1

Большой «Громобой»-2

1-я часть. Крейсер «Громобой» закладывается не 12336 т, а в 15385 т, и представляет собой увеличенный броненосец «Пересвет» (скорость — 20 узлов, четыре 254-мм и 13 152-мм орудий). Последствия – в Корейском проливе не тонет крейсер «Рюрик», а из 2ТЭ удается спастись крейсеру «Изумруд» (встретили). Ободренные крейсерскими операциями, Российская Империя закладывает 3 крейсера типа «Рюрик-2»  и 1 типа «Баян» (в РИ наоборот). Германия, изучая действия русских делает смелый шаг и вооружает крейсера типа «Шарнхорст» 11-дюймовыми орудиями (2*2).

1906 год. В Российской Империи, потерявшей в русско-японской войне почти все свои балтийские и тихоокеанские броненосцы, начавшаяся «дредноутная лихорадка» оказалась весьма кстати: к возрождению флота можно было приступить, не принимая в расчет устаревшие броненосные армады потенциальных противников. И уже в 1906 году, опросив большинство морских офицеров — участников войны с Японией, Главный морской штаб разработал задание на проектирование нового линкора для Балтийского моря. Но, помня удачный опыт действия крейсеров, и не совсем удачный опыт броненосцев (которым припомнили от стояния в Порт-Артуре до потопления в Цусимском сражении), проект был расширен или доработан с учетом «пожеланий».
Хорошую или плохую службу сослужил упомянутый опрос морских офицеров —  побывав под губительным огнем японской эскадры, морские офицеры хотели бы вновь пойти в бой на быстроходных кораблях с мощной артиллерией. Что же касается защиты, то они уделяли больше внимания площади бронирования, чем его толщине, не учитывая при этом прогресса в развитии снарядов и пушек. Опыт русско-японской войны не был серьезно взвешен, и эмоции возобладали над беспристрастным анализом. Наконец, учитывая все возрастающую скорость для проекта, был сделан вывод: Российской Империи требовался не линкор, а линейный крейсер!
 Возражения противников отметались замечанием – «сначала линейный крейсер, а потом линкоры».
 На первом месте среди различных предложений линейного крейсера оказался проект Балтийского завода.
Главная особенность линейного крейсера — состав и размещение артиллерии. Разработка Обуховского завода —  новое  52-калиберное орудие в 305-мм. Что касается количества стволов,  то было решено придерживаться 2-х орудийных башен — хотя Петербургский металлический завод параллельно спроектировал и трехорудийную башенную установку. Все же для линейного крейсера огневая мощь была не главным критерием (вон англичане то же с 8  305-мм строят), а 15-и процентная прибавка (по сравнению с двухорудийными башнями) к весу ухудшала другие параметры.  
Впрочем, поскольку перед конструкторами был удачный опыт 15-тысячного «Громобоя», они не стали ограничивать водоизмещение. Размер играл неплохую роль в защите корабля, его мореходности (и ловле вражеских снарядов). В результате получился хорошо сбалансированный корабль с высокой скоростью, мощным вооружением, хорошей защитой. К сожалению дальность плавания не дотягивала до проектных 6-8 тысяч миль.
 
Все четыре первых российских линейных крейсера заложены на петербургских заводах в 1909 году, а летом-осенью 1911-го их спустили на воду. Но достройка кораблей на плаву затянулась — сказалось множество нововведений в конструкции крейсеров, к которым отечественная промышленность еще не была готова. По «официальной версии» в срыв сроков внесли свои вклад и германские подрядчики, поставлявшие различные механизмы и отнюдь не заинтересованные в быстром усилении Балтфлота. По версии «теории заговора», строительство буксовало из-за британских помощников не горевших увидеть у Российской Империи 4 линейных крейсера предназначавшихся для нарушения торговли.  В конце концов корабли типа «Севастополь» вступили в строй только в декабре-феврале 1914-1915 года (на месяц-три позднее чем в РИ), когда уже вовсю бушевал пожар мировой войны.

Между тем в Германии, в 1908 г.  посмотрев на русский «Громобой» чьи более мощные пушки помогали русским в войне с Японией, немцы пошли другой дорогой — отличной от англичан.  Как и «Шарнхорст», крейсер «Блюхер» получил 11-дюймовые орудия (2*2).


