Легенда о «бригаде Циглера»

13
Легенда о «бригаде Циглера»

Легенда о «бригаде Циглера»

Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.

СОДЕРЖАНИЕ:

В последних числах октября 1941 года войска 11-й армии генерала Манштейна прорвали советскую оборону на Перекопском перешейке. Теперь перед защитниками Крыма встал вопрос: успеют ли они отойти к Севастополю и занять оборону раньше, чем к городу подойдут немцы? Чтобы опередить отступающие части Приморской армии, немецкое командование сформировало сводное моторизованное соединение – так называемую «бригаду Циглера»…

Советские историки долгое время считали, что захват немцами Крыма и прорыв к Севастополю в начале ноября 1941 года был осуществлён с помощью многочисленных танковых колонн. В то же время немецкая историография, опираясь на мемуары бывшего командующего 11-й армией Эриха фон Манштейна, описывала ситуацию совершенно иным образом: в 11-й армии танков не было вообще, а прорыв оказался столь удачным благодаря одному хитрому приёму. Не имея под рукой штатных танковых или хотя бы моторизованных соединений, Манштейн наскоро создал импровизированную моторизованную бригаду из румынского моторизованного полка и нескольких немецких разведывательных и артиллерийских частей. Именно это соединение первым прорвалось к Севастополю, отрезав прямой путь к отступлению советским войскам из состава Приморской армии.

Район действий «бригады Циглера» с 30 октября по 7 ноября 1941 года. Расстояние между вертикальными линиями – 20 км. Советская карта 1938 года

Район действий «бригады Циглера» с 30 октября по 7 ноября 1941 года. Расстояние между вертикальными линиями – 20 км. Советская карта 1938 года

На самом деле в подчинении Манштейна находилось две армии – 11-я немецкая и 3-я румынская. Последняя состояла из трёх горных и трёх кавалерийских бригад – фактически, конно-моторизованных частей. Поэтому основой нового соединения стал 6-й румынский мотокавалерийский полк «рошиори» (регулярной кавалерии) из состава 5-й кавалерийской бригады. Остальные части брались из состава 42-го армейского корпуса – прежде всего, из его корпусных частей. Командиром сводной бригады был назначен начальник штаба корпуса сорокапятилетний полковник Хайнц Циглер.

Полковник Хайнц Циглер

Полковник Хайнц Циглер

Приказ на формирование бригады был издан вечером 27 октября. Полный состав соединения был следующим:

1. Группа Корне

      • румынский 6-й моторизованный полк (шесть моторизованных эскадронов);
      • 6-я рота 800-го полка особого назначения «Бранденбург»;
      • 1-я рота 70-го сапёрного батальона;
      • 737-й артиллерийский дивизион, не считая 1-й батареи (тяжёлые чешские полевые гаубицы на механической тяге);
      • 560-й противотанковый дивизион.

2. Группа фон Боддина

      • 22-й разведывательный батальон (три мотоциклетных эскадрона и взвод бронеавтомобилей);
      • 46-й сапёрный батальон;
      •  по одной самокатной роте из состава разведывательных батальонов 46-й и 73-й пехотных дивизий;
      • 5-я батарея 54-го артиллерийского полка (тяжёлые полевые гаубицы на механической тяге);
      • 18-я тяжёлая зенитная батарея;
      • 610-я зенитно-пулемётная рота;
      • одна рота из состава противотанкового батальона 50-й пехотной дивизии;
      • 190-й дивизион штурмовых орудий.

Румынский полковник Раду Корне ранее командовал 6-м кавалерийским полком, а разведывательный батальон подполковника Оскара фон Боддина входил в состав 22-й пехотной дивизии.

Полковник Раду Корне

Полковник Раду Корне

Изначально 190-й дивизион был придан 170-й пехотной дивизии. По штату он имел три батареи САУ StuG IIIВ (по шесть машин в каждой), а также тринадцать полугусеничных бронетранспортёров Sd.Kfz.251 или Sd.Kfz.253. По состоянию на 22 июня 1941 года в дивизионе имелось четыре Sd.Kfz.253 и восемь Sd.Kfz.252. Какова была численность дивизиона на момент формирования бригады – неизвестно. Однако мы можем констатировать, что бригада имела неплохой набор бронетехники: полтора десятка самоходных орудий, по бронированию не уступавших советской «тридцатьчетвёрке», 15–20 бронеавтомобилей (в дивизионе самоходок и 22-м разведбате), а также некоторое количество бронеавтомобилей и легких пулемётных танков R-1 в румынском кавалерийском полку. Правда, немецкие самоходки вооружались короткой 75-мм пушкой, не предназначенной для борьбы с танками, но танков у советской стороны практически не было. Таким образом, в составе «бригады Циглера» насчитывалось до полусотни единиц бронетехники. Это меньше, чем сотня немецких танков, якобы атаковавших Севастополь (по словам советских мемуаристов), но всё же неплохой ударный кулак.

