Крымская война. Часть 20 Белое море

22
Крымская война. Часть 20 Белое море

Крымская война. Часть 20 Белое море

Содержание:

Подробно поговорив в предыдущих статьях о Тихоокеанском театре боевых действий Крымской войны, давайте теперь перенесемся на берега Белого моря. Здесь крейсера англичан и их союзников оказались в соответствии с планом морской блокады России на всех направлениях. Архангельск, естественно, был лакомым кусочком, который союзники пропустить не могли. В ходе войны у англичан появились и более амбициозные планы, вроде «освобождения Финляндии», к которому следовало привлечь и нейтральную Швецию. Но обо всем по порядку.

Союзники в Белом море

19 июня 1854 года в Белом море появился отряд кэптена Эразмуса Омманея в составе 26-пушечного фрегата «Эвридик» и двух паровых шлюпов – «Миранда» (15 пушек) и «Бриск» (16 пушек).

Эразмус Ромманей

Эразмус Ромманей

Архангельский губернатор Роман Платонович Бойль имел в своем распоряжении в общей сложности 25 тысяч штыков, из которых 6000 было сосредоточено в самом Архангельске. Город также обладал большим количеством батарей, хорошо укрепленной Новодвинской крепостью, 16-пушечным бригом «Новая Земля», который был списан из флота в 1853-м и использовался в качестве брандвахты, и флотилией из 20 канонерских лодок (каждая лодка несла по две 18- или 24 фунтовых пушки). Планы у русских были сугубо оборонительные: наступательные действия вести с таким нарядом сил казалось невозможным.

Согласно же указаниям британского Адмиралтейства от 8 мая 1854 года главной задачей, поставленной отряду Омманея, был перехват русских торговых судов, идущих из Архангельска. Кэптен провел рекогносцировку в горле Белого моря и отписал Адмиралтейству, что наличными силами атака города и порта невозможна, и попросил подкрепления. На помощь Омманею были направлены французские 40-пушечный фрегат «Психея» капитана Жильбера и 20-пушечный бриг «Бомануар».

Однако корабли Жильбера присоединились к англичанам только 11 августа 1854 года. Почему? Причин тут две. Первая – французское Адмиралтейство считало, что в мае месяце навигация в Белом море невозможна. Объяснялась эта уверенность полным незнанием данного театра военных действий, ибо даже торговые французские корабли весь XIX век появлялись в Архангельске только эпизодически. Причина номер два – снабжение. Дело в том, что паровым судам, в отличие от парусных, нужно снабжение углем. С учетом того, что ни в ближайшей местности, ни в Норвегии пополнить запасы угля было невозможно (пробовали покупать в городке Хаммерфесте, однако у жителей оказались запасы угля только для отопления своих квартир), получалось, что нужно фрахтовать угольщики, которые доставляли бы уголь на эскадру.

Паровой шлюп «Миранда» (слева на заднем плане)

Паровой шлюп «Миранда» (слева на заднем плане)

Кроме того – а где взять в этом богом забытом месте провиант? Опять-таки, либо брать с собой большие запасы, либо пытаться снабжаться в Норвегии, либо пробовать покупать его у местных (которых еще надо найти). В результате появился уморительный документ под названием «Moniteur de la Flotte» («Инструкция по флоту»), где капитан Жильбер призывал местных жителей, которые желают по собственной инициативе продать провиант союзникам, без стеснения обращаться к ним по этому вопросу. В письме сообщалось, что

«французы и англичане готовы купить как зерно, так и муку, а кроме того – мясо птиц или животных, а так же рыбу по любой разумной цене».

Ответом на это была прокламация губернатора Бойля, которая говорила, что губернатор верит в русских крестьян, которые не немые и трусливые существа, готовые сотрудничать с врагом, а настоящие патриоты своей Родины. Тех, кто все же пойдет на сделку с противником, губернатор как минимум, обещал сослать в Сибирь, а как максимум – приговорить к смерти.

В результате в сентябре 1854 года союзникам пришлось устраивать целые охотничьи десанты, дабы обеспечить себя каким-то мясом, а также перейти со столь милой сердцу говядины на оленину. Большая проблема была и с хлебом, даже ржаным, с фруктами и овощами.

