Ил-2 считается самым грозным самолетом ВМВ. Впрочем, одни говорят, что это самый грозный, другие указывают на недостатки, в частности уязвимый маслорадиатор, и слабое вооружение.
Суворов / Резун в главе про Иванова, рассказал об самолете Су-2. А как бы сложилась судьба и создание «Крылатого Шакала», если бы приказ был бы отдан в 1940 году.
Действие – 1. Москва. Кремль. Кабинет товарища Сталина.
Действующие лица: Сталин, Микоян, Яковлев, Лавочкин, Берия.
Угостив авиаконструкторов кавказкам вином, Сталин объявил, зачем они сегодня собрались. Он объяснил свое требование в трех словах — самолет чистого неба. Если это не до конца не ясно, объяснил двух словах — крылатый шакал. Самолет для штурмовки и бомбардировок. Самолет для наступательной и агрессивной войны. Технологичный в производстве, т.е. что бы легко можно наладить выпуск сотен самолетов.
Авиаконструктора переглянулись, и согласились с пожеланием Сталина. Такие задания давались и не раз.
-Сделаем.
— Хорошо — обрадовался Сталин. — Готовый эскиз, макет, что бы через час был у меня на столе.
Лавочкин, Микоян и Яковлев переглянулись вновь, и выдали несколько фраз, из которых одна была общая.
— Поймите товарищ Сталин, просто так самолеты не делаются. Тут надо посидеть, подумать
— Так вы хотите «посидеть и подумать» — произнес товарищ Сталин, загадочно улыбаясь, прямо как кошка мышке — вызовите товарища Берию.
Лавочкин, Микоян и Яковлев замерли от ужаса, опасаясь за свои неосторожные слова. Микоян подумал что, скорее всего его брат сядет так же очень скоро. Яковлев хотел возразить, ведь он являлся референтом, но понял, что это не поможет. А вот Лавочкину ничего в голову не лезло.
Входит Берия.
— Вы можете идти товарищи. Посидите, подумайте – произнес Сталин. При этих словах Берия вроде бы даже обрадовался, но Сталин продолжил. — Готовый эскиз самолета должен быть на моем столе завтра в 12 часов.
Авиаконструктора уходят. Берия и Сталин остаются одни и о чем-то говорят.
Действие – 2. Москва. Кремль. Движение из кабинета товарища Сталина в свое КБ.
Лавочкин, Микоян и Яковлев прямым ходом направились в свое КБ. Создать самолет штурмовик, практически с нуля, сложно. Как назло все проекты по созданию бомбардировочных и штурмовых вариантов куда-то запропастились.
Действие – 3. КБ Авиаконструктора.
Надо отметить, что жесткие временные рамки, а так же товарищ Берия натолкнули всех конструкторов на одну мысль.
«Истребитель у меня есть. Надо его взять за основу, увеличить в размерах, стрелковое оружие увеличить в калибре или удвоить, бомбовая нагрузка увеличиться в двое. Там где бронирован усилить броню, или дополнительно пару миллиметров нарастить. Скорость и маневренность упадет. Но самолет будет готов. Все быстро и просто. По крайней мере в теории. А почему бы и нет? Я завтра могу представить проект самолета, а все недоработки можно устранить в ходе строительства».
Микоян и Гуревич. Основа МиГ-3 переделан в МиГ-4.
Взлетный вес: 4000 кг, дальность 700 км, размах крыла 12 м, длина 10,5 м, скорость 450 км/ч, потолок 7000 м.
Вооружение 1 20-мм пушка и 2 12,7-мм пулемета. Или 2 12,7 и 4 7,62-мм пулемета. В обоих вариантах можно под крыльями установить подвесные стрелковые точки: любо 20-мм пушки, либо по два 12,7-мм пулемета. Бомбовая нагрузка 200-300 кг, или 12 РС.
Яковлев. Основа Як-1 переделан в Як-4.