Румынская мотокавалерийская часть на марше, 1941 год

Румынская мотокавалерийская часть на марше, 1941 год

В связи с тем, что полковник Циглер не успевал вовремя прибыть в район формирования и вступить в командование, первоначально бригадой руководил полковник Корне – таким образом, немцы временно оказались под командованием румына. 29 октября обязанности командира бригады принял командир немецкой 50-й пехотной дивизии.

28–29 октября

Утром 28 октября бригада Циглера перешла в подчинение 54-го армейского корпуса и через Херсон выдвинулась на территорию Крыма, куда двумя днями ранее ворвались немецкие войска. Соединение получило следующую задачу: «Используя бреши в обороне и слабые позиции противника, безостановочным движением достичь участка реки Альма юго-западнее Симферополя и преградить путь через долину этой реки в Севастополь противнику, отступающему перед фронтом армии». Обратим внимание на эту формулировку – задача захвата самого Севастополя перед бригадой не ставилась изначально.

Румынский лёгкий танк R-1

Румынский лёгкий танк R-1

К этому моменту части бригады сосредоточились на правом фланге прорвавшейся в Крым немецкой группировки – в районе села Капкары-Русские (ныне – Камышное), у Каркинитского залива и в 15 км южнее Ишуньских позиций, прорванных немцами накануне. Отсюда бригада должна была наступать на юг в направлении на Саки, чтобы в дальнейшем перерезать шоссе Симферополь–Севастополь. Первой начала движение группа фон Боддина, через час вслед за ней выступила группа Корне.

По приказу Циглера прорыв осуществлялся на узком участке и в эшелонированном построении, а не на широком фронте, как предполагалось первоначальным планом. Силы противника оставались неизвестными – 54-й армейский корпус сообщал, что на пути движения бригады у поселков Ташкуй (ныне – Огородное) и Найлетен (Найлебен, ныне – Калинино) до самого вечера находились советские арьергарды с артиллерией.

Немецкое штурмовое орудие StuG III. Крым, осень 1941 года

Немецкое штурмовое орудие StuG III. Крым, осень 1941 года

29 октября в 5:30 утра (по берлинскому времени) группа фон Боддина выдвинулась из района Онгар-Наяман, пересекла фронт 54-го корпуса и около 7–8 часов прорвала оборону неприятеля южнее села Семён (ныне – Семёновка) чуть западнее села Кереит (ныне – Коммунарное). К полудню, продвинувшись на 20 км, авангард достиг села Бешуй в пяти километрах севернее нынешнего села Алексеевка, откуда шла прямая дорога на Саки. Группа Корне двигалась следом, однако румынский полковник выстроил свои батальоны уступами в обе стороны для прикрытия флангов. Это вызвало недовольство командира бригады – такое построение замедляло движение, а опасность вражеской атаки Циглер считал несущественной.

В 12:30 в десяти километрах южнее села Бешуй авангард фон Боддина наткнулся на сопротивление у села Бузав-Актачи (в паре километров западнее нынешнего села Сусанино). Уличный бой за село длился более часа, одновременно с этим хлынул сильный дождь, и дорога стала совершенно непроходимой для автотранспорта. В итоге группа Боддина застряла в Бузав-Актачи, а группа Корне, двигавшаяся следом и несколько восточнее, остановилась на отдых в районе между нынешними сёлами Алексеевка и Сары-Баш.

Между 16 и 17 часами немецкие части в Бузав-Актачи подверглись многочисленным налётам истребителей и бомбардировщиков с аэродрома во Фрайдорфе (ныне – Новосёловское), располагавшегося в десяти километрах к юго-западу. Судя по всему, о наличии этого аэродрома в бригаде даже не догадывались. Немцы отчитались о сбитии «тяжёлыми зенитками» одного бомбардировщика СБ. Советские отчёты описывали эту ситуацию так: «Во второй половине дня противник обошёл левый фланг Приморской армии, и к исходу дня его мототанковые колонны вышли в район сел. Айбары – с. Фрайдорф, в 17 км юго-восточнее высоты 52,7 (правого фланга) и в 40 км южнее высоты 11,5 (левого фланга Приморской армии)» (здесь и далее цитируется «Хроника Великой Отечественной войны на Черноморском театре»).

На следующий день бригада Циглера получила задачу выйти к реке Булганак и занять плацдарм на южном берегу. Таким образом, за день она должна была пройти свыше 60 км, перерезав дороги между Симферополем и Евпаторией. Далее предполагалось нанести удар на юго-восток с целью захвата господствующих высот севернее реки Альма, чтобы перехватить здесь шоссе и железную дорогу из Симферополя в Севастополь.

30 октября

В 7 часов утра группа фон Боддина вновь выступила первой. Группа Корне выступила на два часа позднее, имея задачу прикрывать бригаду с востока. За ночь сильный ветер подсушил дорогу, а хорошая погода способствовала наступлению бригады. Первоначально наступление развивалось успешно, и к 10 часам авангард группы фон Боддина прошёл 40 км, достигнув села Темеш (ныне – Шелковичное) в 10 км северо-восточнее Саки. На подступах к нему, у Старого Карагурта (ныне – Долинка) было взято 350 пленных из работавшей здесь советской строительной части, по их показаниям – молдаван. В течение всего дня на правом фланге бригады в стороне Евпатории слышались многочисленные взрывы и наблюдались сильные пожары.

