Крейсера для Индийского шторма
Весной 1944 года командующим флотами двух союзных держав – Османской и Японской империи стало ясно: союзники прочно захватили инициативу. Причем, "захватили инициативу" – это еще оптимистично сказано. Союзники планомерно вытесняли своих противников, а их противники не могли ничего противопоставить вытеснению. Неуклонно сказывался и перевес союзников – количественный и качественный, на практике он выражался в двойном превосходстве (а кое-где и в тройном) в кораблях, самолетах, возможностях. Другими словами, речь шла о поражении – быстром или медленном.
Подобные мысли были не только среди азиатов, европейцы столкнулись примерно с такими же проблемами. Их так же превосходили качественно и количественно, но перевес был не в кораблях, а в танках, артиллерии, и какое совпадение – авиации.
Было ясно, что война проиграна… война не может быть выиграна теперешними средствами. Требовалось что-то новое. Под этим "что-то новое" понимались различные проекты "чудо-оружия" (когда "оружия", когда "чудо", а когда…. собственно никогда "чудо-оружия" в том смысле, в каком оно должно было быть).
Реактивная техника (проекты танков, артиллерии, подводных лодок, автоматов, все с приставкой "супер" – не интересовало), испытываемая в Германии, давала шанс возможность (!) противостоять "неверным гайдзинам", и даже переломить инициативу в свою пользу.
Но, ни Япония, ни Турция не располагали мощностями и возможностями наладить производство реактивной техники. Собственно, и производство обычных видов вооружения неуклонно сокращалось.
Зато обе империи имели одно – тысячи человек, готовых пожертвовать собой, но отправить на тот свет своих противников.
В то время, как Германия (а также СССР, США, Великобритания) бились над решением управляемого оружия, Турция и Япония легко и непринужденно нашли ответ в задаче про управляемое оружие. Решение было простым, варварским и эффективным: управляемым оружием оружие делал человек. Зачем изобретать "наведение" по радиолучу, теплу, звуку, звездам (относительно некоторых наведений, как турки, так и японцы не представляли, что это вообще возможно), если наводить оружие может человек? Сам корректировать курс, осуществлять противозенитные маневры, да и стоит он куда дешевле.
Речь шла о пилотах-смертниках.
* * *
С большим трудом, Турции и Японии удалось договориться с Германией на получение некоторых реактивных образцов. Хотя полученные образцы были сырыми (те, которые удалось получить у самих немцев), но "восточным" хватало и этого.
Если в Германии было четкое разделение "ракеты" и "реактивная авиация", с разными задачами (ракеты обстреливать врага, самолеты – сбивать врага), то ни Османская, ни Японская империи даже теоретически не допускали "разделение". Полученные реактивные образцы предполагалось использовать исключительно как ракеты.
В то время, как Япония спешно проводила опыты по реактивным самолетам на палубах авианосцев, Турция такой возможности не имела. В смысле опыты по реактивным самолетам проводились, но не на авианосцах. Авианосцев Османская Империя не имела – как в иной реальности их не имел и другой союзник Германии – Италия. К слову, в данной реальности Италия (сохранявшая нейтралитет с 20-х годов 20-го века) тоже авианосцев не имела. Зато Османская Империя еще располагала крейсерами, и именно крейсера должны были стать той саблей, которая остановит неверных американцев и англичан.
Позднее японцы, внимательно изучив турецкое решение, также решили ставить реактивные самолеты на крейсера. Благо, что более полувековое сотрудничество позволяло строить близкие корабли.
Проект "Оркание".
Убрав последнюю (кормовая) 5-ю башню, конструктора разместили на корме… поворотную катапульту (разгонные направляющие).
В теории, такая "катапульта" обеспечивала быстрое наведение на цель, позволяла выпускать самолет под углом (имелись проекты вертикального старта, при укороченной катапульте). На практике – жуткое (точнее жутчайшее!!!) неудобство. Самолет не мог взлететь прямо с кормы – так как врезался бы в башни, взлет от башен потребовал установки бронированных плит, приведение катапульты в боевое положение (т.е. перпендикулярно или под углом к корпусу) мешал один из самолетов.
Более того, стоило пилоту чуть зазеваться, и если катапульта была не жестко закреплена, то самолет из воздушной стихии устремлялся прямиком в стихию водную. Существует популярная версия, что американская подводная лодка "Морской пес" затонула из-за того, что капитан увидел в иллюминаторах, как мимо проплывает / пролетает самолет. Впрочем, версия использования катапульты в борьбе с подводными лодками является правдой. После "Битвы за Мальдивские острова" на крейсерах (турецких и японских) устанавливали управляемые (естественно человеком) торпеды (иногда с ЖРД в качестве разгона). В случае обнаружения цели (вражеской подлодки или вражеского корабля) катапульта разворачивалась на объект, производился пуск, и пилот направлял торпеду на цель. Зачастую – в район цели (а вы попробуйте, испытывая перегрузки, практически не видя цели).
Проект "Ассари-Теффик".
Убрав кормовую возвышенную башню, конструктора удлинили катапульты (разгонные направляющие), жестко их зафиксировав по линии горизонта. Стандартная авиагруппа – четыре ракето-самолета (два на направляющих) типа Не 162. Одновременно или с минимальным интервалом могли взлетать два Не 162.
Имеется в виду близкий по конструкции Не 162 "саламандра" немецкого изготовления (как и Ва 349). Но союзники считали, что имеют дело не с турецко-японской разработкой, а с немецкой.
Избавившись от одних проблем, конструктора получили другие проблемы – например вредное воздействие реактивной струи.
Проект "Мессудие".
Виден большой опыт работы конструкторов – разгонные направляющие удлинены по сравнению с предыдущим типом.
В отличие от предыдущих типов, "Мессудие" получился практически авианосцем (чему способствовала его конструкция). Ведь он располагал как ударной группой (в прямом смысле) в виде "саламандр" (2 шт), так группа разгона в виде Ва 349 (3 шт).
Но если немецкий вариант Ва 349 был больше перехватчиком, то здесь – прорывателем ПВО. Взлетев первыми, Ва 349 должны были на подлете к цели обстрелять ее из 73-мм ракет (редко или из 6 20-мм пушек) и повредить ее ПВО, после чего пилот направлял свой самолет на любую цель. Затем в дело вступали Не 162, наносившие основной удар.
Такой подход показывал, что конструктора / военные опасались, что "саламандры" самостоятельно не смогут пробиться к цели.
Проект "Тоне"
Японцы тоже не сидели на месте. Их версия крейсеров типа "Тоне" выглядит как доработанный проект "Мессудие". Разгонные направляющие стали еще длиннее, и чуть подняты. Авиагруппа состояла из одних "саламандр" (5 шт).
Применение реактивной управляемой авиации / ракет в Мальдивской битве Турцией и Японией привело к большим потерям Англо-Американского флота. Фактически, размен составил 10 ракето-самолетов за 1 корабль.
Но несмотря на все усилия братская смычка мальдивских островов осталась за союзниками.