Краузе Фердинанд Терентьевич «К вопросу о телефильме «Понедельник начинается в субботу».»

14
Краузе Фердинанд Терентьевич "К вопросу о телефильме "Понедельник начинается в субботу"."

Краузе Фердинанд Терентьевич «К вопросу о телефильме «Понедельник начинается в субботу».»

Как любил говорить Билли Пилигрим: — Должно было так случиться…

Должно было так случиться, что на днях, случайно, в Сети набрёл на телевизионный фильм “Понедельник начинается в субботу”.

Полез в Википедию, где и нашёл следующее:

«…В 1965 году на Ленинградском телевидении режиссёром Александром Белинским был поставлен одноименный телеспектакль по вышедшей в том же году повести.[15] Телефильм был негативно встречен авторами и зрителями и больше в эфире не появлялся.[16]…»

Примечательно, что БС в «Комментариях к пройденному» вообще не вспоминает об этом фильме.

Вспоминает БС о «Чародеях», вспоминает о первом варианте сценария для киностудии имени Довженко, а о сценарии для Ленинградского ТВ и о самом фильме – ни слова.

Сие молчание оставляет нам возможность для предположений.

Одно предположение – возможно, что Ленинградское ТВ взялось снимать фильм без участия АБС, то есть по сценарию, написанному третьим лицом, не АБС.

Другое предположение – фильм снимался со значительными отступлениями от авторского сценария, следуя за гением режиссёра.

Третье предположение – фильм настолько не понравился АБС, что они предпочли забыть о нём.

Третье предположение совпадает с цитатой из Википедии, взятой в свою очередь из книги Анта Скаландиса. (Братья Стругацкие. — М.: АСТ, 2008.)

Попробуем самостоятельно составить представление о телевизионном фильме «Понедельник начинается в субботу».

Для чего его надо посмотреть.

Посмотреть фильм можно здесь:

И пока вы смотрите, сообщим некоторые сведения.

Фильм снят на Ленинградской студии телевидения.

Снимало фильм Третье Творческое Объединение.

Дата окончания съёмок фильма – 1965 год.

Главную роль в фильме, роль Привалова сыграл В. Смирнов.

В остальных ролях: М. Розанов, Д. Волосов, В. Арсентьев, Н. Слободская, О. Лянсберг, Л. Секирин, В. Костецкий, Р. Литвинов, В. Тыкке.

Постановка (вероятно режиссёр): А. Белинский.

Художник: В. Попов.

Музыкальное оформление (вероятно композитор): М. Курилович.

7/8 от продолжительности фильма занимает экранизация первой части повести, под названием “Суета вокруг дивана”.

1/8 часть продолжительности фильма занимает эпилог — совершенно скомканная и обрезанная вторая часть повести, под названием “Суета сует”.

Первая часть фильма снята почти по авторскому тексту АБС, тогда как вторая часть фильма выглядит как смесь агитки с пафосным моралитэ.

Вызывает огромный вопрос подбор актёров на роли.

Этот вопрос возникает в связи с тем, что у нас уже сформировалось представление о том, как должны выглядеть персонажи на экране.

Это представление, в свою очередь, сформировано иллюстрациями к повести, которые гениально нарисовал художник Евгений Мигунов.

Из Википедии узнаём:

«Первая часть повести была опубликована в 1964 году в сборнике «Фантастика, 1964 год» (Молодая гвардия) под названием «Суета вокруг дивана: Сказка для научных работников младшего возраста»[8].

В № 6 журнала «Искатель» за тот же год было опубликовано начало первой главы второй части[9].

Первое полное книжное издание повести вышло в 1965 году в издательстве «Детская литература»[10].»

Создаётся впечатление, что сценарий для фильма писался по первой и второй части повести, в 1964 году.

Тогда же и снимался фильм, будучи законченным в 1965-м, то есть никто – ни режиссёр, ни актёры не видели иллюстраций Мигунова.

Не открытие, что у Мигунова Привалов похож на актёра А. Демьяненко.

И изобразил его Мигунов в очках, несмотря на отсутствие в повести АБС намёков на дефекты зрения у Привалова.

Возможно, что актёров подбирали на роли по принципу – играет и, ладно.

Впрочем, кто сейчас скажет, как было дело на самом деле?

Единственный полностью адекватный персонаж – это говорящий кот Василий.

говорящий кот ученый Василий, который, как известно, не работает

говорящий кот ученый Василий, который, как известно, не работает

Наина Киевна Горыныч собственной персоной. Главное при встрече с ней - ни в коем случае не цыкать зубом и не соглашаться вести ее на Лысую гору на собственном "Москвиче"

Наина Киевна Горыныч собственной персоной. Главное при встрече с ней — ни в коем случае не цыкать зубом и не соглашаться вести ее на Лысую гору на собственном «Москвиче»

Ещё в фильме есть две бодрые, приятные на слух, музыкальные темы.

А вот актёрская игра оставляет желать лучшего (это крайне мягкая формулировка).

Как потребителям зрелища (телевизионного фильма), нам не обязательно знать о заслугах и творческом пути актёров.

Как потребителям зрелища, нам не обязательно знать, как готовится зрелище.