Лишь в 10:30 у Темеша произошло первое столкновение с противником – видимо, охраной располагавшейся здесь взлётной площадки. В ходе получасового боя были уничтожены бронеавтомобиль и два стоявших на земле самолёта, взято некоторое количество пленных. Немцам этот бой также «стоил некоторых потерь».

Командование бригады решило не штурмовать Саки, чтобы не ввязываться в уличные бои, а пройти восточнее и перерезать дороги из Евпатории на Симферополь. Железную дорогу авангард преодолел без сопротивления, но южнее её, на шоссе, ведшем в Симферополь, наткнулся на противника, успевшего занять оборону в сёлах Красное и Новая Чеботарка (ныне входят в состав села Червонное).

В 12:00 авангард группы фон Боддина начал атаку, и за час оба села были взяты. Тем временем артиллеристы 5-й батареи 54-го артполка и зенитчики «подожгли» поезд, который пытался прорваться на восток со стороны Евпатории. Высланная вперёд разведка обнаружила многочисленные колонны противника, двигавшиеся через Саки по приморской дороге на юг – на Ивановку и далее на Севастополь. Кроме того, поступила информация, что юго-восточнее села Аиш (в 5 км восточнее Ивановки) находится действующий аэродром. Там наблюдались многочисленные взлетающие и садящиеся самолёты, а при атаках немецкой авиации по ней вёлся плотный зенитный огонь.

В 14:30 бригада вновь начала марш, двигаясь параллельно приморской дороге – через Ивановку и восточнее неё. Вражескую колонну на правом фланге вскоре догнали, но в бой с ней решили не вступать, чтобы не задерживать продвижение. Через час бригада попала под огонь 54-й береговой батареи Черноморского флота – этот эпизод вошёл во все описания обороны Севастополя. Четыре 102-мм орудия обстреляли «колонну немецких танков, двигавшихся по прибрежной дороге из дер. Ивановка на село Булганак», выпустив 62 снаряда. Согласно советскому донесению, колонна была рассеяна, по немецкому отчёту – огонь батареи «временно помешал наступлению, но в целом не смог остановить продвижение бригады».

К сумеркам авангард группы фон Боддина достиг Булганака и взял его после короткого боя со слабым заслоном. Штаб бригады сразу же был направлен сюда. Уже на подходе к Булганаку, в районе села Эльзас (ныне – часть посёлка Винницкое), он был атакован советскими самолётами и отчитался о том, что сбил один из них. Шедшая позади группа Корне остановилась на отдых в 15–20 км севернее, растянувшись от Новой Чеботарки до Контугана (ныне – Тепловка), выставив охранение со всех сторон и прикрывая бригаду с востока. С советской стороны действия противника 30 октября выглядели следующим образом:

«В штабе ЧФ стало известно, что на рассвете передовые части врага подошли к г. Евпатория и курорту Саки, а отдельные группы мотоциклистов проникли в район дер. Булганак на р. Альма. По отдельным отрывочным сведениям, поступавшим в течение дня, было известно, что в 11 ч. 40 м. 45 автомашин с немецкой пехотой подошли к ст. Карагут (10 км севернее Саки). Около 13 ч. 00 м. в районе дер. Икар (12 км западнее Евпатории) противник выбросил воздушный десант, и 40 человек этого десанта двигались к ж.-д. ст. Евпатория.

В 13 ч. 10 м. по дороге вдоль западного побережья Крыма, между деревнями Ивановка (16 км южнее Саки) и Николаевка, было обнаружено движение четырёх танкеток, а в 13 ч. 30 м. по дороге из г. Евпатория в г. Симферополь прошли 12 танков противника. В 15 ч. 10 м. немцы заняли г. Саки, В 16 ч. 00 м. из дер. Бурлюк по дороге на восток показались вражеские бронемашины. В 16 ч. 15 м. из штаба ПВО донесли, что противник перерезал шоссе между Симферополем и Евпаторией на 37-м км»

31 октября

Задача на этот день ставилась простая: достичь реки Альма, захватить мосты через неё и выйти на горный хребет, тянущийся севернее. Немецкое командование подозревало, что здесь должна находиться передовая линия обороны Севастополя – следовало занять её до подхода советских войск.

Группа фон Боддина выступила из Булганака в 7 часов утра, и через полтора часа её авангард, не встретив сопротивления, достиг горы Кизил-Джар севернее реки Альма. Отсюда до станции Альма (ныне – Почтовое), а также железнодорожного и шоссейного мостов через реку оставалось всего 2,5 км. 30 октября на южном берегу Альмы должно было занять позиции выдвинутое из Севастополя боевое охранение – батальон 1-го стрелкового полка береговой обороны, батальоны объединённой и электромеханической школ флота, а также батальон курсантов Военно-морского училища береговой обороны имени ЛКСМУ. Однако последний, выдвигавшийся на правом фланге, не смог выйти к станции Альма до подхода противника и занял оборону юго-западнее Бахчисарая, у мостов через реку Кача.