Позднее, стало известно, что просочившаяся из Англии информация (о крейсере "Инвисибл" вооруженного 234-мм орудиями) была дезинформацией. Англичанине поставили тяжелые пушки (305-мм), и поведись немцы на обман получили бы слабо вооруженный (линейный) крейсер. Тем не менее, в конструкции «Блюхера» были еще недостатки, исправить которые удалось в следующем корабля «Фон дер Танн».

Поступившая информация о том, что Турция тоже собирается пополнить свой флот дредноутами, потребовала от России принятия адекватных мер и на южном направлении. В мае 1911 года царь утвердил программу обновления Черноморского флота, предусматривавшую строительство трех линкоров типа «Императрица Мария». В качестве некого прототипа был выбран «Севастополь». В первую очередь существенно было усиленно вооружение – 12 305-мм орудий (3*4). В отличие от балтийского проекта, башни черноморцев были повернуты на нос. Разница в беге от противника (как в океане, так и на ЦМАП) и возможном штурме турецких проливов была существенной.  "Императрицы" превосходили "Севастополи" по бронированию.


И вновь «крейсерское лобби» показало свои острые зубы —  корабли, закладывающиеся как линкоры (пусть и скоростные), были превращены в линейные крейсера. В судьбу черноморских линкоров  вмешались испытания – расстрел броненосца «Чесма» в 1912 году.
Результаты эксперимента повергли моряков в шок. Выяснилось, что даже фугасные снаряды пробивают главный пояс «Гангута» уже с 65 кабельтовых (12 км) и взрываются в отсеке, а на больших дистанциях стрельбы они срывают броневые плиты, деформируют расположенную за броней рубашку, нарушают герметичность корпуса. Обе броневые палубы снаряды не только пробивали, но и дробили на мелкие осколки, вызывающие разрушения.
Стало очевидным, что при столь условной защите встреча «императриц» в море с любым турецким дредноутом не обещает русским морякам ничего хорошего: одно случайное попадание в район погребов боезапаса неизбежно приведет к катастрофе.
В связи этим МГШ было принято решение о перестройке «императриц» в линейные крейсеры, на них производилось локальное усиление бронирования ЖВЦ, ставились новые турбины, за счет демонтажа башни 2 удалось разместить дополнительную группу из 12 котлов, скорость линейных крейсеров (по проекту) составила 28,5 узлов (http://fai.org.ru/forum/index.php/topic/15441). Обладая большей скоростью, «Императрицы» могли вести сражение в выгодных для себя условиях, выбирая дистанцию и ракурсы стрельбы.


По новому проекту "Императрица Мария" было решено модернизировать (в плане артиллерии и скорости) и "Севастополи".
 
При проектировании третьей серии линейных кораблей, "возобладали" тенденции «броненосцев». Видимо, русским адмиралам не доело было слушать смех союзников, насчет слабых русских кораблей — «русские никак линкор построить не могут». Поэтому следующие пять кораблей (4  для Балтики, 1 – на Черном море)  согласно принятой в 1911 году «Программе усиленного судостроения» закладывались как линкоры (опять), головной из которых получил название  «Измаил». Новые корабли стали крупнейшими из когда-либо строившихся в России. Согласно первоначальному проекту их водоизмещение  составляло 32,5 тыс.т, но в ходе строительства оно существенно возросло. Скоростью хода было решено пожертвовать, в пользу существенного усиления бронирования и вооружения.  Причем на вооружении Российская Империя  не скупилась. Если первоначально линкоры типа  «Измаил»  должны были быть вооружены 12 356-мм орудиями, то в окончательном варианте — 12 406-мм орудий!  
В январе-феврале 1913 года «Измаила» официально заложили на стапелях, освободившихся после спуска на воду  линейных крейсеров типа "Севастополь" на (на два-три позднее чем в РИ). Уже в годы Первой Мировой Войны в 1914 и 1915 году был заложен и черноморский «Измаил» — «Император Николай-1» имеющий небольшие отличия от балтийцев.

