о
guest

14 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account