На шоссе Симферополь–Севастополь немцы обнаружили оживлённое движение. 5-я батарея 54-го артполка и 18-я тяжёлая зенитная батарея заняли позиции на высотах и начали обстрел мостов и подходов к ним. К 11:00 часть 46-го сапёрного батальона со штурмовыми орудиями захватила мосты через Альму и перехватила дороги на Севастополь. По немецким донесениям, два советских бронепоезда, пытавшихся атаковать противника со стороны Симферополя, были подожжены и уничтожены прямой наводкой. На самом деле немцы подбили лишь один бронепоезд – армейский «Войковец» (№1), вышедший из Симферополя в Севастополь 31 октября и числящийся погибшим в ночь на 1 ноября в районе Альмы.

Бронепоезд «Войковец», подбитый немецкой артиллерией

Бронепоезд «Войковец», подбитый немецкой артиллерией

Выслав вперёд разведку, немцы установили, что северо-восточнее Альмы противника нет. В то же время корпусная разведка сообщала, что севернее и западнее Симферополя сосредотачивается крупная группировка советских войск. Намерения этой группировки оставались неясными: будет она строить оборону против наступающих немецких сил или продолжит отступление?

На тот момент основная часть Приморской армии, отступавшей с Ишуньских позиций, ещё находилась на подходе к Симферополю. Получив вечером 31 октября донесение о занятии противником мостов через Альму, командующий Приморской армией генерал И. Е. Петров решил, что сюда вышли главные силы 54-го армейского корпуса немцев, и принял решение не прорываться в Севастополь напрямую, а повернуть от Симферополя на юго-восток и отводить войска по шоссе на Алушту.

Во второй половине дня отставшая группа Корне достигла района Булганака и развернулась здесь, чтобы держать оборону по реке Булганак и блокировать дорогу от побережья на Симферополь. Временами немцев беспокоил артиллерийский огонь – это стреляли 54-я батарея и эсминец «Бодрый».

Советские части, обнаруженные восточнее Булганака, отошли на юг; немецкая разведка сообщила, что сил для попытки прорыва от Севастополя к Симферополю противник не имеет. Поэтому было решено, оставив достаточный заслон у моста через Альму, развернуть бригаду вдоль реки Булганак, чтобы не допустить просачивания советских войск на юг и быть готовыми к наступлению. Разведка получила задание выяснить, возможно ли здесь начать наступление имеющимися (относительно слабыми) силами на широком фронте.

В 19 часов штаб 54-го армейского корпуса поставил бригаде иную задачу: удерживая мосты через Альму, наступать через Бахчисарай в южном направлении, захватить мост через реку Кача в шести километрах юго-западнее Бахчисарая и тем самым открыть путь на Севастополь подходящим частям корпуса. Группа фон Боддина должна была атаковать Бахчисарай, в то время как оборона Альмы и мостов до прибытия первых частей 132-й пехотной дивизии была возложена на группу Корне, усиленную взводом 18-й тяжёлой зенитной батареи и одной батареей тяжёлых пехотных орудий. Таким образом, командир бригады намеревался, развернув свои войска на широком фронте от Булганака до самого Симферополя, начать медленное продвижение на юг, но командование корпуса приказало свернуть боевые порядки и единым кулаком ударить вдоль шоссе на Севастополь, прикрыв группой Корне свои тылы со стороны Симферополя.

1 ноября

В 7 часов утра группа фон Боддина выступила по шоссе из района мостов через Альму. Вскоре после этого начался проливной дождь, прекратившийся лишь в полдень. На полпути до Бахчисарая немцы наткнулись на противника, занявшего подготовленные к обороне позиции – это был 16-й батальон морской пехоты, переданный под руководство командира курсантского батальона полковника Костышина. После жестокого боя немцы, пользуясь преимуществом в численности и наличием бронетехники, сбили морских пехотинцев с шоссе. Сам Бахчисарай был с боем занят к 12:30.

С улучшением погоды усилился и огонь советской артиллерии – в этот день по району Альмы и Бахчисарая открыла огонь расположенная возле Любимовки 30-я башенная береговая батарея (четыре 305-мм орудия). Группе фон Боддина удалось взять деревню Азис (ныне – северная окраина Бахчисарая), после чего её продвижение остановилось. Немцы не сумели дойти даже до Качи, а их позиции в Азисе подверглись сильному обстрелу. Во второй половине дня по ним нанесла несколько ударов советская авиация – отчёт бригады оценил их как «ожесточённые». По советским данным, днём немцев атаковали истребители (в основном, И-153), а в ночь на 2 ноября Альму и Бахчисарай бомбили летающие лодки МБР-2. Потерь в самолётах при этом отмечено не было.

