Красные ястребы. История применения истребителей МиГ-21 в составе Королевских ВВС Канады. Часть 2
Продолжение первоапрельской литературной мистификации с канадского сайта http://www.vintagewings.ca.
Поскольку за гонкой вооружений неизбежно следовал конфликт, то в день ратификации договора произошел ряд шагов, державший канадско-американские отношения в напряжении в течение нескольких десятилетий. Скорость, с которой происходило оформление сделки, была вызвана желанием жажды мести, подпитываемой эйр-командором Ро, с одной стороны и необузданным и необоснованной ликованием относительно перспектив расширения своего влияния к северу от 49-й параллели с другой стороны. Советское руководство как-то убедило себя, что канадцы готовы повернуться к социализму. Вера в это подкреплялось готовностью Канады закупить советскую военную технику и фактом социализации всей национальной системы здравоохранения. Советы были охвачены этим заблуждением, подобно наркоману, прыгающему от радости в полицейской машине-ловушке. Как они ошибались!
В течение следующих трех месяцев тридцать блестящих новых мигов были отобраны на сборочной линии подмосковного завода ОКБ Микояна [наверное, имеется в виду авиазавод №30, который выпускал истребители МиГ-21 с 1959-го по 1972 год — byakin], разобраны, упакованы и отправлены по железной дороге в расположенный на берегу Белого моря порт Северодвинск. В течение февраля-марта 1960 года под покровом темноты (что было нетрудно сделать в этих широтах)на серию покрытых ржавчиной русских кораблей были погружены от одного до шести самолетов. Один за одним корабли снимались с якоря и брали курс на север, затем обогнув Скандинавию поворачивали на запад, направляясь через океан в Канаду к заливу Чалер (Bay of Chaleur). Каждое судно весь путь тайно сопровождалось русской подводной лодкой.
американцы должны были очень рано быть предупрежденными о советско-канадских переговорах относительно приобретения мигов, когда Никита Хрущев проговорился во время ставших ныне печально известными “кухонных дебатов” июня 1959 года. Во время споров лицом к лицу относительно качеств технологий Востока и Запада Хрущев был оскорблен упорством Никсона, заявлявшего, что американцы далеко впереди советов в плане современных удобств. В один момент был подслушан шепот Хрущева, сказавшего Никсону «у нас в Калиновке (малая родина Никиты) есть пословица: остерегайтесь соседского мула, ибо он спит в вашем сарае». Озадаченный репортеры преследовали премьера в течение нескольких дней, пытаясь определить смысл старой русской пословицы
Разгрузка происходила ночью в порту Батерст, Нью-Брансуик (Bathurst, New Brunswick). Самолеты были выгружены на вагоны-платформы под наблюдением военной полиции Королевских ВВС Канады. После двухчасового путешествия на юг – сначала на затентованных грузовиках, а потом на локомотиве по железной дороге – самолеты были доставлены на авиабазу RCAF Чатем (RCAF Station Chatham), рядом с которой была расположена учебная часть боевой подготовки, оснащенная Sabre-ами канадской постройки. Здесь в полной безопасности технические представители ОКБ Микояна руководили повторной сборкой истребителей, а группа из четырех пилотов Luftstreitkrafte der NVA (Военно-воздушные силы Национальной Народной Армии) [сомнительно, что в такой сверхсекретной операции приняла участие третья сторона (ВВС ГДР), гораздо более логичным выглядело бы присутствие летчиков-испытателей ОКБ — byakin] в ночное время [нет слов — byakin] выполняли учебно-тренеровочные полеты с летчиками 441-й эскадрильи, которые для этого вернулись из расположенной во Франции авиабазы RCAF Марвилль (Marville). Пилоты английского и французского происхождения были переведены в другие подразделения, а на их место были зачислены канадцы славянского, балканского и греческого происхождения. Это было сделано потому, что наспех купленные миги были оснащены оборудованием, откалиброванным в метрической системе и с надписями, выполненными кирилическим шрифтом [т.е. автор вместо недолгого обучения новому оборудованию предпочел фактически расформировать эскадрилью — byakin]. Считалось, что те, кто вырос с данным алфавитом, могут легче приспособиться.
