Несмотря на то, что этот маленький британский биплан был изготовлен в небольших количествах, тем не менее, он стал знаковой машиной в истории авиации. Помимо побед в международных гонках и бомбовых ударов по ангарам дирижаблей за этими аэропланами числится первенство применения в качестве самолетов-истребителей. Правда первым истребителем, предназначенным исключительно этой роли и оснащенный стрелявшим вперед пулеметом (на высоких стойках вне зоны ометания винта), был итальянский моноплан Caproni 20, который остался в единственном экземпляре и никогда не использовался в бою, тогда как Sopwith SS внес большой вклад на начальном этапе Первой Мировой войны.
Самолет был спроектирован компанией Sopwith – активное участие в проектных работах принял заводской летчик-испытатель Гарри Хоукер – еще в конце 1913 года. Первый полет прототипа состоялся 27 ноября. Машина имела цельнодеревянный силовой набор и полотняную обшивку. Исключение составляла передняя часть фюзеляжа, которая от капота двигателя до кабины экипажа имела обшивку из листового металла. Силовая установка состояла из одного семицилиндрового ротативного двигателя Gnome, развивавшего мощность 80 л.с. (59 кВт) и через удлиненный вал вращавшего двухлопастный деревянный винт. В кабине экипажа два сиденья были установлены бок о бок.
Через два дня после первого полета Гарри Хоукер вылетел в Фарнборо для тщательных испытаний, во время которых прототип достиг скорости 148 км/ч и за минуту поднялся на высоту 366 метров. Недостатком машины был недостаточный обзор из кабины. Управление по крену самолета осуществлялось с помощью гоширования законцовок крыла.
Британское военное министерство не стало мешкать и уже 18 декабря заказало компании Sopwith седять самолетов в одноместном варианте. 13 марта 1914 года были заказаны еще три самолета для военного крыла Королевского летного корпуса (Military Wing Royal Flying Corps [RFC]). Самолеты, имевшие заводское обозначение Sopwith SS, впоследствии стали называться Sopwith Tabloid – в честь общего названия популярной продукции некоторых фармацевтических компаний. 11 апреля 1914 года первый боевой самолет Tabloid совершил свой первый полет.
Параллельно с боевыми машинами компанией Sopwith для участия в шнейдеровских гонках 1914 года был изготовлен гидросамолет, оснащенный тремя поплавками и девятицилиндровым 100-сильным (75 кВт) ротативным двигателем Gnome Monosoupape. Гидросамолет был настолько отличен от основного типа, что у него было другое обозначение – Sopwith HS. Не будет в очередной раз расписывать подробности этих состязаний и просто скажем, что гидросамолет компании Sopwith выиграл гонку.
Шестой военный самолет Tabloid был передан заказчику 26 мая 1914 года, а несколько ранее – 8 мая того же года – один экземпляр самолета Sopwith SS был заказан самим Луи Блерио, которому машина была доставлена в конце июня – начале июля 1914 года. О дальнейшей судьбе этого самолета мало что известно. В один день с заказом Луи Блерио итальянской компанией Societá Transaerea Italiana был заказан один самолет, но остается вопрос: был ли он когда-либо передан итальянцам.
8 июня 1914 года в Великобритании был заказан еще один самолет Tabloid; автором заказа был Владимир Лебедев – владелец расположенной в Санкт-Петербурге авиастроительной компании «Акционерное общество воздухоплавания «В. А. Лебедев и К»». Осенью этого года был построен завод компании Лебедева, а в следующем 1915 году на нем были изготовлены 15 невооруженных самолетов-разведчиков Лебедь VII, представлявших собой нелицензионные копии Sopwith SS. Затем компанией Лебедева были построены два легких самолета Лебедь VIII, отличавшихся от своих предшественников Лебедь VII двухстоечной бипланной коробкой увеличенного размаха.
В начале лета 1914 года один из первых самолетов Sopwith Tabloid был передан 7-й эскадрилье RFC, которая была разделена для того, чтобы усилить 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю эскадрильи. 19 августа – вскоре после начала Первой Мировой войны – первые четыре разобранных самолета Sopwith SS Tabloid прибыли на территорию Франции. Уже в июне по крайней мере один Tabloid находился в составе 5-й эскадрильи, а 24 августа два самолета получила 3-я эскадрилья.