Взлетный вес: 4000 кг, дальность 700 км, размах крыла 12 м, длина 10,5 м, скорость 450 км/ч, потолок 7000 м.
Вооружение: 1 37-мм пушка, 2 12,7-мм пулемета, (или 2 20-мм пушки и 4 7,62-мм пулемета) бомбовая нагрузка 200-300 кг, 16 РС.
Лавочкин Горбунков и Гудков. Основа ЛаГГ-3 переделан в ЛаГГ-4.
Взлетный вес: 4100 кг, дальность 800 км, размах крыла 11 м, длина 11 м, скорость 430 км/ч, потолок 7100 м.
Вооружение: 1 37-мм, 1 20-мм пушки, 2 12,7-мм пулемета (или 2 20-мм, 2 12,7-мм, 4 7,62-мм). Бомбовая нагрузка 200-300 кг, или 16 РС.
Действие – 4. ОКБ. Время 5 часов утра.
Работая над проектом «крылатого шакала», авиаконструктора порядком устали, и эта усталость странным образом сказалась на виденье мира. Можно было даже сказать, что авиаконструктора выпали в «астрал» и подключились к ноосфере. Как бы там не было, но Лавочкину, Микояну и Яковлеву привиделись проекты их будущих истребителей, который они создали или создадут в 1941-1945 годах.
Микоян и Гуревич.
МиГ-3У или МиГ-4. 2 37-мм, или 4 20-мм.
Яковлев.
Як-9 и модификации
Як-9Т, 1 45-мм и 2 20-мм пушки. (2 37-мм и 4 12,7мм)
Як-9К, 1 57-мм и (2 45-мм)
Як-9 ОК (очень крупнокалиберный), 1 76,2-мм (2 57-мм). Но ОК – это символ капиталистической Америки. Может модификация КО – крупнокалиберный очень? Нет, лучше будет Як-9А – артиллерийский.
Як-3 1 37-мм, и 2 20-мм пушки.
Лавочкин.
ЛаГГ-3Т 1 45-мм или 2 37-мм. (модификация)
Ла-5 (Ла-6). 2 37-мм, или 4 20-мм
Ла-7 (Ла-8) 3 37-мм. или 6 20-мм.
Но проекты этих самолетов хотя и были нарисованы, и даже предварительно рассчитаны, так и остались за кадром. Надо было думать о «готовом» проекте, а не о грезах будущего. Впоследствии проекты приснившихся или привидевшихся истребителей, куда-то подевались.
В каждом проекте одноместный и двухместный вариант.
Действие – 5. Москва.
Действующие лица Поликарпов и Илюшин.
А между тем, пока Лавочкин, Микоян и Яковлев уходили от Сталина, Илюшин как-то узнал об данном им задании. Каким образом он получил сведенья, осталось загадкой. Нельзя сказать, чтобы Илюшин завидовал авиаконструкторам, просто им двигал трезвый расчет. Все конструктора идут одним и тем же путем, и значит, совершают одни и те же ошибки. Его вариант бронированный штурмовик, в котором бронекапсула уже стандарт. Но скорость его самолета была недостаточной, и это наводило на определенные размышления.
Думая как повысить скорость, Илюшин вдруг вспомнил о Поликарпове. При создании Ил-4 (ДБ-3Ф) Илюшин консультировался с Поликарповым по некоторым вопросам, а почему бы и здесь не … . И тут у Илюшина родилась идея об убийстве сразу двух зайцев. Надо подключить Поликарпова к работе, причем не в качестве консультанта. Конечно, можно и в одиночку работать. Но лучше вместе, оставив на после все дурные вести. Созданный самолет Илюшин – Поликарпов позволит реабилитировать Поликарпова как авиаконструктора. И затмит всех потенциальных конкурентов.
Или, напротив. Только теперь кроме Поликарпова, еще и его Илюшина ждет такая же судьба.
