13
Кузены «бумерангов». Истребители North American NA-50. США

Кузены «бумерангов». Истребители North American NA-50. США

Примером того, как в 1930-е годы можно было гибко адаптировать удачную конструкцию самолета для решения различных задач, является учебный самолет North American NA-16. В 1935 году компания North American Aviation Inc. (North American) разработала NA-16 в качестве массового самолета для обучения пилотов, но в конкурсе эта машина проиграла. Хотя командование армейской авиации и приняло на вооружение NA-16 под обозначением BT-9, но было заказано всего 266 экземпляров, и основные потребности закрывались учебными самолетами Vultee BT-13 Valiant.

Тем не менее, компании North American удалось несколько раз «продать» свою разработку. Для своего времени NA-16 имел обычную конструкцию. Основу фюзеляжа с закрытой двухместной кабиной экипажа составляла ферменная конструкция, сваренная из стальных труб и для улучшения аэродинамики получившая вспомогательные шпангоуты. В качестве обшивки фюзеляжа использовались листы алюминия и полотно. Крыло машины было цельнометаллическим, в консолях которого были предусмотрены ниши основных стоек шасси, которые в зависимости от комплектации могли быть фиксированными или убирающимися (у учебного самолета BT-9 шасси было фиксированным). Для обучения пилотов истребителей и штурмовиков, а также для обучения стрелков была возможна установка узлов подвесы для легких бомб, одного фиксированного и одного подвижного пулеметов. Базовая силовая установка состояла из одного 400-сильного (298 кВт) радиального двигателя воздушного охлаждения Wright R-975-7 Whirlwind, который можно было заменить на более мощные авиамоторы.

В 1938 году на базе NA-16 конструкторами компании North American был разработан вариант для базовой боевой подготовки (Basic Combat – ВС), и командование авиации армии США приняло эту машину на вооружение под обозначением BC-1. После отмены категории BC эти машины были переименованы в AT-6; в США они получили наименование Texan, а в военно-воздушных силах Великобритании и Канады – Harvard. Самолетов данного типа было изготовлено 10358 экземпляров, и они сыграли огромную роль в обучении пилотов стран-союзников; в рамках ленд-лиза небольшое количество учебных самолетов AT-6 Texan было поставлено Советскому Союзу.

До создания «тексана» конструкторы компании пришли к выводу, что машина, созданная на базе NA-16 или NA-26 (с убирающимся основными стойками шасси) может быть адаптирована для решения менее сложных боевых задач. У руководства компании North American возникла идея предложить менее развитым государствам самолеты, созданные на базе NA-16 или NA-26. В этом случае небогатые страны могли бы получить относительно дешевые и достаточно мощные самолеты с летными характеристиками и вооружением на приемлемом уровне.

В 1939 году был создан прототип NA-44, представлявший собой тактический бомбардировщик. Он имел убирающиеся основные стойки шасси, 750-сильный (560 кВт) двигатель Wright Cyclone и вооружение из четырех пулеметов винтовочного калибра и 182 кг бомб. После демонстраций в ряде стран появился многообещающий заказчик: Бразилия заказала 31 экземпляр и получила их в 1940 году. Вслед за Бразилией Таиланд заказал 10 самолетов NA-69 идентичной конструкции. В декабре 1940 года машины были частично разобраны, упакованы в ящики и отправлены морем в страну назначения. В то время, когда судно уже находилось в пути, Государственный департамент запретил экспорт военной техники в Таиланд, и грузовое судно пришлось встать на якорь в Маниле, Филиппины. Соединенные Штаты конфисковали самолеты и под обозначением A-27 использовали их для боевой подготовки.

Также были попытки создать на базе NA-16 одноместный истребитель с приличными характеристиками, который опять же предназначался бы для небогатых стран Азии и Латинской Америки. В 1939 году был изготовлен прототип истребителя NA-50; этот самолет, отличавшийся усиленной конструкцией, представлял собой переделку двухместной машины в одноместную. Самолет оснащался убирающимися основными стойками шасси, 870-сильным (649 кВт) девятицилиндровым радиальным двигателем Wright R-1820-77 Cyclone, приводившим в движение трехлопастный воздушный винт, и двумя синхронизированными 7,62-мм пулеметами Colt-Browning. Максимальная скорость этих машин составляла 472 км/ч, а дальность полета – 1030 километров.

Перуанские ВВС заказали семь самолетов типа NA-50, которые во внутризаводской номенклатуре получили обозначение NA-50A, были поставлены в мае 1939 года. В 1941 году истребители, получившие в Перу наименование Torito, приняли активное участие в перуанско-эквадорской войне. Два истребителя были потеряны в боях: один «торито» по эквадорской версии был сбит зенитной артиллерией [1], а второй взорвался в воздухе, когда под крылом взорвалась неправильно сброшенная бомба.