В течение следующих двух-трех месяцев учебные полеты продолжались весьма споро, и к июню 1960 года экипажи были готовы выполнить перегоночный полет к окончательному месту базирования у озера Колд-Лейк, провинция Альберта. Но сначала необходимо было выбрать имя для их нового самолета-истребителя, которому в RCAF было присвоено обозначение CF-121. В те годы в составе RCAF действовала пилотажная группа Golden Hawks, местом базирования которой была другая часть выделенной мигам авиабазы. Вдохновленный полетами “ястребов” командир эскадрильи сквадрон-лидер (майор авиации) Стефан Свиллка (Sqn Ldr Stefan Swillka) дал новым машинам имя Redhawk. Остроумные летчики эскадрильи прозвали свои машины “Stratocaster” или “Strat”; параллельно использовалась кличка, данная этому самолету их немецкими инструкторами — “балалайка”.
в СССР истребитель МиГ-21 пилоты любовно называли свои машины “балалайками” ввиду сходства угловатых форм в виде сверху с русским народным щепковым музыкальным инструментом, однако пилоты 441-й эскадрильи хотели поменьше русской музыки и побольше рок-н-ролла. Американский рок-легенда Бадди Холли был любимцем многих молодых канадских летчиков-истребителей тех лет. Летчики-истребители RCAF имели особую связь с городком Лаббоком, штат Техас, в окрестностях которого 3 февраля 1959 года – всего за две недели до закрытия программы Avro Arrrow – в авиакатастрофе разбилась группа “The Crickets”. Пилоты 441-й эскадрильи называли CF-121 Redhawk в честь гитары их любимого певца — Fender Stratocaster, которую можно увидеть на данном снимке
На рассвете 23 июня 1960 года девять пар истребителей CF-121 Redhawk поочередно взлетели с авиабазы RCAF Чатем (восемь машин остались на хранении до возникновения необходимости, два последних самолета еще не прибыли). Хотя в целях секретности свет был выключен, наземному персоналу удалось увидеть свеженанесенные на машины 441-й эскадрильи “серебряный лис” (441 Silver Fox Squadron) шахматную окраску вертикального оперения, бортовые номера, надпись RCAF и кокарды. Великие реки перегретых выхлопов, вырывавшиеся из визжащих двигателей Туманского, превратили предрассветное утро середины лета в сущий ад. Возглавляемые сквадрон-лидером Свиллкой блестящие истребители поочередно поворачивали налево и выруливали к концу взлетно-посадочной полосы 25. Там парами звенья Red Fox 1, Red Fox 2, Red Fox 3 и другие потянули дроссели до упора, запустили камеры сгорания и, громыхая по взлетной полосе, отправились в историю. Самолеты из Чатема направились на расположенную недалеко от Монреаля авиабазу RCAF Сен-Юбер (RCAF Station St. Hubert). Теперь невозможно и даже нежелательно было лететь во Францию в Мэн, поскольку перегоночный полет будет очень серьезным испытанием даже для тяжелых истребителей с дозаправкой. Самолеты взяли курс на север в сторону расположенного на южном берегу реки Святого Лаврентия города Труа-Пистоль (Trois Pistoles), провинция Квебек, а затем на юго-запад к югу от береговой линии реки. Согласно приказу во время всего полета летчиками эскадрильи соблюдалось радиомолчание.
Час спустя, сразу после восхода солнца, когда пригородные пассажиры начинали торопиться в Монреаль, девять пар мигов начали снижение с высоты 28000 футов (8500 м) к авиабазе Сен-Юбер, и белый диск восходящего солнца светил им в след. Хотя башне управления ожидалось прибытие самолетов, РЛС на авиабазе Викториавилл (RCAF Station Victoriaville) включена не была. Восемнадцать странных истребителей отслеживались на всем их пути от Сен-Персиваль Монитайр (St. Percival Monitaire). Любопытный техник и заядлый любитель авиации вышел на балкон, окружавший обтекатель радиолокатора, и, глядя в мощный бинокль, наблюдал за парой инверсионных следов над Квебеком, надеясь получить некоторое представление об этих быстрых самолетах, что летят в режиме радиомолчания.
Потребовался проход над головой девяти пар мигов, чтобы разочарованный механик смог убедить себя, что он на самом деле видит те истребители, которые он неоднократно наблюдал в журнале “Flight” и в учебных фильмах. Он не мог понять, на что он смотрел, но он знал, что ему делать дальше. Он бросился внутрь и дал сигнал тревоги, чтобы дежурная пара перехватчиков вышла из своих ангаров постоянной готовности и взлетела на перехват.