Как потребителям зрелища, на уровне ощущений, нам достаточно понять – нравится или не нравится увиденное.

В телевизионном фильме “Понедельник начинается в субботу” примитивные плоскостные, наивистские декорации.

к сожалению, скудость реквизита была настолько сильной, что у съемочной группы не нашлось даже настоящего дивана

к сожалению, скудость реквизита была настолько сильной, что у съемочной группы не нашлось даже настоящего дивана

Ну, и что с того?

В фильме, кроме живых актёров, участвуют куклы, изготовленные в классически-шаржированном стиле.

В фильме практически отсутствуют спецэффекты, а то что присутствует, работает по принципу: свисток, затемнение, смена кадра.

Зачем-то Привалов прибывает в Соловец не на запыленном “Москвиче-407”, но на сверкающей “Волге ГАЗ-21”.

Ленинградский программист Саша Привалов подбирает на загородном шоссе двух грибников, оказавшихся сотрудниками Научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства из города Соловец. Это событие кардинально изменит жизнь Саши

Ленинградский программист Саша Привалов подбирает на загородном шоссе двух грибников, оказавшихся сотрудниками Научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства из города Соловец. Это событие кардинально изменит жизнь Саши

А как актёрами произносится текст роли…?

Так и хочется, вслед за спецурой, воскликнуть: — Не верю!

Но!

И при всём – при том, или вопреки, после просмотра фильма остаётся тёплое ощущение.

Потому, что всё только начиналось.

Потому, что всё ещё было впереди.

Вы это поймёте, вы это обязательно поймёте, как понял это я.

Но это уже совсем-совсем другая история.

Вот так вот…

И если спросят: Что ты будешь пересматривать, “Чародеи” или “Понедельник” 1965 года, то отвечу однозначно: “Понедельник”!

Захотелось узнать про единственного исполнителя роли Саши Привалова…

Единственного, потому что в “Чародеях” Привалову места не нашлось.

К тому же, Смирновых в кино-теамире несколько…

Опознал нашего В. Смирнова только по фотографии.

Из Википедии:

“ Владимир Николаевич Смирнов (22 июня 1942, Черногорск, Хакасия, СССР — 10 августа 2000, София, Болгария) — советский и болгарский актёр театра и кино
Родился 22 июня 1942 года в Черногорске, Хакасия, СССР. Мать — Мария Смирнова, исполнительница романсов. Отец — Николай Смирнов, военный летчик — погиб под Сталинградом. Воспитывался бабушкой, учился в суворовском училище.

Окончил Ленинградский театральный институт в 1965 году (мастерская Бориса Зона). Был актёром Ленинградского театра Ленинского комсомола. В 1967 году женился на болгарской студентке Сильвии Спасовой и вместе с ней уехал в Болгарию. С 1969 года — актёр Национального Молодёжного театра в Софии. Снимался в кино. Пик популярности у болгарского кинозрителя — 1970—1980-е годы.

Сохранял гражданство СССР и России.

Ушел из жизни 10 августа 2000 года в Софии, Болгария, после перенесённого тяжёлого инсульта на 59-м году жизни.”

Но, его Саша Привалов жив!

Посмотрите телефильм «Понедельник начинается в субботу» – он там.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Спасибо, Фердинанд, за ссылку: посмотрел и обалдел в позитивном смысле. По-моему тоже речь про этот телеспектакль можно вести не столько на уровне «понравилось» или «не понравилось» (там в комментариях очень много вокруг этого), сколько про то, что перед нами реальный видеодокумент эпохи. Уже поэтому смотрел не отрываясь, обращая внимание на детали, при этом твёрдо помня, что смотрю телеспектакль, а не фильм, поэтому актёры играют по-театральному, что для изрядной части нынешних зрителей в диковинку. И что телеспектакль снимался до всего, и братья Стругацкие тогда были просто молодыми начинающими литераторами (возможно, не такими уж начинающими, могу ошибаться), причём снимался на ограниченные средства, как полудетская такая сказка без претензии на «серьёзность». В этих рамках у питерцев получилось отлично. Саша Привалов своим неожиданным обликом понравился. Ему как раз некоторой брутальности и не хватало. Отсчитал в уме двадцать пять лет назад и понял, что это ведь всё пацаны из послевоенных дворов, причём и персонажи, и актёры. И ещё на одно обратил внимание — с тех пор принципиально мало что изменилось. Мы пользуемся тем же словарным запасом, примерно так же одеваемся (ну да, джинсы), нам понятен юмор в описании работы НИИ и более-менее близки психологические портреты героев, и даже на «волгах» и «москвичах» того времени некоторые ездят, в конце концов, до сих пор! А вот если отложить пятьдесят пять лет в дальнюю сторону, получается колоссальный разрыв, совсем другой тип цивилизации. Где мичман Панин, а где Саша Привалов… Вот тут и ощущаешь масштабы скачка. Ну, ещё курили больше (это многие в комментариях отметили) и газировку и чай пили из тонкостенных стеклянных стаканов. А поскольку уже 31-е, благ и успехов Вам, с Наступающим!

Лейф Аквитанец

источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account