«КРЫЛЬЯ» ИСЛАМА
Попался в сети забавный ролик (утащен отсюда http://szhaman.livejournal.com/828854.html)
Посмотрел, посмеялся, и, кстати, впомнил, что про этот случай в конце 80-х годов была кратенькая заметка в журнале "Крылья Родины". Решил поискать инфу, в процессе поиска наткнулся вот на эту статью (http://www.mtss.ru/forum/viewtopic.php?t=3781&sid=05bec01d2aba37f8a499a7e9bb94fde2), которую и выкладываю с некоторыми дополнительными иллюстрациями. Итак…
Крылья Ислама. История мусульманской авиации
«Вы до сих пор думаете, что планер и вертолет — плод ума Леонардо да Винчи?», — спрашивает читателя журнал «Мир фантастики». «Или вы до сих пор думаете, что ракету изобрел Циолковский?» — добавим мы. «Напрасно, — отвечает издание «Мир фантастики», — Арабы начали делать первые шаги в авиации еще тогда, когда многие европейцы поклонялись языческим богам». «Неужели мусульмане и в этом опередили европейцев?!», — удивитесь вы. Ниже – только исторические факты, известные узкому кругу специалистов…
Исламская авиация
Итак, жил в IX веке в мусульманской Испании – Андалусии ученый и изобретатель по имени Аббас ибн Фирнас (810—887). Это был бербер, родившийся в Испании. Как и большинство других исламских ученых, он не ограничивал себя одной отраслью знаний. Сперва Аббас изучал математику и музыку, считавшуюся разделом математики, сконструировал для музыкальных нужд метроном, изготавливал стекло из песка.
После этого Испания перестала покупать стекло в Египте и стала делать его сама. Он даже удивлял народ механической комнатой «виртуальной реальности», где на потолке сияли звезды, плыли облака, гремел гром и сверкала молния. Но в мировую историю он вошел не этими достижениями.
В Кордовском халифате зарегистрировано несколько попыток полета Ибн Фарнаса. В 852 он сделал крылья из ткани, натянутой на деревянные распорки. С этим похожим на зонтик аппаратом Аббас спрыгнул с минарета Великой мечети в Кордове — в то время как он не смог лететь, его аппарат замедлил падение, и он упал, получив незначительные травмы. Его устройство, как полагают, явилось прообразом современного парашюта.
Мечеть, с которой был совершен исторический прыжок и памятник Ибн Фарнасу.
К тому времени в городе, именовавшемся «украшением мира», проживало полмиллиона человек, большинство из которых были грамотными. Ведь к услугам населения в городе было 70 библиотек. Жители не были особенно впечатлены этим фокусом, поэтому ученый засел за проект полноценных крыльев. На их создание ушли долгие годы.
Двадцать пять лет спустя, в возрасте 65 лет, Ибн Фарнас разработал улучшенный проект, который включал первые поверхности управления полетом. Он взял этот каркас с крыльями, который, вероятно, был первым дельтапланом, и спустился с маленького холма, который назывался Джабаль ал-´арус, и, управляя им, продержался в воздухе в течение достаточно долгого времени, по некоторым подсчетам целых десять минут.
Реконструкция летательного аппарата Ибн Фарнаса
Это было первой попыткой управляемого полета, поскольку он мог изменять его высоту и направление, так как он возвратился туда, откуда начал путь. После успешного возвращения к отправной точке, он в конечном счете упал на землю. Позднее ученый сказал, что приземление можно улучшить, сделав хвостовую часть. За происходящим наблюдала многотысячная толпа.
Подвиг Ибн Фирнаса был повторен лишь полтора века спустя — в Англии, причем с похожим результатом. Монах Эилмер спрыгнул с крыши аббатства, пролетел на искусственных крыльях свыше 200 метров и сломал ногу при приземлении.
И только спустя пять столетий после Ибн Фирнаса Леонардо да Винчи нарисовал чертеж дельтаплана, в котором внутренние части крыльев были зафиксированы, а некоторые поверхности управления смещены к концам (также как при планировании у птиц). В то время как его проекты существуют в чертежах и считаются пригодными к полету в принципе, он сам непосредственно никогда не летал на своих аппаратах.
По его чертежам, и из материалов, доступных в то время, в конце XX века был построен аппарат, который мог летать. Однако его схематичный проект реализовывался с учетом современных знаний об аэродинамических принципах, и полетел бы построенный самим Леонардо аппарат, неизвестно. Модель, которую он строил для испытательного полета в 1496 годы, не летала, а некоторые другие проекты, такие как прообраз вертолета с четырьмя людьми на борту, имеют серьезные недостатки.
Исламское ракетостроение
Первый контролируемый полет с благополучным приземлением также осуществили мусульмане. В 1630-х годах изобретатель Ахмет Челеби Хезарфен спрыгнул с Галатской башни в Стамбуле высотой в 61 метр на кожаных крыльях и перелетел через Босфор, фактически осуществив первый в мире полет из Европы в Азию.
В XVII веке турецкий путешественник Эвлия Челеби сообщил, что в 1630—1632 он видел турецкого ученого Хезарфена Ахмеда Челеби, который на аппарате с крыльями, перелетел Босфор. После прыжка с Галатской башни он пролетел расстояние около 3 км, приземлившись на другой (азиатской) стороне Босфора без каких-либо травм.
Планирующий полет на расстояние 3 км с высоты в 60 метров потребовал бы использование современного планера и хорошие навыки и практику управления им. Но известно, что Челеби начал заниматься своим аппаратом задолго до своего полета.
Исламскому миру также принадлежит первенство в полете человека на корабле с реактивным двигателем. Это произошло в 1633 году. К празднованию дня рождения дочери султана Мурада IV брат Хезарфена, изобретатель Лагари Хасан Челеби построил пассажирскую ракету — конический снаряд с пороховыми камерами и клетью для пилота.
Это был первый известный пример полета пилотируемой ракеты и аппарата с искусственным двигателем. При большом стечении народа Лагари оседлал это устройство, поджег фитиль и с грохотом взмыл в небо. Полет предположительно длился около 20 секунд. Топливо закончилось на высоте 300 метров.
Зрители ожидали, что безумец Челеби рухнет вниз и разобьется насмерть, но тот внезапно раскрыл крылья, прикрепленные к телу, и спланировал в воды Босфора. Данная технология приземления на поверхность моря очень сильно напоминает приземление на поверхность воды с помощью парашютов, практикуемое американскими астронавтами после их возвращения из космоса.
Султан наградил ученого мешком золота и высокой военной должностью, сделав его главным дворцовым изобретателем. Позже изобретатель и инженер Лагари Хасан Челеби переселился в Крым к хану Селамет-Гирею. С периодом его проживания на полуострове совпало начало российских исследований в области ракетных технологий.
К примеру, известно по историческим хроникам, что ракеты уже применялись запорожскими казаками, начиная с XVI-XVII вв. Казимир Семенович (1600-1651) — белорусский инженер и теоретик артиллерии изобретает многоступенчатую ракету.
Таким образом, есть все основания заявлять, что турецкий инженер Лагари Хасан Челеби и его ученики оказали существенное влияние на развитие русских ракетных технологий. И только спустя много столетий на основе знаний и изобретений исламских ученых в России выросли такие имена, как Цандер, Циолковский, Королев и Гагарин…
Галбац Дибиров.