Ближайшей базой, оснащенной истребителями ПВО, была Сен-Юбер, к которой на посадку вел своих людей сквадрон-лидер Свиллка. В двух милях от себя Свиллка увидел, что два истребителя CF-100 Canuck выехали из ангара постоянной готовности и в ожидании взлета расположились на краю ВПП 25 (Runway 25). Когда до аэродрома оставалось около одной мили сквадрон-лидер Свиллка понял, что CF-100 Canuck собираются повернуть прямо на ту же самую взлетно-посадочную полосу, на которую он собирался приземлиться. Он увеличил мощность двигателя и развернулся влево, за ним последовал ведомый, и два Redhawk-а из Red Fox 2 сделали круг к югу от аэродрома.
ранним утром 23 июня 1960 года любитель авиации из Монреаля П. Дж. Ниноб (P. J. Ninob) по пути на работу был привлечен звуками сирены, звучавшей у авиабазы RCAF Сен-Юбер, Лонгёй (Longueuil), к востоку от острова Монреаль (к востоку от остр. Сент-Элен). Ниноб, у которого всегда под рукой была камера Leica, повернул в сторону станции Де-ля-Саван (De La Savane), где дорога почти вплотную прилегала к взлётно-посадочной полосе 06. Выбравшись из машины, он увидел, как к югу от станции кружили самолеты неизвестного ему типа – таких машин Ниноб еще никогда не видел. Слева от него пара канадских всепогодных истребителей CF-100 Canuck из 425-й эскадрильи “жаворонки” (425 Squadron, les Alouettes) с ужасным шумом мчались по ВПП 24, которая своим краем касалась забора. У Ниноба было немного времени, и ему удалось сделать всего лишь один смазанный снимок, запечатлевший ведущего пары CF-100 и странный новый истребитель, который кружил южнее. Это был последний кадр в его пленке, но все, что нужно уже было сделано. Однако прежде чем Ниноб смог пройти около ста ярдов, его остановила военная полиция и конфисковала камеру. Он не получил камеру обратно, и эта фотография не была опубликована вплоть до тех пор, пока летом того же года история не просочилась в прессу. (фотография из семейного архива Нинобов)
Сразу после взлета пары Canuck-ов 425-й эскадрильи радиомолчание было нарушено башней управления, и после небольшого убеждения в стиле доктора Стрейнджлава два Clunk-а (другое название CF-100 Canuck) образовали с самолетом Свиллки звено и сопроводили его обратно к аэродрому. Все двадцать самолетов приземлились благополучно и без каких-либо дальнейших инцидентов. Данная сверхсекретная операция RCAF была обнаружена простым спешащим на работу гражданским, однако снятая Нинобом фотография не была обнародована в течение нескольких месяцев, вплоть до момента придания истории огласке.
Из Сен-Юбера обладавшие малым радиусом действия миги облетали всю страну с дозаправками на авиабазах RCAF Норт-Бей (North Bay), Годерих (Goderich), Порт-Артур (гражданский аэродром), Портаж-ля-Прери (Portage La Prairie), где пилоты переночевали, Мус-Джо (Moose Jaw) и, наконец, прибыли на авиабазу Колд-Лейк, где в течение нескольких дней они выполняли занятия по боевой подготовке. И по сей день в Портаж-ля-Прери в кабинете командира звена висит флажок с трубки Пито с надписью “Удалить перед полетом”. Наземный персонал, будучи несколько неподготовленным или не до конца обученным обращению с мигами, снял его и “забыл” поместить в полость на борту самолета. Это одно из немногих сохранившихся сегодня напоминаний о программе “Redhawk”.