Самолеты Sopwith SS Tabloid должны были использоваться в основном для ведения разведки, но участвовали также в воздушных боях. Во время первого воздушного боя машина лейтенанта Нормана С. Спратта (Norman C. Spratt; 3-я эскадрилья) была невооруженной: его Tabloid кружил вокруг двухместного «альбатроса» и налетал на него до тех пор, пока у немецкого пилота не выдержали нервы и он не приземлился на первой же ровной площадке.
2 сентября Норман Спратт, вооруженный только лишь револьвером, выстрелил тридцать раз по немецким машинам. Поскольку стрельба была безрезультатной, то после приземления он к задней части самолета привязал тонкий трос с ручной гранатой. Предполагалось, что во время воздушного боя трос обмотает пропеллер вражеского самолета и произойдет подрыв. С помощью гранаты и троса он попытался атаковать «цеппелин», но снова безрезультатно.
На 2 сентября во Франции было только два самолета Sopwith SS Tabloid из состава RFC. Вскоре из Великобритании было доставлены несколько машин этого типа, но осенью три самолета были отправлены обратно на остров для ремонта. Дело в том, что в воздушных боях самолетам Sopwith Tabloid приходилось маневрировать с серьезными перегрузками, что сказывалось на конструкции, оказавшейся благодаря спортивному происхождению недостаточно прочной и жесткой. В декабре на одной машине на ее левой центропланной стойке была прикреплена пехотная винтовка, но в бою это нововведение испытать не удалось, поскольку 15 января 1915 года этот самолет Sopwith SS Tabloid потерпел крушение.
Уже 29 августа 1914 года двенадцатый заказанный RFC самолет Sopwith SS Tabloid на испытаниях в Фарнборо показал максимальную скорость 152 км/ч и набор высоты 1067 метров за 4,5 минуты. Затем его отправили во Францию в состав 5-й эскадрильи, но в боях машина не участвовала. В конце концов эта машина потерпела крушение в январе 1915 года и в феврале была списана. Другие оставшиеся на вооружении RFC недолго были в составе ее эскадрилий и весной 1915 года были сняты с эксплуатации.
Название Tabloid несли также 12 машин, состоявших на вооружении авиационной службы Королевского флота (Royal Naval Air Service – RNAS) и имевших заводское обозначение Sopwith SS 3. В отличие от SS они не имели выноса верхнего крыла, были оснащены элеронами, шасси иного типа и другими улучшениями. Вследствие этого данные самолеты стоит рассматривать как принадлежащие другому типу. Тринадцатая «флотская» машина первоначально была построена для участия в гонках Гордона-Беннета и во многом (за исключением шасси) соответствовал самолету Sopwith SS. Этот самолет известен тем, что летом 1915 года на его правой стороне фюзеляжа был установлен несинхронизированный пулемет Lewis, а на лопастях винта – «отсекатели».
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Sopwith SS Tabloid
Назначение: легкий самолет
Статус: серийное производство
Компания-производитель: Sopwith Aviation Company, Кингстон-на-Темзе, графство Суррей
Экипаж: 1-2 чел.
Силовая установка: семицилиндровый ротативный двигатель Gnome, развивавший мощность 80 л.с. (59 кВт) и через удлиненный вал вращавший двухлопастный деревянный винт
Размеры:
размах крыльев 7,77 м
длина 6,20 м
высота 2,56 м
площадь крыльев 22,42 м²
Масса:
пустого 331 кг
взлетная 508 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость у земли 152 км/ч
время набора высоты 1070 метров 4,5 мин
практический потолок 4570 м
продолжительность полета 4,5 ч
источник: Jiří Hornát, Výkres Petr Kolmann «Letadla 14-18: Sopwith SS Tabloid» «Letectví + kosmonautika» 2005-03, str.56-57
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-legkie-samolety-sopwith-ss-tabloid-velikobritaniya