Тем временем группа Корне отбила атаку «большой группы неприятеля» со стороны Симферополя и «отогнала противника на юг, в сторону поселка Саблы» (ныне – поселок Партизанское). Проще говоря, группа красноармейцев ушла вверх по долине Альмы, чтобы обойти немецкий заслон по горным дорогам. В это же время на правом фланге бригады к реке Альма вышел разведывательный батальон 132-й пехотной дивизии. Переправившись через реку, он занял деревню Топчикой (ныне – Долинное) в 5 км восточнее Бахчисарая.

Несколько ранее, утром того же дня, части немецкой 132-й пехотной дивизии ударом через устье Альмы заняли посёлок Кача, отбросив оборонявшийся здесь батальон стрелкового полка к устью реки Кача и береговой батарее №10 (четыре 203-мм орудия). После этого оборонявшемуся восточнее батальону объединённой школы флота также пришлось отойти от Альмы к долине Качи, на внешний оборонительный обвод Севастополя. Этот обвод начинался у деревни Мамашай (современная Орловка) на северном берегу Качи, пересекал реку у села Эфендикой (Айвовое), далее проходил впереди сёл Дуванкой (Верхнесадовое) и Гаджикой (Пироговка) до станции Сюрень (Сирень), где поворачивал на юг на Залинкой (Холмовка), Черкез-Кермен и Шули (Терновка).

К вечеру долины Альмы достигли и передовые части 50-й пехотной дивизии, вышедшие в район Шуры (ныне – Кудрино) в 10 км восточнее Бахчисарая, по левому флангу бригады. Таким образом, к вечеру 1 ноября немцы достигли внешнего рубежа обороны Севастополя, и впервые с момента прорыва Ишуньских позиций встретили серьёзное сопротивление. Теперь силам Циглера была поставлена ограниченная задача – вместе с передовым отрядом 132-й пехотной дивизии взять мост через реку Кача. О глубоких прорывах речи уже не шло. Для атаки в Бахчисарай были подтянуты 46-й сапёрный батальон, один самокатный эскадрон, а также направлена вся имевшаяся артиллерия.

Командование корпуса также приказало бригаде поддержать передовой отряд 50-й дивизии у посёлка Шуры и расширить занятый там плацдарм. Однако штаб бригады уклонился от выполнения этой задачи, доложив, что дорога вдоль Альмы выше мостов непригодна для движения автотранспорта. Группа Корне всё ещё оставалась в районе мостов через Альму, прикрывая бригаду с тыла.

2 ноября

Утром советские позиции у Бахчисарая подверглись налёту немецких пикировщиков. Однако наведение на цель оказалось неточным – высоты на правом берегу, в километре от реки, так и не были атакованы, хотя именно они прикрывали мост. Кроме того, немецкая артиллерия не имела достаточно боеприпасов и не смогла оказать авиации эффективной поддержки. В итоге атака советских позиций силами пехоты провалилась. Немцы смогли занять лишь высоту в километре от моста через Качу, между шоссе и железной дорогой.

Тем временем группа Корне зачищала территорию северо-западнее Бахчисарая и отражала попытки отдельных советских частей напрямую прорваться из Симферополя к Севастополю. Одна советская группа была уничтожена у села Биюк-Яшлав (ныне – Репино) в 7 км к северу от Бахчисарая. Видимо, именно с этим манёвром группы Корне связан интересный эпизод из воспоминаний мичмана Ф. Волончука, вышедших в 1961 году в серии «Военные мемуары». Автор рассказывает о том, как в ноябре 1941 года возглавлял одну из групп, высланных разведотрядом штаба Черноморского флота для установления местоположения противника. Вечером 1 ноября группа на грузовике выдвинулась на север с позиций одного из подразделений морской пехоты, занимавшего оборону по реке Кача. Переправившись через Альму, разведчики заночевали в деревне Бурлюк (ныне – Вилино) на её северном берегу, а рано утром 2 ноября направились по дороге к Бахчисараю, то есть, фактически повернули обратно на юго-восток. Маршрут выглядит довольно странным, но надо заметить, что именно сделанный разведчиками крюк позволил им избежать столкновения с противником, оказавшись за спиной передовых отрядов 50-й пехотной дивизии.

Километрах в пяти от Бахчисарая (то есть, именно в районе села Биюк-Яшлав) разведчики услышали звуки боя, а затем обнаружили подразделение противника – «до трёх десятков танков, броневиков и несколько мотоциклов». Очевидно, это и был отряд Корне, имевший на вооружении лёгкие танки R-1. Потеряв в стычке одного бойца, группа Волончука двинулась обратно к Каче, по дороге вновь обнаружив подразделение противника с тремя танками, выполнявшими странные манёвры: «Танки, достигнув холма, один за другим перевалили через его гребень в сторону, обращённую к Каче. Но, спустившись с него, не пошли вперёд, а, обогнув холм по балке, проделали то же самое снова, но теперь уже строем фронта. И так несколько раз, в каждом случае меняя строй». Таким образом, на советских позициях у наблюдателей создавалось впечатление, что в балке собралось большое количество танков, готовых к атаке.

