«Ледяные императрицы».
Острова Грумант или Шпицберген, богатые углем, когда-то практически никому не нужные, после Великой войны, неожиданно стали местом раздора между двумя державами. Каждая из сторон (Скандинавия и Россия) считала, что острова принадлежат только ей, и не намеревалась отступать. Постепенно, обе стороны свыклись с обострением обстановки: пограничники задерживали рыбаков, прибытие крупных сил приводило к тому, что уже пограничники становились нарушителями. Далее МИД одной страны высказывал претензию (какого черта вы делаете в наших территориальных водах), на которую был готов ответ (какого черта ВЫ делаете в НАШИХ территориальных водах). Затем обе стороны, прилагали все усилия что бы установить, где проходит граница….и все начиналось снова.
Наконец терпение у Скандинавской федерации лопнуло, и было решено взять острова под свой контроль силой. Линкор «Свердет», два транспортных корабля с десантом – достаточно, чтобы решить вопрос о территориальных претензиях раз и на всегда.
— А если мы встретим одну из шлюх русских? — спросил один из матросов
— Используем по прямому назначению – ответил второй матрос и указывая на передние башни добавил – вставим ей по самое то!
Инвар покачал головой. Далековато они забрались, да и шутить над «ледяными королевами». Ох не к добру это, не к добру. Подобно Герде в поисках Кая, линкор Скандинавской федерации «Свердет» забрался во владения Ледяной Королевы, а именно во владения Российской Империи. Хотя, скорее ситуация именно Кая – берем и смеемся над русскими… Ох не к добру это все. Наверное, это старость. В молодости он точно так же бы не удержался бы от едкого комментария, в том числе что бы скрыть и собственный страх, а сейчас едва сдержался что бы не высказать матросам все что о нем думает, и что традиции на море надо уважать. Да, сейчас русские линкоры в далеких водах Тихого океана (с японцами спорят), и можно спокойно захватить острова. Ну а что потом? Что если русские захотят отбить свой Грумант, тогда что?
Внимание Инвара привлек один из айсбергов – коих в здешних водах было полным-полно. Что-то в этом айсберге было не правильным, может скатывающиеся обломки льда или поднятая волна…
— Сюрприз!!! – услышал Инвар чей-то крик. По идее это должны были кричать матросы русского линкора, но можно ли было услышать далекий крик? Скорее всего, у кого-то из скандинавских матросов не выдержали нервы, и он закричал первое что попало на язык….
На скандинавский линкор «Свердет» на котором еще не успели поднять боевую тревогу, нацеливал орудия русский линкор. Одна из «ледяных королев», второй серии «Императриц» — не поймешь точно «Светлана» или «Татьяна». Ходили упорные слухи (из уровня «я там был где все погибли»), о маскировке русских кораблей под льды, которые оказались правдой. Белая мирная окраска, делавшая корабль хорошо заметным, в здешних водах полных айсбергов, выполняла зловещую функцию маскировки. Однако русские пошли еще дальше – где натянув белые простыни, где облив корабль водой, они замаскировали линкор под плавучий лед.
«Ледяная королева» не собиралась мириться с наглостью вторжения в свои владения, и уж тем более прощать насмешки над собой. Ее ледяной осколок – в виде 320-мм снаряда, попал точно в сердце насмешника Кая (которым являлось машинное отделение)….
***
В 1908-1909 годах были заложены 4 линкора типа «Императрица Екатерина» (так же «Елизавета», «Мария», «Анна»)
В 1911 году по усовершенствованному проекту, были заложены 4 линкора типа «Императрица Валерия» («Валерия», «Светлана», «Татьяна», «Ангелина»). Новый линкор получил усиленное вооружение главного калибра – 15 305-мм орудий, но фактически не получил ни усиления бронирования, ни прибавку к скорости. Да за счет улучшенной гидродинамики и новой носовой конечности скорость возросла, но если была попытка создания линейного крейсера – то она не увенчалась успехом. Зато в некотором роде, в России первыми подошли к типу «быстроходных линкоров».
В ходе Великой войны, все «Императрицы» приняли самое непосредственное участие, поддерживая как сухопутные войска (например штурм Кёнигсберга), так и ведя морские бои с вражескими дредноутами.
