Крейсера-разведчики II ранга (ФАН)
Быстроходные бронепалубные крейсера II ранга часто называют прообразом всех будущих крейсеров-скаутов. И если я не совсем согласен с такой формулировкой («скороходы» и ранее были, просто не настолько быстрые), то полностью признаю удачность этой концепции. Собственно, по моей точке зрения эти корабли и в реальной истории были близки к оптимуму, я лишь подправлю их мелкие нюансы. Так как правок не много, то объединю всю серию 3000-тонников в один пост.
Начало — «Новик»
Идея о быстроходном бронепалубном крейсере-разведчике возникла в Российском Императорском флоте еще в начале 90-х, но лишь к концу десятилетия сложились все условия для постройки подобных кораблей. Они были хороши со всех сторон – быстроходные, небольшие (а значит и дешевые), достаточно вооруженные для того, чтобы отбиться от миноносцев и способные уйти от любого опасного противника, они были желанны многими. Среди тех, кто активно продвигал идею подобных крейсеров, был адмирал С.О. Макаров. В своем стремлении приобрести подобные корабли он получил поддержку многих других высокопоставленных офицеров флота, но решающим фактором оказалась поддержка морского министра Невского. Был объявлен конкурс, в котором победила германская фирма «Шихау». По условиям контракта, фирма должна была построить прототип, который потом Россия растиражировала бы на своих верфях.
Окончательный проект крейсера стал во многом результатом компромиссов. Первоначально фирма предложила корабль с германскими котлами и 75-мм орудиями, в то время как заказчик требовал установку котлов Бельвиля и 120-мм артиллерию. В результате обеим сторонам пришлось отказаться от части своих требований – крейсер получил германские котлы, но вооружался 120-мм орудиями. Путь к облегчению корабля подсказал сам морской министр, приказав не ставить на крейсера более 2 торпедных аппаратов (вместо проектных 5, что дало выигрыш в весе более 50 тонн).
В результате проект получился настолько многообещающий, что морской министр тут же продавил постройку второго однотипного корабля вместе с первым. «Шихау», впечатленная увеличившимся заказом (что сулило большую прибыль), провела работы на высшем уровне. Оба крейсера, названные «Новик» и «Забияка», вступили в строй спустя полтора года после закладки и после короткого визита в столицу империи отправились на Дальний Восток. Там они и остались, приняв участие в войне с Японией с самого ее начала.
«Новик», «Шихау», Эльбинг – 29.02.1900/02.08.1900/1901
«Забияка», «Шихау», Эльбинг– 29.02.1900/11.08.1900/1901
Сразу в двух флотах – «Боярин»
Пока шла постройка быстроходных «Новиков», новая глава в истории 3000-тонных крейсеров-разведчиков писалась в Дании. Первоначально постройка крейсеров для России фирмой «Бурмейстер ог Вайн» не планировалась, но вмешались интересы родственников императора – и датчанам было предложено построить 3000-тонный крейсер для Балтийского флота. Учитывая особые требования местного ТВД, скорость в 25 узлов признавалась избыточной, и ее снизили до 22. Кроме того, вернули требование об установке котлов Бельвиля как более надежных и испытанных во флоте. Фактически новые крейсера должны были стать уже скорее не разведчиками, а кораблями эскорта броненосцев (впрочем, самые быстрые на тот момент крейсера в Балтийском море имели такую же скорость). Так как скорость уже не имела столь решающего значения, было решено установить противоминные выстрелы для постановки сетей.
Уже в ходе постройки было решено вместо одного корабля строить четыре, причем два из них – при помощи датчан, но на Черном море. В результате после спуска на воду первого крейсера, названного «Боярином», были заложены еще три корабля – в Копенгагене, в Николаеве и Севастополе. Балтийские корабли вступили в строй до начала русско-японской войны, хоть и не отправлялись на Дальний Восток, черноморские же крейсера задержались с вступлением в строй – все силы бросались на достройку броненосцев типа «Бородино» и снаряжение Тихоокеанской эскадры, что вызвало задержку с поставкой артиллерии. Впрочем, это не помешало им вступить в строй в 1905 году. Все корабли серии – и балтийские, и черноморские – превзошли контрактную скорость на испытаниях, и в ходе службы уверенно развивали 22 узла. Кроме того, «Боярины» отличались хорошей мореходностью и условиями обитания.
«Боярин», «Бурмейстер ог Вайн», Копенгаген – 24.08.1900/26.05.1901/1902
«Разбойник», «Бурмейстер ог Вайн», Копенгаген – 15.07.1901/12.05.1902/1903
«Память Меркурия», Черноморский завод, Николаев – 13.08.1901/01.10.1902/1905
«Джигит», «Руссуд», Николаев – 23.08.1901/20.05.1902/1905
Четыре драгоценных камня – «Жемчуг»
Тем временем в Петербурге шла постройка русских «Новиков», которые по высочайшему указу были названы в честь четырех драгоценных камней. Проекты крейсеров претерпели также изменения – для лучшей защиты корпуса в области котельных и машинных отделений было решено увеличить ширину корпуса, а для сохранения высокой скорости увеличили мощность машин. Кроме того, при перепроектировании решили избавиться от изгиба верхней палубы, что несколько упрощало конструкцию и также давало дополнительную экономию в несколько десятков тонн.
Всего по проекту построили 4 единицы, которые успешно развили необходимую скорость в 25 узлов. Головной корабль серии, крейсер II ранга «Жемчуг», даже успел попасть на Дальний Восток перед самым началом войны, став одним из самых активных кораблей Тихоокеанского флота. Остальные же 3 единицы, также предназначенные для Дальнего Востока, отправились во Владивосток уже в составе Тихоокеанской эскадры Балтийского флота адмирала Скрыдлова.