В столкновении с вражеским мотоциклетным дозором разведчикам удалось взять в плен румынского солдата, который подтвердил, что в его группе всего три танка. Заметим, что румыны в этом районе могли принадлежать только к отряду Корне. Из приведённого эпизода становится понятно, откуда на северных подступах к Севастополю в первых числах ноября 1941 года появилось «множество немецких танков».

Усиленная 6-я рота полка «Бранденбург» из состава группы Корне заняла поселок Саблы и заблокировала дорогу на Бешуй, вверх по долине Альмы. Позже её сменил разведывательный батальон 50-й дивизии.

Успехи «бригады Циглера» в этот день оказались минимальны. Куда большего достигли её соседи – 50-я и 132-я пехотные дивизии. Первая заняла район северо-западнее Бахчисарая, а вторая, действуя на правом фланге немецкого наступления, к вечеру 2 ноября преодолела долину Качи, заняв станцию Сюрень и часть села Эфендикой, выйдя южнее реки к Дуванкою.

Таким образом, оборонявшиеся у качинских мостов 16-й батальон морской пехоты и сводный батальон Военно-морского училища фактически оказались в окружении. Тем не менее, они продолжали держать свои позиции вплоть до вечера 3 ноября. Отправленный для их поддержки 17-й батальон морской пехоты 2 ноября оказался связан боями у села Дуванкой, на правом фланге 8-й бригады морской пехоты.

Командование бригады не хотело отставать от соседей. Кроме того, следовало использовать все преимущества моторизованного соединения, а не «биться лбом» в оборону противника. Поэтому на следующий день Циглер запланировал очередной решительный удар, используя успех пехотных дивизий. Перейдя долину Альмы выше мостов, бригада должна была занять Биюк-Каралез (ныне – Красный Мак) на южном берегу реки Бельбек, а затем повернуть строго на юг и через Камары (ныне – Оборонное) и верховья реки Чёрной наступать в обход Севастополя к южному берегу Крыма, чтобы перерезать здесь Приморское шоссе. С другой стороны, 132-я пехотная дивизия, связанная тяжёлыми боями под Дуванкоем, не смогла выполнить просьбу Циглера – выдвинуть свои подразделения восточнее, чтобы занять позиции бригады по берегу Качи.

3 ноября

Ночью 46-й сапёрный батальон наконец-то захватил мост через реку Кача, взорванный отходящими советскими частями. Однако из-за сильного огня с противоположного берега удержать его не удалось. В итоге бригаде пришлось ожидать результатов боя, который 50-я пехотная дивизия вела восточнее. Позднее Циглер жаловался, что дважды (в 9:50 и в 14:15) командование дивизии в ответ на его запросы по радио отказывалось ввести в бой свой 121-й пехотный полк, находившийся в резерве на высотах северо-восточнее Бахчисарая. Более того, в 15:30 сам Циглер получил от штаба 54-го корпуса приказ выделить силы для отправки вверх по долине Качи на помощь «передовому отряду майора Мартенса», состоявшему из противотанкового дивизиона 72-й пехотной дивизии (без 2-й роты), 1-й роты 72-го сапёрного батальона, роты 14-го зенитного батальона и «моторизованного подразделения 22-й пехотной дивизии».

Отряд Мартенса насчитывал около полутысячи человек и 36 орудий разных калибров (в основном, противотанковых 37-мм пушек), а также несколько 20-мм зенитных автоматов. Утром 3 ноября он вышел в долину Качи и двинулся вверх по ней, но уже за селом Шуры столкнулся с частями 25-й и 172-й советских стрелковых дивизий, отходившими от Симферополя горными дорогами через Бешуй. В районе Улу-Сала отряд Мартенса был разгромлен – по различным описаниям, советские войска захватили 30 автомашин, два десятка мотоциклов, 28 орудий и 18 пулемётов. Советские источники относят разгром немецкого отряда на ночь с 3 на 4 ноября – судя по всему, бой длился всю вторую половину дня.

Вскоре в бригаду пришло сообщение, что разведотряд 50-й дивизии наткнулся на сильную оборону советских войск в посёлке Шуры и вынужден был остановить продвижение вверх по долине Качи. Судя по всему, Шуры заняли всё те же части 25-й и 172-й стрелковых дивизий, отступавшие от Симферополя. Чтобы использовать долину Качи для выхода на Главный Крымский хребет и через него напрямую к Ялте, следовало очистить её от войск противника. Для этого сюда пришлось направить артиллерию 72-й дивизии, двигавшуюся через Бахчисарай. Выполнить приказ и начать выдвижение в сторону Шуры до наступления темноты успела только часть группы фон Боддина.

Прорыв, запланированный на 3 ноября, сорвался. На следующий день бригада получила уже более скромную задачу. Тыловые части следовало вновь оттянуть в Бахчисарай, а основными силами, во взаимодействии со 132-й и 50-й пехотными дивизиями, переправиться через долину Качи у населённого пункта Теберти (ныне – Тургеневка) в 5 км к югу от Бахчисарая. Лишь в случае успешного прорыва советских позиций по реке Бельбек бригада должна была наступать через Камары к морскому побережью восточнее Балаклавы. В тот день впервые была установлена проводная связь штаба бригады в Бахчисарае со штабом 54-го армейского корпуса.