 
Тактика действий на Черном море при линкоре «Николай-1» по сути копировала японскую тактику в Цусимском сражении. Мощное броневое ядро и мобильный отряд крейсеров.  Русские линейные крейсера (тип «Императрица Мария»)  в случае непредвиденных обстоятельств (встреча с более сильным противником) будут заманивать противника под огонь мощных пушек «Императора Николая-1». Так же был решен вопрос о будущем штурме турецких Проливов — "женщины-императрицы" должны были прикрывать «императора».
Однако судьба посмеялась над русскими линкорами.  Из-за слабости промышленности Россия не могла наладить производство 406-мм орудий у себя в ближайшее время. Многие материалы и чертежи приходилось заказывать в Европе – как в Германии, так и в Англии. Причем в Англии ходили слишком опасные  разговоры. «Русские имеют 6 броненосных крейсеров с хорошей дальностью плавания. Потом они заложили 7 линейных крейсеров. Теперь мы должны еще вооружить их линкоры….»
В итоге получалась картина напоминающая заговор. Ходили упорные слухи о «антилинкорном лобби» и «крейсерском лобби». Действительно Российская империя вместо строительства линкоров начинает строить линейные крейсера (тип «Севастополь»), закладывает первые линкоры (тип «Императрица Мария»), но их превращают в линейные крейсера. Россия закладывает линкоры (тип «Измаил») и выясняется что эти линкоры кроме того что они оказываются слабо защищенными, но и вооружить их толком нельзя. Но если заговор и был, то в основе он имел не коварных англичан, а коварность и жадность соотечественников.

Уделив большое внимание линейным кораблям и большим крейсерам, Россия не уделила должного внимания легким крейсерам.
Оба легких крейсера – «Жемчуг» и «Изумруд» так и остались на Тихом океане, хотя именно на Балтике (в годы Первой Мировой Войны) мог бы пригодиться легкий крейсер. Одна из возможных причин такой расстановки сил, заключалась в закладке легких крейсеров: зачем переводить на Балтику легкие "Жемчуги" если скоро на Балтике будут свои легкие крейсера?
Только в  1913-1914  заложено (по 4 на Балтике и Черном море) 8 однотипных крейсеров типа «Светлана». Балтийские крейсера отличались от черноморских меньшим водоизмещением, имели различные обводы корпуса, количество котлов и их компоновка, тип паротурбинных двигателей. Водоизмещение составило 5200-5500 тонн, вооружение по 8 130-мм орудий.
    Практически одновременно был размещен заказ в Германии (изначально планировалось во Франции) еще двух крейсеров по увеличенному проекту «Светлана» (водоизмещение 7500 т, вооружение – 15 130-мм): «Адмирал Невельский» и «Муравьев-Амурский»)
С началом войны (1 августа 1914 года), оба строящихся в Германии крейсера  были реквизированы германским правительством и были достроены как «Пиллау» и «Эльбинг» (вошли в строй в 1915-1916 годах).  Крейсера получили по 15 150-мм орудий и 8 (10) 52-мм зенитных орудия (позднее зенитные орудия были заменены на 88-мм, а их количество сокращено до четырех).
(В РИ наоборот: 7500 тонные крейсера закладываются в России, а 5200 тонные — в Германии)

26 августа 1914 года крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватили сигнальную книгу  с германского лёгкого крейсера  Магдебург.  Из-за сильного тумана, большой «Палладе» пришлось встать в кильватер крейсеру  «Богатырь» (собственно так и в РИ). Обнаружив в тумане поврежденный «Магдебург»,  русские крейсера обстреляли его (из-за густого тумана пришлось  прекратить стрельбу). Грохот пушек «Паллады» и трехтрубный силуэт крейсера был опознан на русских миноносцах, и торпедная атака не состоялась (в РИ торпедная атака была).
****
Раздумывал а не повредить ли "Палладу" раньше.
***
 11 октября 1914 года при возвращении из дозора в устье Финского залива крейсер «Паллада» был торпедирован германской подводной лодкой «U-26» под командованием капитан-лейтенанта фон Боркхейма. Русский крейсер получил серьезные повреждения, но смог добраться до порта.
Капитан Магнус за ряд допущенных ошибок (РИ: несмотря на категорический приказ командующего флотом адмирала Н.О. Эссена, корабль шел без противолодочного зигзага;  на подходе к порту командир «Паллады» отпустил два сопровождавших его эсминца) был снят с должности.
 Может быть именно эта легкость повреждения от торпед,  и стала причиной что бы судьба «Севастополей» стала печальной.  Созданные для открытого океана, быстрых операций, линейные крейсера всю Первую мировую войну простояли в «Маркизовой луже». А ведь обладая хорошей скоростью хода, русские «Севастополи» могли бы уйти от многих опасностей, даже на маленькой Балтике. Не говоря уже о том, что бы эти опасности кому-то создать.

