— Ты знаешь, я давно думаю об этом, почему наш и без того малочисленный народ так разбросан по всему свету, — говорил в одной из наших бесед доктор филологии Борис Оконов, — и до сих пор не найду ответа. Кроме того, что есть терские, уральские (оренбургские) и донские (бузавы), мы еще знаем о киргизских и китайских калмыках. Я уже не говорю о тех, кого гражданская и Отечественная войны разбросали по всей Европе и Америке.
— Да, но еще лет 25 назад профессор Д.А. Павлов мне говорил о хазарейцах, которые имеют монгольские корни и живут в Афганистане, — сказал я, — к сожалению, о них практически ничего неизвестно.
— Хазарейцы? — вопросительно произнес участвовавший в нашей, беседе Тавун Шалхаков, — мой брат с ними в Афганистане встречался.
— Как встречался, кем он был, когда встречался? — не выдержав, я выпалил сразу несколько вопросов.
— Во время войны, где-то в году 87-м, мой брат служил в ВДВ (воздушно-десантные войска) был офицером разведроты. О нем писал Наран Илишкин.
— Хорошо, об этом я узнаю. Но ты мне расскажи, как он встречался с хазарейцами?
— Те, кто воевал, кто видел кровь и грязь войны, мало говорят об этом. Лишь когда встречаются "полчки", изредка вставят: "А помнишь?", — и дальше долгое напряженное молчание. Так вот что рассказывал мне мой брат: "Во время одного из рейдов, в разведгруппе было двое или трое молодых еще необстрелянных солдат, мы попали в засаду. По прицельной и расчетливой стрельбе стало ясно, что противник опытный, и без потерь прорвать кольцо не удастся. Ранен молодой пулеметчик, другой схватился за ногу — тоже ранен. И тогда я, до сих пор и не понял, почему так сделал, в прыжке, перекатившись за другое укрытие, сбросив с себя каску и бронежилет, схватил пулемет, вскочил и закричал на родном: "Эзян зальгсн элмрмюд, намаг авхар бяянт? Авцхатн!" — и дал длинную очередь из РПК (ручной пулемет Калашникова). Вдруг стало тихо. Лишь по осторожному хрусту гальки стало понятно, что противник уходит. Но почему они всех нас не перебили? Ведь у них была отличная позиция. Это стало известно позже. А тогда, вызвав вертолет и отправив раненых, мы двинулись дальше. У нас было задание — разведать тропы через перевал.
Гвардии старший лейтенант ВДВ Геннадий Шалхаков в течение двух лет регулярно писал из Афганистана известному журналисту Нарану Илишкину. Вот строки из этих писем.
Сентябрь 1986 г. "Встретил сержанта-земляка из Ики-Бурульского района. Трудно им, юнцам. Я их понимаю. Там, дома, в Союзе, спокойно. А здесь? Сильнейшие физические и моральные перегрузки. Горы. Засады. Стрельба… Но держатся ребята молодцами"…
Декабрь 1986 г. "… Служба идет нормально. Ребята хорошие. Часто ходим в горы. Там снег… Бывает иногда трудно… Помогаем афганским частям, берем пленных, оружие… Ах, как нужна ребятам физическая закалка… Мы это дома недооцениваем".
Июнь 1987 года. "Ровно неделя, как прибыл в родную роту (был в отпуске)… Вечером уже ушел в горы. Снова ощутил знакомую тяжесть своего автомата. К сожалению, как и на всякой войне, бывают жертвы. У меня в этот выход погиб солдат… Тяжело, обидно и горько. Жалко парня. До невозможности жалко… Отпуск вспоминаю как о чем-то далеком".
Декабрь 1987 года. "… Вернулись с гор. Там холодно. Задачу выполнили… На днях Новый год. Но я в это время буду в горах… Привязан чем-то к Афгану. Хочу, чтобы афганцы жили в мире… "
Краткие, лаконичные, но емкие строки. Сразу видно, что писал военный. Ничего лишнего. Позже я спрашивал у Нарана Улановича, рассказывал ли он что-нибудь о встрече с хазарейцами. В ответ было краткое — нет.
— Выйдя к склону очередной высотки, разведчики присели отдохнуть. По привычке заняли круговую оборону. Курить нельзя. Можно лишь сделать глоток воды.
Вдруг из-за валуна выскочил маленький смуглый мальчишка и крикнул: "Шурави, менд, ямаран бяянчи", — засмеялся и тут же убежал. Мне на мгновение показалось, что я в Кетченерах или в Яшкуле, — вспоминал Геннадий Шалхаков, — я был готов к любому бою, но от такого… растерялся и вслед мальчишке крикнул: "Кембчи, хамаhас ирвчи?" — но его и след простыл. В то время я уже немного говорил на пушту и дари (афганские диалекты персидского), и мои товарищи подумали, что я говорю на их языке, но я был буквально в шоке, — откуда здесь калмыцкий мальчишка? " Пока думал, он прибежал снова и, подойдя ко мне, сказал: "Чамаг мана аксакалмуд кюляжяня, йовий!" Я встал и пошел за мальчишкой, ничего не понимая.