Маршрут «бригады Циглера» с 28 октября по 7 ноября 1941 года. Реконструкция автора

Маршрут «бригады Циглера» с 28 октября по 7 ноября 1941 года. Реконструкция автора

4 ноября

Однако и в этот день 50-й пехотной дивизии не удалось прорвать советскую оборону, поэтому бригада осталась в Бахчисарае и северо-восточнее него. Циглер вновь обратился в штаб корпуса с просьбой изменить приказ о наступлении на Камары. Он предлагал развернуть бригаду и направить её через Симферополь на Алушту вслед советским войскам, отступавшим по Приморскому шоссе к Севастополю.

В конце концов, бригада получила иную задачу – после форсирования реки Бельбек 50-й дивизией повернуть налево и двигаться вдоль реки на Ени-Сала (ныне – Новополье), а оттуда наступать по дороге на Ялту.

Действительно, на картах того времени по долине Бельбека и далее через перевал в сторону Ялты обозначена не просто дорога, а даже шоссе – правда, ведущее через ряд перевалов, самый высокий из которых располагается на высоте 1207 м. В районе Ени-Сала от него отходила дорога на юго-восток – через перевал Бечку к Байдарской долине и перевалам, ведущим с Южного берега Крыма в Севастополь.

Вечером Циглер приказал группе фон Боддина приготовиться выступить к 8 часам утра, а группе Корне – к 9 часам. Однако реальность оказалась вовсе не той, что рисовалась на картах…

5 ноября

Утренняя атака 50-й дивизии через Бельбекскую долину началась слишком поздно, зато успеха достиг 105-й полк 72-й пехотной дивизии, наступавший вверх по долине. Уже к полудню он, не встречая сопротивления, миновал Албат (ныне – Куйбышево) и достиг Ени-Сала. Однако Циглер хотел избежать «движения по узким и труднопроходимым горным дорогам и нежелательного скопления сил на них», а потому предложил командованию корпуса другой вариант – двигаться на восток по долине Альмы через Ново-Николаевку, Саблы и Бешуй. Не совсем понятно, какой выигрыш это давало – от верховьев Альмы дорога к Алуште действительно шла через менее высокий перевал, зато дорога на Ялту проходила прямо по гребню Большого Крымского хребта.

В любом случае ещё до полудня это предложение было отклонено корпусным командованием. Но задачу бригаде вновь изменили – теперь она должна была выйти в тыл противнику, атакующему из поселка Шуры, и наступать по его тылам через населённые пункты Стиля и Биюк-Узенбаш (ныне – Счастливое) на село Татар-Османкой (ныне – Зелёное). Таким образом, планы командования опять изменились: вместо наступления по долине Альмы или Бельбека был принят «промежуточный» вариант – двигаться по долине Качи через Улу-Сала, затем вдоль её левого притока (реки Стиля), потом повернуть на юг (на Биюк-Узенбаш) и далее продвигаться по Бельбекской долине до района Ени-Сала, где начиналась горная дорога на Ялту.

5 декабря в 11:30 бригада наконец-то выступила из Бахчисарая на Шуры. Первой следовала группа фон Боддина, за ней шла группа Корне. Но уже в 14 часов, миновав Улу-Сала и Анджикой, немецкий авангард застрял на узкой горной дороге. Ни о каком шоссе через горы речи не шло, существовавшая дорога оказалась непроходимой для техники – штурмовые орудия соскальзывали вниз, а тяжёлые грузовики застревали на поворотах серпантина. О происходящем было немедленно доложено по радио в штаб корпуса. Ещё до получения ответа из корпуса Циглер повернул бригаду назад. Вечером группа фон Боддина снова была в Бахчисарае, а группа Корне осталась в районе посёлка Шуры.

Тем же вечером бригада была переподчинена 30-му армейскому корпусу, а от него – 72-й пехотной дивизии. Циглер вновь предложил свою идею широкого манёвра через Симферополь на Ялту, но командование оставило ему прежнюю задачу. Правда, теперь приказ был уточнён – в случае непроходимости дорог для техники наступление предписывалось продолжать пешим ходом. Так моторизованная бригада «превратилась» в горную.

Для выполнения задачи Циглер решил использовать румын – спешенную группу Корне. Она должна была двигаться той же дорогой, через Биюк-Узенбаш к селу Ени-Сала. Группа фон Боддина оставалась в Бахчисарае «в боевой готовности» – судя по всему, готовясь к очередному изменению приказа.

6-7 ноября

В 6 часов утра группа Корне выступила из района Шуры, а в 10 часов её передовые отряды наконец-то достигли Стиля, сделав то, что не удалось группе Боддина. В 11 часов передовая разведка доложила, что посёлок Биюк-Узенбаш свободен от сил противника. До Ялты от этого места оставался всего десяток километров – увы, через совершенно непроходимые вершины Ялтинской Яйлы.