Бой у Корнела.
14 сентября контр-адмирал Крэдок, командующий британскими кораблями у восточного побережья Южной Америки, получил приказ сосредоточить достаточные силы для встречи броненосных крейсеров Шпее. Крэдок решил собирать их в Порт-Стэнли на Фолклендских островах. В его распоряжении оказались броненосные крейсера «Гуд Хоуп» и «Монмут», лёгкий крейсер «Глазго», вспомогательный крейсер «Отранто» и старый броненосец «Канопус»
Штаб Адмиралтейства решил усилить эскадру Крэдока, отправив в район новый броненосный крейсер «Дифенс» с хорошо обученной командой. (В РИ 14 октября «Дифенс» получил приказ прибыть не на Фолклендские острова, а в Монтевидео, где началось формирование второй эскадры под командованием адмирала Стоддарта).  Так же штаб одобрил идею Крэдока о сборе сил на Фолклендских островах.
 
Общий тон распоряжений штаба Крэдок расценил как приказ идти навстречу Шпее. «Дифес», «Монмут», «Глазго» и «Отранто» ушли к побережью Чили первыми, а «Гуд Хоуп» с «Канопусом», из-за ремонта броненосца, задержались в Порт-Стэнли до 22 октября. Понимая, что для перехвата Шпее его эскадра должна иметь достаточную скорость, Крэдок решил, что «Канопус» будет обузой. Оставив устаревший броненосец с угольщиками, он на «Гуд Хоуп» пошёл на соединение с британскими крейсерами, уже находившимися у берегов Чили.
Присоединившись к эскадре, Крэдок (подняв флаг на «Дифес») пошёл со своими крейсерами на юг вдоль побережья Чили, оставив далеко позади «Канопус». По некоторым сведениям, он понимал, что, подчиняясь приказам штаба, подвергает свои корабли опасности. С другой стороны англичане  имели преимущество перед немцами:  3 броненосных английских крейсера против 2-х броненосных немецких. Отступление в таких условиях могло быть расценено как трусость. Учитывая, что после обнаружения противника к британцам подходил еще и броненосец Канопус, то превосходство было подавляющим.
Британская эскадра начала перестроение, расположившись к 17:47 в строю кильватера за «Дифес» и развернувшись на юг. Обе эскадры шли параллельными сближающимися курсами на юг, но обе не начинали сражение. Шпее ожидал захода, так как до заката его корабли хорошо освещались солнцем, а условия наблюдения за британскими кораблями были тяжёлыми. После захода солнца условия менялись, и британские корабли должны были вырисоваться на фоне ещё светлого горизонта, а на фоне берега германские корабли были бы практически не видны. Текущее положение относительно ветра устраивало Шпее, так как дым от его кораблей мешал британским комендорам, а стекла прицельных труб заливало брызгами. Проигрывая в силах (8 234-мм против 8 280-мм), контр-адмирал Крэдок, планировал заманить противника под огонь броненосца Канопуса. Однако разгром британцев произошел слишком быстро – немецкие крейсера и английский броненосец не встретились
В начале боя «Шарнхост» стрелял  «Дифес», «Гнейзенау» по «Гоуп Хоуп». «Монмут» являясь не обстреливаемым кораблем вёл довольно частый огонь из 152-мм орудий по «Гнейзенау» («Шарнхосту»), но  его снаряды не долетали до германского крейсера из-за слишком большой дальности.
Экипаж крейсера «Дифес» продемонстрировал лучшие боевые качества чем экипажи «Гоуп Хоупа» и «Монмута» добившись нескольких попаданий в «Шарнхост». Но попадания в британские корабли случались на много чаще — сначала затонул "Гоуп Хоуп", потом с небольшим интервалом — "Дифес" и "Монмут".
Затянувшийся бой между броненосными крейсерами, привел к тому, что  крейсер «Глазго» только в 20.30 (в РИ 20.00) решил выйти их сражения. К этому моменту английский крейсер получил серьезные повреждения, и не смог оторваться от легких немецких крейсеров.  
Итоги боя. Великобритания: 4 крейсера потоплены, число погибших — около 3 тыс. чел.
Германия: «Шарнхорст» и «Лейцпиг» получили повреждения, убитые и раненные — более 30 человек.
(в РИ 1654 чел и 2 раненых)