Планов громадьё

Но давайте пока вернемся в июнь 1854 года, ибо до подхода кораблей Жильбера еще два месяца. До прихода французов особых дел у Омманея не было. Если вернуться к Архангельску – была еще одна существенная причина, по которой нападение на него было невозможно. Речь идет о наносных мелях-плывунах в устье Северной Двины. Как говорили критики в Парламенте, хотя английские торговцы с давних пор плавали в Архангельск, никто из военных не удосужился у них проконсультироваться по поводу гидрографии данного района. Ведь даже самый глубокий канал, ведущий в Архангельск, имеет глубины менее 6 футов, тогда как самый небольшой из кораблей Омманея имел полную осадку в 15 футов. Один из парламентариев прямо сказал, что отправка таких кораблей к Архангельску – это

«акт исключительной тупости и глупости как Адмиралтейства, так и Первого Лорда».

Собственно, это и подтвердилось в начале июля 1854 года. На военном совете Омманей, совещаясь с кэптеном Лайоном («Миранда») и коммандером Сеймуром («Бриск»), предложил после исследования песчаного бара в Березовом канале спустить с судов паровые шлюпки и вооруженные лодки с десантом, которые вошли бы в Двину и атаковали бы порт и сам город.

Проблемы возникли почти сразу же. Во время промеров глубин было выяснено, что ни «Бриск», ни «Миранда», не говоря уж об «Эвредик», войти в канал не смогут. Кроме того, английские лодки вскоре были обнаружены русскими. Русская конная артиллерия подъехала и начала обстрел, а со стороны порта в атаку двинулись русские канонерские лодки. В результате английские шлюпки убрались из канала со всей возможной скоростью.

Соловецкий монастырь

Соловецкий монастырь

Разведка показала, что ни один из британских кораблей не может подойти достаточно близко к берегу, чтобы поддержать десант артиллерийским огнем. Остальные же каналы оказались еще более мелководными. Таким образом, фиаско с десантом в Архангельске было полным. Но имитацию бурной деятельности нужно было изобразить, и для этого имелось несколько подходящих целей.

Первой такой целью являлся городок Кола, расположенный в месте, где река Тулома впадает в мелководную Кольскую губу, в 30 милях от Баренцева моря. Именно эта мелководность Кольской губы и сыграла с русскими плохую шутку. Губернатор Бойль прислал в Колу только 100 ружей и небольшой отряд солдат-инвалидов, мотивируя это тем, что англичане, в случае гипотетической атаки, будут вынуждены искать фарватер. Берега же вокруг крутые, и перестрелять их можно довольно легко, прячась в густых лесах по берегу реки. Да и, скорее всего, они просто не пройдут и сядут на мель.

Вторым возможным объектом нападения был Соловецкий монастырь, который имел не только крепкие стены, но и орудия времен XVI века, оставленные на крепостных стенах в качестве исторического раритета. Правда, после осмотра вооружения из 20 монастырских пушек годными к стрельбе было признано три 3-фунтовых орудия. 16 мая 1854 года Бойль перекинул на Соловки восемь 6-фунтовок с комплектом по 60 ядер на каждое. Гарнизон монастыря насчитывал 53 солдата-инвалида, охранявших заключенных. Кроме того, для отражения возможной атаки был сформирован сводный отряд из монахов, вольнонаемных рабочих и 20 заключенных. Батареи возглавил присланный с Большой Земли инженерный офицер Друшлевский.

Ситуация повторилась. Как и на Тихом океане, атаки англичан на Колу и Соловки были вызваны боязнью возможных русских каперов, которые могли бы нанести большой вред британской торговле. Но, как известно, лучший метод уничтожения каперов – это уничтожение их баз. Если корсару некуда прийти, отремонтироваться, пополнить экипаж, сбыть добычу и закупить провиант – он обречен.

Торговать нельзя блокировать

При этом в каждом нейтральном судне британцы подозревали русского капера, что не на шутку напугало французов, поскольку доставкой беломорских товаров во Францию и французских товаров в Архангельск в основном занимались датские и ганноверские корабли. С началом войны датчане и ганноверцы поступили просто – они начали на русских товарах перебивать лейблы на свои и продавать их как товары собственного производства. Так мир узнал о существовании датских осетров и ганноверской паюсной икры. Более того, встревоженный морской министр (и одновременно министр по торговле и делам колоний) Теодор Дюко обратился к Омманею и Жильберу с просьбой не задерживать и пропускать без досмотра все датские и ганноверские корабли, чтобы не разрушать торговлю Франции.

Архангельская губерния, карта 1824 года

Архангельская губерния, карта 1824 года

Отдельно стоит упомянуть и об американских торговцах, которые имели большой бизнес с русскими. Здесь уже испугались сами англичане, ибо, как уже упоминалось в предыдущих частях, позиция США на начало войны была совершенно неясной, и лишний инцидент мог перерасти в полноценный военный конфликт между Англией и Соединенными Штатами. Поэтому американцев трогать и останавливать запретило британское Адмиралтейство.