Поликарпов (как раз работал над ИТП), так же знал об задании Сталина. Но как он понимал, его проект штурмовика скорее всего не пустят в серию. Вот если с кем-то работать в паре. И тут появился Илюшин.
Оба авиаконструктора быстро договорились о совместной работе. Которая быстро закипела — ведь завтра к 12 часам самолет надо было уже сдавать! Тут не было времени на глубокую проработку, все недочеты в конце концов можно устранить и потом. Поэтому Поликарпов и Илюшин, просто на основе двух рисунков (ИТП и Ил-2), нарисовали третий самолет. Теоретически вложив в него все самое лучше, что было в их работах. Позднее, т.е. после успешной сдачи проекта, можно будет детально проработать новый самолет.
Действие -6. Москва 12 часов, и позднее.
Действующие лица: Сталин, Яковлев, Микоян и Лавочкин.
Осмотрев самолет Микояна, Сталин заметил, что вооружение самолета слабовато. Но не вооружение насторожило Сталина. Согласно проектному листу, о предполагаемых характеристиках, МиГ-4 должен был хорошо действовать на высоте. Для истребителя и перехватчика, высота это прекрасный показатель, но штурмовик?!
— А кого вы собираетесь атаковать на высоте? – поинтересовался Сталин.
— Так горы же есть – нашелся Микоян.
Сталин (думает) Ах горы. А действительно Европа горы имеет. Румыния, Италия, Испания, да и Турция горная страна. Почему мы не можем иметь штурмовик созданный для гор?
Осмотрев самолеты Яковлева, Сталин особенно заинтересовался мощными вариантами. Особенно его привлек внимание самолет, созданный из Як-3. Проектному листу, о предполагаемых характеристиках, Як-3 обещал прекрасную маневренность и скорость.
Для истребителя и перехватчика, скорость и маневренность это прекрасный показатель, но штурмовик.
— А перед кем ваш самолет собирается маневрировать? — спросил Сталин.
— Не перед кем, а над кем. Над вражескими позициями. Чтобы не делать заходы, а сразу разворачиваться на цель – ответил Яковлев.
Особых нареканий ЛаГГ-4 не вызвал. Сталин пожалуй не нашел к чему придраться.
Осмотрев эскизы, Сталин отпустил авиаконструкторов.
Действие -7. Москва. Кабинет Сталина.
Вошел Илюшин со своим проектом Ил-2 (доработанного с Поликарповым). Он долго объяснял Сталину, что имеющиеся самолеты – штурмовики, «шакалы» не годятся для войны. И представил свой вариант.
Ил-2.
Масса: 5300 кг, скорость: 500 км/ч, потолок 8500 м, дальность 800 км.
Вооружение 1 37-мм пушка стреляющая через вал винта, 2 20-мм (23) пушки, 2 7,62-мм пулемета, (12,7-мм пулемет у стрелка). 500 кг бомб или 16 РС. (Вариант 3 20 / 23-мм пушки).
Хорошо согласился Сталин, Ил-2 был пущен в серию.
Но тут Илюшин словно вспомнил, что что-то забыл, и рассказал что Ил-2 это творение не только Илюшина, но и Поликарпова. Сталин сделал вид что волнуется / сердится / недоволен / рад, и сказал Илюшину что его не задерживает.
Этим же днем вышел приказ об объединение конструкторских бюро Илюшина и Поликарпова. Как подумал Сталин, пускай сами решают, кто из них будет главным.
Действие-8.
А в ОКБ решался вопрос:
Самолет Поликарпов – Илюшин: ПОИ, ПоИл, ПИл?
Самолет Илюшин – Поликарпов: ИлПо, ИП, ИлП?
Действие -9. Москва кабинет Сталина.
Сталин и Берия ведут беседу о дальнейших делах. Решают, что когда Сталин соберет конструкторов танков, Берия, когда будет входить должен придать себе более устрашающий вид.
П.С. Может кто-то нарисует штурмовик на базе истребителя, и объединение Илюшин – Поликарпов.