Фолклендский бой.
У Порта-Стенли час настал —
Они судьбу свою узрели:
Английский флот эскадру ждал
Пройдя по бурным водам мили.
Против линейных крейсеров
Шпее орудия бессильны,
И даже флагманский ШАРНХОРСТ
Недомерок против ИНВИНСИБЛа.
«Сильнее враг сегодня нас», —
Решил германский адмирал.
И дал приказ он об отходе
Своим трем легким крейсерам.
(Внес небольшие изменения).
Контр-адмирал Крэдок все же выполнил главную задачу – ослабил немецкие крейсера. Не получи эскадра Шпее повреждения (и гораздо хуже — не расстреляй боезапас) кто знает, как бы сложилась судьба Фолклендского боя.
***
Большой соблазн был потопить одну из «кошек Фишера». Собственно вся модернизация «Шарнхорста» к этому и вела. В конце боя, артиллеристам «Шарнхорста» повезло. Один шанс из миллиона  и 210- мм снаряд взрывается в погребе "Инвинсибла". Со всеми вытекающими. (автор развилки dim999). Но на судьбе «кошек Фишера» это никак не отобразилось. Ведь единичный случай ничего не значит (автор «схлопывания» развилки – Граф Цеппелин), ведь второй крейсер "Инфлексебил" — получил небольшие повреждения.  Вынесенный вердикт был таков –  случайность.
А при «Шарнхорсте» с 280-мм можно строить альтернативу не только с гибелью «кошки», но с ушедшими немцами.
Однако так подыгрывать немцам….
***
Несмотря на превосходство англичан в скорости, весе бортового залпа, водоизмещении, сражение было не легким — ведь дистанция эффективного огня у обеих сторон была одинаковой. Однако немцам, в отличие от англичан, приходилось экономить снаряды. Впрочем, учитывая, что британские корабли держали предельную дистанцию (и стреляли не так эффективно), немцы могли надеяться что смогут продержаться до ночи.
Однако надеждам немцев не суждено было сбыться. Имея превосходство в скорости, английские линейные крейсера диктовали характер боя, предпочитая заходить под острыми курсовыми углами.
К моменту подхода броненосца "Канопус" (16.00) (который гарантировал что если немцам сейчас удастся взорвать обе "кошки" то бой продолжится) немцы израсходовали 280-мм снаряды.
Оба немецких крейсера прекратили огонь (иногда стреляя из 150-мм пушек) и стали спускать шлюпки, так и не спустив флаги. Если "Гнейзенау" тонул медленно, дав спастись значительной части экипажа, то "Шарнхорст" после начала эвакуации (команда оставила борьбу за живучесть) накренился на борт и затонул.
В воде оказалось около 470—500 человек (АИ), британские корабли подошли к месту гибели германского корабля и спустили шлюпки, чтобы спасти находящихся в воде людей. Вода была очень холодной (6-7 градусов), и из-за переохлаждения и разрыва сердца умирали даже поднятые из воды люди. Всего из воды было поднято около 400 человек, но многие из них умерли и были с почестями похоронены на следующий день.