Кроме того, в сильном минусе оказались британские коммерсанты. Дело в том, что начиная с XVIII века англичане чаще всего закупались в России по предоплате, причем проводили ее заранее – за полгода или три месяца. Так вот, до начала войны деньги были перечислены, а товаров… не предвиделось, по крайней мере, до окончания конфликта. В Парламенте Англии появилось довольно большое лобби торговцев, которые требовали снятия блокады с русских портов в Белом море, если русские… разрешат отгрузку уже оплаченных товаров!

Архангельский посад, XVIII век

Архангельский посад, XVIII век

Набрать большинство голосов этот законопроект не смог, но 2 июня 1854 года (напомним, что Англия и Франция объявили России войну в конце марта 1854-го) британский посол в Петербурге передал немного ошарашенному Николаю I просьбу «об отпуске английским коммерсантам уже оплаченных ими товаров». Лорд Бомон на приеме у премьер-министра Абердина ничтоже сумняшеся высказал предложение, что, конечно же, Адмиралтейство «имеет право блокировать любой русский порт безо всякого уведомления противника», но давайте все же будем рыцарями – и о блокаде будем уведомлять за два месяца, чтобы английские торговцы успели закончить все свои дела в данном регионе.

После долгого спора, который касался в первую очередь сроков, Абердин все же согласился, поэтому о блокаде Архангельска было объявлено заранее, 14 июня 1854 года. Это позволило русским отправить в начале июня загруженный товарами гигантский торговый конвой в 400 кораблей, который избежал досмотра и проверки со стороны Омменея. При этом нейтралам (американцам, датчанами и ганноверцами) объявлялось, что полностью блокирован порт будет только 13 августа, а до этого момента блокада вроде как бы есть, а вроде как бы и нет. Если учесть, что навигация на Белом море заканчивается в районе 15 сентября, выходит, что весь 1854 год Архангельск свободно торговал безо всякого ущемления коммерсантов как с российской, так и с любой другой стороны.

Итог борьбы с русской торговлей выглядел и смешно, и грустно одновременно: союзниками было захвачено несколько небольших судов, имевших на борту в общей сложности 30 тонн муки и 40 тонн рыбы. Общая стоимость захваченных грузов составила менее 700 фунтов. Захват этих судов позволил России поднять большой шум по поводу того, что союзники намеренно морят голодом немногочисленное население Карелии и Кольского полуострова. Наши дипломаты утверждали, что захваченные корабли были направлены в Баренцево море для снабжения поселений русских пионеров и лопарей, и теперь этим людям из-за действий союзной эскадры грозит голод.

Архангельский порт, XIX век

Архангельский порт, XIX век

Дело в том, что англичане считали возможным захватывать царскую, государственную собственность, а вот частную предпочитали не трогать. В «Таймс» был описан интересный эпизод: десантная партия с «Миранды» неожиданно столкнулась с русским крестьянином, бредущим по дороге с коровой. Командир партии предложил крестьянину купить у него корову, на что тот помотал головой и сказал, что продать корову не может – она царёва. Тогда командир сказал, что в этом случае корову просто отберет, поскольку государство Англия воюет с государством Россией. Крестьянин недолго думая схватился за топор и убил одного из морских пехотинцев, после чего был застрелен.

Шведский «компромисс»

Но если бы только борьбой с возможным каперством и нападениями на малозащищенные пункты дело ограничилось! Нет! Как мы помним, Грэхэм, а за ним и Вуд просто бурлили идеями. Грэхэм задумал, ни больше, ни меньше – «операцию по освобождению Финляндии»! Идея заключалась в следующем. В Северной Норвегии должен был быть высажен экспедиционный корпус, имевший задачу завоевать Северную Финляндию. Проблема была только в том, что свободных войск у англичан не было от слова «вообще».

И тогда Пальмерстон предложил… настроить Швецию против России, чтобы она вторглась в район Печенеги и Кольского полуострова. Шведы с интересом выслушали предложения, обещали подумать над вопросом, но сразу попросили англичан отказаться от досмотра шведских судов, идущих из Архангельска. Причем сделать это прямо сейчас. Пальмерстон и Абердин скрепя сердце согласились, отговорившись от Грэхэма и Вуда афоризмом, что

«настоящим компромиссом обычно бывают недовольны все стороны».

источник: https://warspot.ru/9362-krymskaya-voyna-beloe-more

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account