Тем временем произошло долгожданное изменение обстановки. Циглер получил информацию о том, что Бельбекская долина полностью очищена, и группа фон Боддина выдвинулась вверх по ней через Албат на Ени-Сала. Здесь уже начиналась дорога на Ялту, шедшая вверх вдоль реки Коккозка. Продвинувшись по ней, группа Боддина миновала село Коккозы (ныне – Соколиное) и вышла к высоте 815 – горе Орлиный Взлёт. Однако тут выяснилось, что мост через ручей Сары-Узень (один из истоков Коккозки) взорван, а переправиться через ущелье без него нет никакой возможности. По расчётам немцев, восстановление моста должно было занять не менее двух дней.

Одновременно группа Корне, двигаясь пешим порядком, к вечеру 6 ноября вышла в район восточнее Ени-Сала и начала подтягивать сюда свой автотранспорт. Вновь вся бригада собралась вместе, а её штаб перебрался в Коккозы. Однако время для охватывающего удара через Алушту уже было упущено.

Циглер предложил командованию 72-й дивизии дождаться восстановления моста и всё-таки наступать на Ялту. Но тут вмешался штаб 11-й армии, изменивший задачу бригады: вместо движения на Ялту она должна была вернуться в Ени-Сала, оставить здесь автотранспорт и тяжёлую технику, а затем двигаться по дороге, ведущей на юго-запад (через перевал Бечку в Байдарскую долину), чтобы перехватить шоссе Ялта–Севастополь севернее перевала Байдарские ворота. Для этого требовалось реквизировать у местного населения как можно больше лошадей и лёгких повозок. Немецкие подразделения группы Корне (6-я рота полка «Бранденбург», 1-я рота 70-го сапёрного батальона и 560-й противотанковый дивизион противотанковых орудий) должны были двигаться вторым эшелоном, румынский моторизованный полк – третьим.

К исходу дня 7 ноября группа фон Боддина должна была изготовиться к выдвижению в следующем порядке: во главе колонны – три мотоциклетных и два самокатных эскадрона, за ними – противотанковая рота и та часть 46-го сапёрного батальона, которая не была привлечена к постройке моста у высоты 815. Однако в 15:30 по радио поступил новый приказ от командования 72-й дивизии. В нём сообщалось, что задача для группы Корне остаётся прежней, а для остальных частей бригады последует новый приказ. Этот приказ пришёл в 20:00, сообщал о расформировании бригады и вступал в силу с полуночи 7 ноября.

Итоги

Десятидневный рейд «бригады Циглера», начавшийся столь удачно, закончился почти ничем – последние четыре дня операции она кружила по горам и практически не видела противника, потеряв за это время одного солдата убитым и двух ранеными. Зато за первые шесть дней (с 29 октября по 3 ноября) бригада достигла заметных успехов, первой выйдя к внешнему оборонительному рубежу Севастополя и перерезав шоссе Симферополь–Севастополь.

Трофеи бригады составили девять 76-мм полевых и пять 45-мм противотанковых орудий, два счетверённых зенитных и 25 станковых пулемётов, два танка, девять танкеток (судя по всему, речь шла о тягачах «Комсомолец» либо лёгких Т-38), шесть бронеавтомобилей, четыре легковых и три санитарных машины, один бензозаправщик, один автобус и 52 грузовика (по большей части, уничтоженных). Кроме того, было захвачено 100 авиабомб и 33,5 т горючего. Кроме того, немцы объявили уничтоженными восемь (!) вражеских самолётов, два бронепоезда (на самом деле – один), один эшелон с боеприпасами и один пассажирский поезд. Всего в ходе рейда бригада взяла 2711 пленных, из которых значительную часть составляли солдаты тыловых и строительных частей.

Положение на Крымском фронте с 30 октября по 20 ноября 1941 года. Фрагмент оперативной карты Генерального штаба РККА

Положение на Крымском фронте с 30 октября по 20 ноября 1941 года. Фрагмент оперативной карты Генерального штаба РККА

Общие потери бригады составили 215 человек, из них 58 убитыми и пропавшими без вести. Среди убитых был один офицер – лейтенант Мюллер, командир взвода 170-й самокатной роты. Кроме того, позднее от ран умер лейтенант фон Шпанкерен, командир 2-го взвода 22-го разведывательного отряда. Интересно, что в общем списке потерь бригады он учтён как раненый.

Источники и литература

      1. Отчёт о боевых действиях бригады Циглера 28 октября – 7 ноября 1941 года // Антология войны, 2002, №1 (2)
      2. Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Выпуск 1. С 22 июня по 31 декабря 1941 г. М.-Л.: Управление Военно-Морского Издательства НКВМФ СССР, 1945
      3. Г. И. Ванеев. Севастополь, 1941–1942. Хроника героической обороны. Киев: Украина, 1995
      4. Ф. Ф. Волончук. По тылам врага. М.: Воениздат, 1961
      5. А. Неменко. Севастополь. 72-я пехотная дивизия. Взгляд с другой стороны, http://samlib.ru/n/nemenko_a_w/72id.shtml

источник: https://warspot.ru/5014-legenda-o-brigade-tsiglera

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account