Одновременно с боем главных сил, шло сражение легких крейсеров.
Первым среди британских крейсеров «Корнуол», за ним — «Кент». По приказу капитана «Корнуола» Эллертон британские корабли разделили цели — он брал на себя «Лейпциг», «Кент» шёл за «Нюрнбергом», "Дрезден" остался без преследования (крейсер «Бристоль» отвлекся на немецкие транспорт).
В РИ крейсер «Глазго» завязав бой с «Лейпцигом» смог задержать немецкий крейсер до подхода "Корнула". В АИ "Лейпциг" смог оторваться от британского крейсера  (хотя и получил повреждения) во время дождя.
Из-за того, что "Дрезден" и "Лейпциг" ушли от погони, победа британцев была не полной. За германскими крейсерами пришлось устраивать новую охоту.
"Дрезден" не имел никаких повреждений, в отличие от "Лейцпига"  получившего несколько 6-дюймовых снарядов. Оба крейсера смогли провести небольшой ремонт и исправить повреждения, но судьба их была не завидной. Если подходившие к концу запасы еще можно было купить (в том числе и через германских агентов), то боезапас — нет. Тем не менее, два легких крейсера представляли силу (а подвиги "Эмдена" дошли до Южной Америки) и могли отбиться (и потопить) от одиночного британского крейсера.
***
Должны быть сражения у Доггер-банки и Ютландское сражение. Но моя муза с октября отказалась расписывать морские битвы между Англией и Германией, и судя по всему — так и не собирается. Поэтому краткие отличия.
***
1915 г Сражение у Доггер-банки.
«Блюхер» открыл огонь одновременно с «Дерфлингером».
"Лайон" получил тяжелое повреждение в носовую башню 280-мм снарядом (а не 210-мм) и вышел из строя.  
Хотя 343-мм снаряд с «Принцессы» Роял» причинил тяжелые повреждения «Блюхеру» (вышла из строя одна из башен), но крейсер сохранил ход.
После выхода из строя "Лайона", атаки (настоящая или мнимая) немецких миноносцев и подводных лодок, англичане позволили немцам оторваться.
Хотя английские корабли позднее устремились в погоню, но английские моряки уже "перегорели". Сил что бы вторично превысить заявленные показатели скорости у англичан не было. Это позволило немцам оторваться от англичан.  
По идее Фридрих фон Ингеноль должен остаться командующим германским флотом. Однако это может привести к иным развилкам, и окончательно все запутать. Поэтому дальнейшие действия как в РИ.

Готландский бой.
18 июня 1915 г русские крейсера «Адмирал Макаров»  (флагман), «Баян», «Богатырь», «Варяг» (Рюрик 2), «Паллада» (АИ) эсминец «Новик», а также 8 эсминцев под командованием контр-адмирала Бахирева вышли в море для обстрела Мемеля. В тот же день отряд германских кораблей (крейсера «Роон», «Аугсбург» (флаг командора Карфа) и «Любек», минный крейсер «Альбатрос», 7 миноносцев) вышел для постановки мин в Або-Аландском районе. Поставив заграждение, Корф сообщил по радио на базу о выполнении задачи. Эта радиограмма была перехвачена русской службой связи, расшифрована и передана Бахиреву, после чего тот отдал приказ идти на перехват немецких кораблей.
19 июня в 7:30 русские корабли обнаружили у острова Готланд «Аугсбург», «Альбатрос» и 3 эсминца (крейсера «Роон» и «Любек» с 4 эсминцами в это время следовали в Либаву) и открыли по ним огонь. Карф, оценив обстановку, приказал «Роону» и «Любеку» вернуться к отряду, «Альбатросу» укрыться в шведских территориальных водах, а сам на «Аугсбурге» стал отходить на Юг. Русские крейсера открыв по немецкому кораблю сильный артиллерийский огонь (хотя и мешали друг другу) смогли потопить «Альбатрос» (взорвались мины)
Русские крейсера направились в Финский залив на свою базу. Около 10 ч они встретили «Роон», «Любек» и 4 эсминца. Кратковременная артиллерийская дуэль не дала перевеса ни одной из сторон. Учитывая не ясную обстановку —  наличие немецких сил не предполагалось вообще, и отряд немецких крейсеров мог быть передовым отрядом крупных сил,  русские крейсера начали отходить. Примерно схожие рассуждения были у немцев – они расценили этот манёвр как попытку русских поставить его под удар более значительных сил, и вышли из боя. В 10 ч 30 мин германские корабли встретил вызванный в район боя «Варяг» (Рюрик 2). Открыв огонь, он добился попадания в «Роон», но, уклоняясь от атаки подводной лодки, потерял его в тумане, отказался от поиска и направился в Финский залив.