Разыгравшееся на Балтике морское сражение стало крупнейшим после знаменитого Ютландского боя в котором приняли флоты Централов и Антанты — в одном сражении сошлось 8 русских и 12 немецких дредноутов. Из-за грубой ошибки, допущенной немецким флотом, русские линкоры в фазе сражения вели бой с линкорами типа «Кайзер», а во второй фазе — с линкорами типа «Нассау» и «Гельголанд». Да, сражение могло пойти иначе – например «Кайзеры» выступили бы резервом, или бой изначально бы шел при численном превосходстве немцев, или…. Несмотря на меньший размах по сравнению с Ютландом, сражение оказалось кровавым (что в относительных, что в абсолютных цифрах) если считать в дредноутах: русский флот потерял 3 линкора, немецкий флот – 6 линкоров. При этом, все уцелевшие «Императрицы» получили повреждения носовой части (погибшие же три линкора погибли от подрывов центральных башен), возникла шутка, что русские линкоры слабы не передок.
После окончания войны, встал вопрос о модернизации и дальнейшей службы русских линкоров.
В виду изменения обстановки, тип «Императрица Валерия» (собственно, сама «Валерия» погибла в бою) решили отправить по дальше от глаз – на Север. Здесь устаревшие линкоры сохраняли силу, и были неприятным сюрпризом для всех потенциальных агрессоров.
А вот с модернизацией начались проблемы – повреждения кораблей были все же различны, и именно повреждения диктовали и различия модернизации. Сходных моментов было два:
— вооружение – линкоры получили 320/49,6-мм орудия главного калибра (по сути, расточенные 305/52-мм);
— переход на мазут в качестве основного топлива.
«Императрица Татьяна» и «Императрица Ангелина»», потерявшие башню №1 и имевшие большие повреждения в носовой части, было решено переделать в линкор-ледокол. Была изменена форма носа (не благоприятно сказалось на скорости), добавлен полубак-скос по башню №2.
«Императрица Светлана», потерявшая вторую башню была модернизирована более основательно – ее достраивали как линейный крейсер. На место башни были установлены дополнительные котельные отделения, была удлинена носовая часть, изменена форма носа – все это благоприятно сказалось на скорости. Однако вместе с тем, возникал вопрос – если в тактической связке «Татьяна»-«Светлана», именно ледокольная «Татьяна» прокладывала путь, то высокая скорость «Светлане» была и не нужна.
Учитывая, что в эскадре должно быть 4 корабля, а имелось только 3, на север были отправлены обе «Императрицы» первого поколения – «Мария» и «Екатерина». По идее оба линкора должны были быть списаны по условиям мирного соглашения, но русские допустили коварство честно сказав, что «на обеих линкорах произошел взрыв носовой башни», не став заострять внимание, что оба линкора спокойно пережили взрыв. Почему европейцы не заметили, что у русских два корабля и не думают превращаться в металлом, осталось загадкой. Тем не менее отправка обеих «королев» на север – все же укладывается в версию «убрать, да подальше, пока не заметили».
Ввиду все той же проблемы – на обеих линкорах была уничтожена первая башня, модернизация в целом протекала по образцу «Императрицы Светлана». Первоначально еще собирались сохранять мачту (точнее ее установить вновь) и тонкую надстройку (было желание увеличить углы обстрела).
Планируемые углы обстрела первой башни
Так мог выглядеть после модернизации
Затем было принято отказаться от носовых надстроек целиком: первая труба теперь была установлена по авианосному, а все системы управления располагались в кормовой надстройке.
Что касается самих авианосцев для российского флота, то им стал бывший немецкий линкор типа «Гельголанд».
***
«Герда» так и не прибыла. Линкор «Свердет» — «Кай» остался в ледяных владениях северной «Императрицы». По иронии судьбы – он стал плавучей батареей, охраняющей Шпицберген.
И исторический факт — после данного боя за русскими линкорами закрепилось прозвище «Ледяные королевы». Боцман Инвар в своих мемуарах не много ошибся.
Что касается «ледяных императриц», то в 30-е годы они прошли модернизацию
и