Краудфандинг войны

0

Самый известный сайт краудфандинга в мире, Kickstarter, показал неплохие результаты в 2013 году. Всего за год 3 миллиона участников вложили в самые разнообразные проекты 480 миллионов долларов. В 2011 году годовой вклад составлял всего 99.3 миллиона долларов. С помощью краудфандинга в 2013-м были запущены космические спутники, построены школы, открыты кинотеатры, подняты в небо вертолеты, спонсированы выставки, созданы видеоигры и придуманы детские конструкторы. За год были успешно собраны деньги под почти 20 тысяч проектов.

Но идея краудфандинга постепенно проникает и в другую особую сферу деятельности человека. Сегодня деньги таким способом собираются для ведения боевых действий и контртеррористических операций.

Приведем два показательных примера только за последнее время.

Краудфандинг войны

Первый из области сатиры. После того, как на днях стало известно, что Аль-Каида захватила Фаллуджу в Ираке, DuffelBlog, известный блог псевдо-военных новостей, военный аналог The Onion, опубликовал шутливую колонку. Согласно «как бы новости», два бывших американских морпеха, которые участвовали в двух знаменитых штурмах города в 2004 году (в апреле и ноябре) еще во время вторжения США в Ирак, начали на Kickstarter свой проект по сбору денег для отправки желающих на еще один, но уже частный, штурм города. Выдуманные Остин Дженкинс и Джо Вуд изначально просили помочь им собрать 1300 долларов на авиабилет в один конец до Иордании, откуда они планировали пересечь границу с Ираком и «задать жару». По их словам, тот факт, что Фаллуджа перешла в руки Ал-Каиды, равносилен тому, как если бы американцы после кровавого штурма и больших потерь вдруг снова отдали бы без боя Иводзиму японцам. Деньги на билеты были собраны в течение часа. Тогда было заявлено, что помимо суммы на билеты бывшие морпехи собирают дополнительные деньги для приобретения снайперских винтовок. Также они обещали по отрезанному уху террориста каждому, кто вложит в проект 25 долларов, трофейное оружие вкладчикам 100 долларов, видео с камеры на шлеме вкладчикам 500 долларов и личное участие в третьем штурме Фаллуджи вкладчикам 5000 долларов.
Псевдо-новость быстро разлетелась по военным ресурсам, причем очень многие читатели не поняли, что это шутка, и отнеслись к краудфандинговой кампании вполне серьезно и тщетно действительно искали проект на Kickstarter.

И здесь самое интересное — это реакция ветеранов, военных и сотрудников частных-военных компаний в многочисленных комментариях. Американцы были бы готовы поддержать не только долларом краудфандинг такого проекта, если бы он был реальным. Кроме вложения денег, комментаторы готовы предоставлять безвозмездно личное оружие, обеспечивать бесплатный перелет в регион, присоединяться к команде, создавать реальную компанию под авантюру и ехать самим на новый частный штурм Фаллуджи. Очень многие, если не подавляющее большинство, из пары-тройки сотен комментаторов желали бы, чтобы такой проект действительно имел место быть.

На более серьезной ноте в прошлом году была предпринята абсолютно реальная попытка с помощью краудфандинга собрать деньги на поимку Джозефа Кони, лидера более чем известной в мире «Армии сопротивления Господа», действующей в Уганде, ДРК, ЦАР и Южном Судане.

Идея безумного проекта принадлежит Роберту Янгу Пелтону, титулованному военному корреспонденту, писателю и кинодокументалисту. Пелтон планировал собрать 450 тысяч долларов, сбить вместе команду бывших военных и самостоятельно выследить и поймать Кони. По словам Пелтона, США уже потратили 200 миллионов долларов на борьбу с Кони, который был объявлен в розыск как военный преступник с 2005 года. Кстати, за голову Кони США обещает 5 миллионов долларов награды.

Пелтон также предлагал четырем спонсорам, кто был бы готов вложить в проект 25 тысяч долларов каждый, лично участвовать в операции «Экспедиция Кони». В интернете был создан специальный сайт краудфандинга под данный проект, детально расписаны виды предполагаемых затрат, этапы создания временных баз, методы работы с местными жителями и военными в Африке.

В планах также была трансляция происходящего в режиме онлайн и делегирование принятия решений по действия команды Пелтона на земле в Африке непосредственно спонсорам через интернет. В общем и целом подразумевалось создание масштабного интерактивного контртеррористического реалити-шоу в режиме реального времени. Так или иначе, идея грандиозного медийного проекта нового поколения не нашла должной поддержки в интернете и собрала за два месяца всего 10 тысяч долларов вместо искомых 450 тысяч. Сайт получил всего лишь 14 тысяч просмотров и деньги вложил 161 человек. Тем не менее Пелтон объявил, что привлекает другие ресурсы и все равно едет в Африку на поимку Кони в конце января этого года.

Но надо отметить, что проект не получил практически никакой широкой огласки, рекламы и остался почти неизвестным для широкой публики. Можно предположить, что если бы нечто подобное анонсировалось на том же Kickstarter, то краудфандинг антитеррора, да еще и в медийной обложке, привлек бы гораздо большие суммы.
Краудфандинг войны

На более позитивной ноте закончился сбор денег хоть и не на войну или частную военную операцию, но на обеспечение безопасности. В Калифорнии в одном из районов Окленда (долго время город считался одним из самых опасных в плане преступности в США) люди устали от неспособности властей города и полиции контролировать преступность, были напуганы количеством грабежей и краж из домов и с помощью ресурса Crowdtilt начали краудфандинг патрулирования улиц частной охранной фирмой. Требовалось собрать 20 тысяч долларов, чтобы фирма в течение года патрулировала по 12 часов в сутки в будние дни. Жителям района удалось собрать нужную сумму. Их пример оказался заразителен, и соседние районы начали похожие краудфандинговые кампании.

Нельзя не вспомнить и открытую в ноябре прошлого года общественную онлайн краудфандинг-биржу The Assassination Market, где принимаются пожертвования в биткойнах на убийство общественных деятелей в США и других странах.

В целом можно сказать, что идея о создании площадки для краудфандинга войны и военных или охранных действий уже созрела и обсуждается среди военных и ветеранов. Частные военные компании были первым шагом по приватизации и децентрализации войны, но все равно заказчиками и исполнителями выступали вполне крупные международные игроки. Теперь же наступает черед следующего этапа, когда военные действия могут быть развязаны и профинансированы напрямую широкой общественностью. «Прямая демократия» в действии. По понятным причинам, Kickstarter не позволит размещать подобные проекты у себя, но в целом, судя по настроениям, дело лишь за созданием и раскруткой адекватной площадки для военного и охранного краудфандинга.

Источник: http://inosmi.ru/op_ed/20140113/216470427.html

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account