Черноморский бой.
Сведения о выходе "Бреслау" для новой диверсии у Новороссийска были получены 9 июля, и новый командующий ЧФ вице-адмирал А.В. Колчак сразу же на "Императрице Марии" вышел в море. Все складывалось как нельзя лучше. Курс и время выхода "Бреслау" были известны, точка перехвата рассчитана без ошибки. Гидросамолеты, провожавшие "Марию", удачно отбомбили караулившую ее выход подводную лодку UB-7, не дав ей выйти в атаку, эсминцы, шедшие впереди "Марии", в намеченной точке перехватили "Бреслау" и связали его боем. Охота развернулась по всем правилам. Эсминцы упорно прижимали пытающийся уйти германский крейсер к берегу, "Кагул" неотступно висел на хвосте, пугая немцев своими, правда, не долетавшими залпами. "Императрице Марии", развившей полную скорость, оставалось лишь выбрать момент для верного залпа. Несмотря на дымовую завесу, русские снаряды падали в опасной близости от «Бреслау», который уже получил осколочные попадания (АИ). Вынужденный отчаянно маневрировать, «Бреслау», несмотря на свою 27-узловую скорость, неуклонно проигрывал в пройденном по прямой расстоянии, которое было меньше  90 кабельтовых. Спасла случайность — налетевший шквал. Укрывшись за пеленой дождя, "Бреслау" буквально выскользнул из кольца русских кораблей и, прижимаясь к берегу, проскочил в Босфор.

В 1915 г. англичане и французы начали так называемую Дарданелльскую операцию. Поскольку здесь затрагивались интересы России, давно лелеявшей мечту о захвате черноморских проливов, морской генштаб считал абсолютно необходимым присутствие в составе союзных эскадр русских кораблей. Кроме того, большое значение приобрели морские перевозки военных грузов и войск между Россией и ее союзниками, которые могли вестись только через северные порты Архангельск и Романовск (Мурманск). Необходимо было защищать эти коммуникации от немецких надводных рейдеров и подлодок.
В этих условиях правительство России не нашло ничего лучшего, как обратиться к Японии с просьбой продать захваченные в прошлую войну свои же корабли. Японцы согласились уступить только самые старые, уже выведенные из состава активного флота.
Однако тратить 15 миллионов на покупку старых броненосцев (теперь линейных кораблей), Российская Империя не стала. Строящийся флот забрал слишком много ресурсов что бы их еще можно было направить на покупку новых кораблей. А что до Проливов и усиления коммуникаций, было решено привлечь Владивостокский отряд крейсеров. Все равно для 4-х крейсеров («Аскольд», «Жемчуг», «Изумруд» и «Рюрик») задач в Индийском и Тихом океане (особенно после потопления «Эмдена») не было.
В 1917 году русские крейсера (после ремонта в Англии) прибыли на русский Север.

Кирпенский бой.
Встреча с немецким линейным крейсеров "Гебен" выпала на  первый боевой поход "Императрице Екатерине Великой" у острова Кирпен. Утром 26 декабря 1915 года (8 января 1916 г) благодаря блестящим действиям эсминцев "Пронзительный" и "Пылкий", навели вышедший в море "Гебен" на поджидавший его русский линкор. Опознав своего противника, немецкий линейный крейсер тотчас повернул к Босфору. Пять залпов «Гёбена», выпущенные с максимальной дистанции, легли с недолётами. Несмотря на то, что немецкий (турецкий) крейсер начал отход, разорвать дистанцию не удалось. Во первых  из-за обрастания корпуса и изношенности подшипников гребцых валов "Гебен" мог идти немногим более 24 узлов. Во вторых — русский крейсер развил максимальную скорость и продолжал преследование  ведя огонь из 305-мм орудий.


  В начавшемся на расстоянии 125 кабельтов бою, "Императрица Екатерина" имела преимущества. Русские снаряды намного тяжелее. Кроме того у "Гебена" хуже сектора обстрела. Вес полного бортового залпа "Гебена" 3020 кг, у "Марии" с 9-ю стволами ГК — 4239.  Бронепробиваемость русских снарядов лучше, а разрушительный эффект — больше (коллега Doctor Haider).
И наконец самое главное — при получении серьезных повреждений "Гебен" будет ремонтироваться очень долго или не сможет от ремонтироваться вообще, а русский корабль будет отремонтирован довольно быстро.
Так же для немцев не стоило сбрасывать со счетов и русские эсминцы.
Впрочем ремонт "Екатерины Великой"  затянулся. Деньги то шли на линкор "Николай Первый", то на поддержку армии, то на ремонт "Императрицы Марии".