24 июня 1960 года. Истребитель CF-121 Redhawk (59-319) под управлением флайт-лейтенанта (капитана авиации) Алки Эрдоса (Alki Erdos) — дяди главного летчика-испытателя Национального научно-исследовательского совета (Канада) Роба Эрдоса — прибывает на свою новую авиабазу Колд-Лейк, провинция Альберта. Поскольку аппаратура на поспешно приобретенных советских истребителях была откалибрована в метрической системе, а надписи были выполнены кириллицей, то в эскадрилье были канадские пилоты только украинского, балканского, славянского и (немного) греческого происхождения. Пилоты Redhawk-ов флайт-лейтенант Мариан “Донатс” Тимишенко (Flight Lieutenant Marian “Donuts” Timishenko) и флаинг-офицер (старший лейтенант авиации) Марко “Рокки” Седименчук (Flying Officer Marco “Rocky” Sedimentchuk) были родом из соседнего городка Глендон (Glendon), провинция Альберта. Вскоре на 121-е были нанесены красные стрелы молний, которые эти машины несли до самого конца программы “Redhawk”. Redhawk 59-319 был единственным самолетом, который был потерян над авиабазой Колд-Лейк во время маневров “Пельмени” (Exercise Perogy); причиной аварии стала выработка запаса топлива. Истребитель, известный сейчас как “глендонский планер” (Glendon Glider), приземлился на фермерское поле недалеко от одноименного городка
База находилась достаточно далеко от посторонних глаз и была связана с огромным авиационным полигоном Примроуз (Primrose Air Weapons Range). Лесистая местность этого объекта напоминала топографию Восточной Европы. Со своим неограниченным воздушным пространством приналежавший авиабазе Колд-Лейк полигон Примроуз считался одним из лучших в мире комбинированных полигонов для выполнения воздушных операций. Это была суровая и почти безлюдная зона площадью 12000 км², где Свиллка и его “красные лисы” могли в течение нескольких месяцев упражняться и тренироваться. В конце каждого дня летчики и техники отправлялись в столовую “The Den”, где могли обсудить тактику и поделиться своими знаниями о техническом обслуживании мигов. Все пилоты любили полеты на малой высоте с фазами кратковременного сверхзвукового полёта, выполняя все это почти над самыми верхушками деревьев. Самолет хорошо управлялся и разгонялся как ракета, но все они не любили плохой обзор в задней полусфере [странное заявление в адрес МиГ-21Ф — byakin] и связанный с использованием форсажа небольшой боевой радиус. Кроме того, если Redhawk потреблял больше двух третей бортового запаса топлива, то его центр тяжести опасно смещался назад. Эта опасная тенденция могла привести к потере управляемости. Агрессивная манера пилотирования опытных летчиков RCAF спасала при небольшой потере управляемости, но в целом при израсходовании большей части запаса топлива пилоты должны были быть более осторожными — скверное положение, если ваш самолет атаковали ближе к концу полета.
Первые большие маневры “Rolling Cossack” состоялись на авиабазе Колд-Лейк в конце июля. В этих учениях “красные ястребы” 441-й эскадрильи выступали против двухместных перехватчиков CF-100 из 443-й эскадрильи. Со смотрящей назад второй парой глаз Clunk-и доказали свою надежность, равно как с задачами обнаружения атакующих Redhawk-ов и противодействия им. Причиной превосходства машин канадского производства стал значительно больший опыт летчиков 433-й эскадрильи “жиголо” (“Gigolos”) [6]. Тем не менее, вне зависимости от результатов, летчики 441-й эскадрильи приобрели большой опыт полетов и боев на Redhawk-ах.
маневры “Rolling Cossack”. Редкий снимок двенадцати Strat-ов 441-й эскадрильи, размещенных в конце июля 1960 года на авиабазе Колд-Лейк, провинция Альберта [на снимке помимо МиГ-21Ф, присутствуют, скорее всего МиГ-21ПФМ(ПФС), производство которых началось в 1964 году. Если канадцам была нужна машина с РЛС, то они вместо части МиГ-21Ф могли бы закупить МиГ-21П, производство которого началось в 1960 году — byakin]. На данном снимке почти весь состав эскадрильи, готовившей свои истребители к маневрам “Rolling Cossack”. Эти маневры были первыми учениями, в которых эскадрилья в полном составе принимала участие в учебных боях против другого базировавшегося в Колд-Лейке подразделения — 443-й эскадрильи перехватчиков “Gigolos”, оснащенной CF-100. Испытания доказали простоту и надежность советского истребителя, но продемонстрировали удивительно малый боевой радиус и тенденцию к неуправляемости при выработке более 2/3 запаса топлива. По итогам пяти дней учений “жиголо” 433-й эскадрильи парировали почти все атаки “красных лис” 441-й эскадрильи
один из немногих четких снимков CF-121 Redhawk или “Stratocaster” в позднем варианте окраски, которая в начале августа заменила вариант, нанесенный в Чатеме. Советы так страстно желали продать свои истребители канадцам, что “канюки” фактически получили 30 машин из первых 93 изготовленных МиГ-21Ф. Это было потрясающе неправильное истолкование возможности создания трансполярного альянса между Канадой и Советским Союзом (фотография из архива RCAF)
6 – МиГ-21Ф значительно превосходил Canuck-а в скорости и тяговооруженности, в горизонтальной маневренности МиГ-21Ф и Clunk были примерно равны (297 кг/м² у мига против 303 кг/м² у CF-100)