В 1940 году Таиланд также заказал истребители NA-50, которые в своей конструкции имели ряд изменений и потому во внутрифирменной номенклатуре новое получили обозначение – NA-68. Конструктивные изменения включали в себя модифицированное шасси, поскольку взлетная масса машины возросла, хвостовое оперение по типу AT-6 Texan и в соответствии с требованиями страны-заказчика более мощное вооружение. В дополнение к обычным двум 7,62-мм пулеметам NA-68 нес две 20-мм пушки, установленные в обтекателях под крылом вне зоны ометания винта. Под крылом имелись держатели для подвески четырех 46-кг бомб.

Шесть истребителей NA-68 были частично разобраны и на грузовом судне были отправлены в страну назначения. Однако машины в Таиланд не прибыли, поскольку на Гавайях судно было задержано. Американское правительство беспокоили прояпонские настроения руководства Таиланда и усиление военно-воздушных сил этой страны на пошло бы на пользу США. Истребители NA-68 были реквизированы армией США, и машинам было присвоены серийные номера с 41-19082 по 41-19087 и обозначение P-64. Это был довольно большой номер, но номера с меньшими значениями уже были заняты многочисленными проектами, многие из которых либо остались на стадии прототипа, либо на стадии проекта. В качестве истребителей P-64 не соответствовали требованиям армейской авиации и поэтому после демонтажа 20-мм пушек эти машины были использованы в качестве учебных.

Тяжелые условия подготовки пилотов смог выдержать только один самолет. После войны он был продан в Мексику, где использовался для химической обработки облаков с целью выпадения осадков. Спустя годы машина была возвращена в Соединенные Штаты, где находится и по сей день.

истребитель North American NA-50 ВВС Перу

истребитель North American NA-50 ВВС Перу

истребитель North American NA-50 ВВС Перу

истребитель North American NA-50 ВВС Перу

истребитель North American NA-50 ВВС Перу

истребитель North American NA-50 ВВС Перу

истребитель North American NA-50 ВВС Перу

истребитель North American NA-50 ВВС Перу

схема окраски истребителя North American NA-50 ВВС Перу; (c) Rodolfo Parodi

схема окраски истребителя North American NA-50 ВВС Перу; (c) Rodolfo Parodi

истребитель North American NA-68 таиландского заказа

истребитель North American NA-68 таиландского заказа

истребитель North American NA-68 с нанесенными на самолет таиландскими опознавательными знаками

истребитель North American NA-68 с нанесенными на самолет таиландскими опознавательными знаками

истребитель North American NA-68 с нанесенными на самолет таиландскими опознавательными знаками

истребитель North American NA-68 с нанесенными на самолет таиландскими опознавательными знаками

схема окраски истребителя North American NA-68 с нанесенными на самолет таиландскими опознавательными знаками

схема окраски истребителя North American NA-68 с нанесенными на самолет таиландскими опознавательными знаками

схема истребителя North American P-64

схема истребителя North American P-64

истребитель North American P-64

истребитель North American P-64

истребитель North American P-64

истребитель North American P-64

истребитель North American P-64

истребитель North American P-64

истребитель North American P-64

истребитель North American P-64

схема окраски истребителя North American P-64

схема окраски истребителя North American P-64

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: North American NA-68

Назначение: истребитель

Статус: серийное производство

Компания-производитель: North American Aviation Inc., Инглвуд, штат Калифорния

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Wright R-1820-77 Cyclone, развивавший мощность 870 лс. (650 кВт) и вращавший трехлопастный воздушный винт

Размеры:

размах крыла 11,36
длина 8,23 м
высота 2,75 м
площадь крыла 21,16 м²

Масса:

пустого самолета 2116 кг
взлетная
• нормальная (с 450 л топлива) 2720 кг
• перегрузочная (с 630 л топлива) 3090 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 2650 метров 434 км/ч
крейсерская скорость 378 км/ч
практический потолок 8390 м
дальность полета
• нормальная 1015 км
• максимальная 1555 км

Вооружение:

стрелковое – две 7,62 мм пулемета и две 20-мм пушки
бомбовое – 174 кг

Количество изготовленных: 6 экземпляров

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Техасец» в России


[1] по перуанской версии лейтенант Хосе Гонсалес Киньонес был подбит эквадорской зениткой, но не воспользовался парашютом, а направил свой пылающий самолёт на вражескую зенитную батарею и ценой собственной жизни её уничтожил

источники:

    • текст – VÁCLAV NĚMEČEK Výkres STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 NORTH AMERICAN P-64» «L+K» 18/86, стр.27/707
    • фотографии – http://www.airwar.ru/enc/fww2/p64.html
Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account