Недалеко был их кишлак. На дастархане сидели старики. Головные уборы из хорошего каракуля, но верх почему-то из желтого шелка. Приветливо, мешая калмыцкий, монгольский и дари, поздоровались, меня угостили зеленым чаем, разговорились. Я спросил: "Откуда здесь калмыки? " Они ответили: "Мы не калмыки, мы — хазарейцы. А сюда пришли еще во времена великого и непобедимого Чингис-хана, мы — их потомки, поэтому сохранили язык, обычаи и традиции. "
Язык их сохранился на уровне 13-14 веков, поэтому некоторые слова я не понимал, но догадывался по смыслу. Лишь слушая древнюю речь понял, почему мы в недавнем бою остались живы. И на миг, представив неукротимые монгольские тумены, подумал, вот с какими воинами не страшно было бы идти в бой.
В подтверждение сказанным словам Геннадия Шалхакова, я нашел в газете "Совершенно секретно" № 1 от 2002 года о современных хазарейцах такие строки: "В провинции Каписа мне довелось наблюдать учения так называемого хазарейского батальона. Вглядываюсь в бесстрастные лица солдат. Их раскосые глаза пусты. А им, быть может, завтра снова в бой. Оттого безразличие к возможной смерти выглядит неестественным и пугающим. Дикие и жестокие, среди других национальностей, населяющих страну, они всегда считались низшей кастой… И готовы воевать против талибов и умирать во имя призрачной идеи создания своего государства — Хазараджат".
Так что это за народ — хазарейцы? Советский и Новый энциклопедический словари этому народу посвятили лишь по 2-3 строки, в которых говорится, цитирую: "Хазарейцы (самоназв. — хазара), народ в Афганистане (1,7 млн. чел.1995) и Иране (220 тыс. чел.). Язык иранской группы. Верующие — мусульмане-шииты". Скромно и фактически ничего не сказано.
Известный монголовед БЛ. Владимирцов, в своей книге "Чингисхан", изданной в 1922 году, пишет, что после убийства его послов "Потрясатель Вселенной" начал войну против Хорезмшаха Ала-ад-дин-Мухаммеда, которому принадлежали Туркестан, Афганистан и Персия. Кстати, нужно отметить, что именно Чингис-хан ввел обычаи — всегда беречь и охранять послов, который неукоснительно соблюдается и по сей день во всем мире. С 1219 по 1222 год, разгромив противника, Чингисхан вернулся в родной нутуг, оставив гарнизоны на завоеванной территории.
В годы войны ЦК Народно-демократической партии Афганистана для высшего руководства советской армии подготовила брошюру "Особенности национальных, родо-племенных отношений в афганской обществе и его армии".
Солидный раздел посвящен хазарейцам. Здесь говорится: "Хазарейцы, третья по численности этническая группа, представляет собой потомков монгольских завоевателей, поселившихся на территории Афганистана в XIII веке. Они проживают в основном в центральной части страны — Хазариджате (район включает провинции Гур, Узурган, Бамиан), а также в ряде крупных городов — Кабуле, Кандагаре, Мазари-Шарифе и Балхе. Общая численность — около 1,5 млн. человек. Говорят на особом диалекте таджикского языка (хазарачи). Наиболее крупные племена хазарейцев такие, как джунгури, проживают на обширной территории западных районов — Хазариджате (Центральный Афганистан), в южной части страны (Узурган), на севере (племя данкундов), северо-востоке (данвали, як-ауланги, шейх-али) и на востоке (бехсуд).
Хазарейцы долго сохраняли независимость. Только в 1892 году афганскому эмиру Абдурахману удалось покорить Хазариджат с помощью пуштунских кочевых племен
Здесь нужно обратить внимание на провинцию Бамиан, где находились древнейшие статуи Будды, высотой 35 и 53 метра, которые были взорваны в прошлом году талибами.
Еще наше внимание могут привлечь такие названия племен, как джунгури, что, очевидно, означает "зюнгары" и "бехсуд". Среда дербетов Калмыкии есть такой аран, который называется "бексюд". Вполне возможно, что с одними из представителей вышеназванных племен Геннадий Шалхаков встречался в Афганистане.
Ученый В. Кисляков в журнале "Советская этнография" в №4 от 1973 г. опубликовал статью "Хазарейцы, аймаки, моголы" (к вопросу об их происхождении и расселении), — где говорится: "Проблема этногенеза хазарейцев издавна привлекала внимание исследователей. Интерес к этому народу объясняется, прежде всего, его наиболее ярко выраженной монголоидностью, среди всех народов, говорящих на иранских языках…
Важно подчеркнуть, что само название хазарейцев связано с числительным "хазар", что на персидском языке означает "тысяча". А в эпоху монгольской экспансии этот термин означал отряд воинов в 1000 человек. Вообще же большинство народных преданий связывает происхождение хазарейцев с Чингис-ханом и его преемниками… Уже В. Бартольд называл хазарейцев "иранизированными монголами". Г. Шурманн считает, что после истребления Тимуром войск чагайтайского царевича Никудера, хазарейцы продвинулись на восток, современный Хазарджат, и там осели. Они приняли культуру местных иранских насельников, с которыми смешались. По мнению Л. Темирханова, хазарейцы — народ, сформировавшийся в результате синтеза монгольских и таджикских элементов.
Еще нужно отметить, что недалеко от города Герат расположен город Сари-Пули, который хазарейцы называют Сарпуль, точно также как мы называем Ставрополь.
Анатолий ДЖАВИНОВ