«Жемчуг», Невский завод, Санкт-Петербург – 19.01.1901/14.08.1902/1903
«Изумруд», Невский завод, Санкт-Петербург – 01.06.1902/09.10.1903/1904
«Алмаз», Балтийский завод, Санкт-Петербург – 12.09.1902/11.03.1903/1904
«Яхонт», Балтийский завод, Санкт-Петербург – 12.09.1902/20.05.1903/1904
Что меняется в крейсерах
Так как у нас сразу три типа крейсеров, то и описывать буду сразу три, но по очереди. Сразу скажу, что вес 120-мм установок с приблудами мной был дотошно пересчитан до отдельных элементов, и составил в результате 20,5 тонн на орудие.
1) «Новик» меняется по следующим пунктам:
— убираем 3 торпедных аппарата — -51 тонн;
— добавляем 2 120/45-мм пушки — +41 тонна;
— перестраиваем мостик — +10 тонн (с запасом);
— усиливаем конструкцию корпуса — +150 тонн;
— убираем мелкокалиберки — -8,2 тонны;
— добавляем 4 57/50-мм орудия — +8 тонн;
— добавляем 1000 л.с. к мощности ЭУ для компенсации роста водоизмещения — +42 тонны.
В результате получаем примерно «Жемчуг», но раньше и все еще 25-узловой.
2) «Боярин» меняется по следующим пунктам:
— убираем 3 торпедных аппарата — -51 тонн;
— убираем 4 средние 47-мм пушки — -4,8 тонн;
— добавляем 2 120/45-мм пушки — +41 тонна;
— убираем оставшиеся мелкокалиберки, ставим 4 57/50-мм пушки — +3,2 тонны;
— добавляем выстрелы противоторпедных сетей, что по разным оценкам даст от 30 до 50 тонн прироста.
При этом все еще можно надеяться на сохранение скорости в 22 узла, а взамен получаем очень мореходный и хорошо вооруженный, а главное дешевый крейсер.
3) «Жемчуг» меняется по следующим пунктам:
— убираем 1 торпедный аппарат — -17 тонн;
— убираем мелкокалиберки, ставим 4 57/50-мм пушки — -0,2 тонны;
— добавляем мощности ЭУ, необходимую для развития скорости в 25 узлов, или же 2500 л.с. — +133 тонны;
Получаем 25-узловой вариант «Жемчуга», пускай и несколько потяжелевший.
Тактико-технические характеристики
Крейсера II ранга типа «Новик» — 2 единицы
"Новик" в типичной окраске Тихоокеанского флота, 1904
Водоизмещение: 2915 тонн
Размерения: 109,9х12,2х5 м
Механизмы: 3 вала, 3 ПМ ВТР, 12 котлов Шульца-Торникрофта, 18800 л.с. = 25 узлов
Запас топлива: 400/500 тонн угля
Дальность: 3500 миль (10 узлов)
Броня: палуба 37-51 мм, гласис 70 мм, рубка 30 мм, щиты орудий 25 мм
Вооружение: 8 120/45-мм, 4 57/50-мм орудий, 2 381-мм торпедных аппарата
Экипаж: 14/330 человек
Крейсера II ранга типа «Боярин» — 4 единицы
"Боярин" в типичной окраске Балтийского флота, 1903
Водоизмещение: 3285 тонн
Размерения: 108,3х12,65х4,88 м
Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 16 котлов Бельвиля, 11500 л.с. = 22 узла
Запас топлива: 600 тонн угля
Дальность: 3000 миль (10 узлов)
Броня: палуба 38-51 мм, подача 25 мм, рубка 76 мм, щиты орудий 25 мм
Вооружение: 8 120/45-мм, 4 57/50-мм орудий, 2 381-мм торпедных аппарата
Экипаж: 18/330 человек
Крейсера II ранга типа «Жемчуг» — 4 единицы
"Жемчуг" в парадной окраске сразу после вступления в строй, 1903 год
Водоизмещение: 3320 тонн
Размерения: 109,9х12,8х5 м
Механизмы: 3 вала, 3 ПМ ВТР, 16 котлов Ярроу, 19500 л.с. = 25 узлов
Запас топлива: 510/660 тонн угля
Дальность: 2100 миль (10 узлов)
Броня: палуба 30-50 мм, рубка 45 мм, щиты орудий 25 мм
Вооружение: 8 120/45-мм, 4 57/50-мм орудий, 2 381-мм торпедных аппарата
Экипаж: 20/330 человек
От автора
1) Вероятно, будет еще одна сводная статья – по броненосцам, в которые будут внесены минимальные изменения. Это «Цесаревич», «Ретвизан», «Евстафий», «Наварин» и «Три Святителя».
2) Отдельная благодарность коллегам Андрей и Стволяр за помощь в определении веса 120-мм установки с приблудами и торпедного аппарата
3) В 1890 году судостроительные предприятия России были реформированы:
— Николаевское адмиралтейство стало частным заводом «Руссуд»;
— Севастопольское адмиралтейство стало частным Черноморским заводом;
— Новое Адмиралтейство в Петербурге поглотило Франко-Русский завод, Галерный островок и прочую мелочь, став частным предприятием под крылом у государства;
При всем этом «Руссуд» и Черноморский завод, являясь полностью частными предприятиями, по условию договора и получения субсидий со стороны государства должны всегда отдавать приоритет постройке военных заказов.
Поясняю это, дабы не было путаницы с "какой такой "Руссуд" в 1901 году?".