Ютландский бой.
Крупный АИ-"Эльбинг" может заметить противника раньше, что приводит к ранним действиям немцев.
В боях "Эльбинга", "Галатеи", "Честера" – английские корабли получают больше повреждений.
Битти против Хиппера – 6 на 6 линейных крейсеров. Теперь англичане имеют меньше путаницы с распределением целей.
Гибель "Индефетигебла" и "Куин Элизабет" открывает развилку о малом Ютланде.. Англичане потеряв два крейсера отступают (теперь не 5 на 6, потом на 4, а 6 на 6, а потом 6 на 4), немцы уклоняясь от торпедной атаки, решили англичан не преследовать. Таким образом Ютландское сражение заканчивается проигрышем англичан. Немцы ободренные успехом снова жаждут морского сражения, в то время как англичане начинают по потихоньку сомневаться в победе.
Но пусть идет как в РИ.
В ходе Ютландского сражения 31 марта 1916 года "Эльбинг" вместе с эскадренными миноносцами В-109, В-110 и В-111 прикрывал левый (западный) фланг 1-й разведывательной группы.  Крейсеру не повезло — английская торпеда ударила точно в киль (В РИ прошла под килем).
"Пиллау" находился в составе 2-й разведывательной группы. В перестрелке с британским крейсером "Честер" он отделался небольшими повреждениями. Однако вскоре он получил попадания в носовую надстройку. Несмотря на то, что из строя вышли нефтяные котлы, кораблю удалось избежать потери хода.
Англия 3 линейных крейсера
Германия 1 броненосец.

Взрыв на "Императрице Мария".
В октябре 1916 г. вся Россия была потрясена известием о гибели новейшего линейного корабля русского флота “Императрица Мария”. 20 октября примерно через четверть часа после утреннего подъема матросы, находившиеся в районе первой башни линкора “Императрица Мария”, стоявшего вместе с другими кораблями в Севастопольской бухте, услышали характерное шипение горящего пороха, а затем увидели дым и пламя, выбивавшиеся из амбразур башни, горловин и вентиляторов, расположенных вблизи нее. На корабле сыграли пожарную тревогу, матросы разнесли пожарные рукава и начали заливать водой подбашенное отделение. В 6 ч 20 мин корабль потряс сильный взрыв в районе погреба 305-мм зарядов первой башни. Столб пламени и дыма взметнулся на высоту 300 м.
Когда дым рассеялся, стала видна страшная картина разрушений. Взрывом вырвало участок палубы позади первой башни, снесло боевую рубку, мостик, носовую трубу и фок-мачту. В корпусе корабля позади башни образовался провал, из которого торчали куски искореженного металла, выбивались пламя и дым. Множество матросов и унтер-офицеров, находившихся в носовой части корабля, было убито, тяжело ранено, обожжено и сброшено силой взрыва за борт. Перебило паровую магистраль вспомогательных механизмов, перестали работать пожарные насосы, отключилось электроосвещение. Затем последовал еще ряд мелких взрывов. На корабле были отданы распоряжения о затоплении погребов второй, третьей и четвертой башен, приняты пожарные шланги с портовых плавсредств, подошедших к линкору. Тушение пожара продолжалось. Корабль буксиром развернули лагом в ветру.
К 7 часам утра пожар стал стихать… не смотря на несколько небольших взрывов. Отсутствие торпед, большее водоизмещение позволяют спасти корабль.
(как вариант после взрыва корабль смогли отбуксировать на мелководье).

В 1917 году в строй наконец вошли первые "Светланы" — крейсера "Светлана" и "Адмирал Бутаков" на Балтике, и  "Адмирал Нахимов" и "Адмирал Лазарев" на Черном море.
Однако Российский Императорский флот не долго радовался и легким крейсерам и линейному крейсеру "Александр-3". Начавшаяся революция привела к тому, что в 1919 году линкор "Воля" ("Александр-3") вместе с крейсером "Адмирал Нахимов" покинули Черное море и ушли в Бизерту.

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account