Красивая заводская труба и подземный ход

5

 

Однажды, я просматривал свои запасники в надежде найти материал по местам предстоящих поездок, и мне попалась вот эта гравюра, это город Белёв Тульской губернии 1885 года, Крестовоздвиженский Монастырь. Обратите внимание на объект слева:

Красивая заводская труба и подземный ход

Также интересны эти водоплавающие палатки на реке, но речь сегодня не о них, а об этом интересном объекте. Как Вы думаете, друзья, что это? Это похоже на колокольню, или на водонапорную башню? Думая над тем, на что это похоже, я вдруг вспомнил, что летом 2018 года, во время одной из поездок, видел нечто похожее. Теперь давайте перенесёмся с вами из Белёва вот сюда: Тульская область, Плавский район, село Красное.

Красивая заводская труба и подземный ход

По официальной информации, здесь располагалась мельница Черёмушкина. На месте мы видим это:

Красивая заводская труба и подземный ход

Надеюсь, никто не станет оспаривать тот факт, что перед нами печная труба?

Красивая заводская труба и подземный ход

Это именно печная труба, причём, не домашняя, а промышленная. Подобные трубы повсеместно строили в советское время на заводах и котельных, однако трубы советского времени всегда безликие и лишённые украшений.

Красивая заводская труба и подземный ход

Красивая заводская труба и подземный ход

Красивая заводская труба и подземный ход

Ведь никто не будет утверждать, что в советское время стали бы так заморачиваться с орнаментом и украшать какую-то печную трубу на каком-то заводе или котельной у чёрта на куличках. В советское время строили круглые трубы, без всяких излишеств. Карниз делали только в самом верху трубы, и то не ради красоты, а ради усиления конструкции.

Обратите внимание на качество кладки. Имею в виду качество заполнения швов и ровности рядов и всех граней трубы.

Красивая заводская труба и подземный ход

Красивая заводская труба и подземный ход

И труба эта восьмигранная, с сужением к верху. В наше время, даже с лазерным нивелиром, так не всегда получается сделать. А для строителей прошлого, воздвигавших эту печную трубу какого-то заводика, в глуши, было в порядке вещей сделать всё чётко, ровно, да ещё и с орнаментом и украшениями, не используя при этом лазерного уровня. Да, ничего необычного, это так строили; не иначе итальянцев звали, либо сами относились к своему делу с чувством и любовью.

Таким образом, мы имеем однозначно старинную печную трубу, построенную ещё до революции 1917 года, а скорее всего, даже ещё раньше, к датировке мы вернёмся чуть позже.

Вы скажете, что это совершенно разные объекты?

Красивая заводская труба и подземный ход

Возможно, и разные, но рассказать сегодня я хочу именно об этой трубе, в селе Красное Плавского района, Тульской области, а гравюра монастыря из Белёва, это, так сказать, информация для размышления, и в Белёв, мы ещё вернёмся, в другой статье, там также есть, на что посмотреть.

Итак, для начала, краткая официальная историческая справка:
Село Сергиево, с 1964 года именуется город Плавск. В 1891 г. некоторые владельцы паровых мельниц и других промышленных заведений, расположенных вдоль реки Плавы в Крапивенском уезде Тульской губернии, близ станции Сергиево I Московско-Курской железной дороги, обратились в Правление Общества Московско-Курской железной дороги с просьбою провести подъездной рельсовый путь на протяжении около 15 вёрст от станции Сергиево I до деревни Пеньково, причём владельцы принимали на себя обязательство безвозмездной уступки принадлежащих им и отходящих под ветвь земель и, кроме того, гарантию определённого годового дохода с ветви.

Далее некоторые знаковые документы:
Выписка из представления Министров Финансов и Путей Сообщения в Комитет Министров, от 30 мая 1895 г. за № 3754.
«Министры Путей Сообщения и Финансов полагали бы:
Предоставить Министру Путей Сообщения приступить к сооружению за счёт казны и непосредственным её распоряжением следующих железнодорожных ветвей и подъездных путей.
В том числе. От станции Сергиево I Московско-Курской железной дороги до деревни Пеньково, протяжением около 15 вёрст нормальной колеи…»

24 сентября 1897 г. Приказ по Московско-Курской, Нижегородской и Муромской железным дорогам. По Службе Движения.
«Об открытии Пеньковской ветви для грузовых операций.

С 1 октября сего года открывается для постоянного грузового движения Пеньковская ветвь, примыкающая к станции Сергиево I Московско-Курской линии, и с этого же времени разрешается открытие грузовых операций на этой ветви. Движение поездов по Пеньковской ветви, впредь до изменения, должно производиться лишь в дневное время исключительно лишь одним маневровым паровозом станции Сергиево I, с соблюдением параграфа 131 правил движения, причём подача вагонов под нагрузку и выгрузку устраивается только к указанным промежуточным остановочным пунктам №№ 1, 2 и 3 и к оконечному пункту Пеньково.»

Телеграмма МПС РФ № Е-11284 от 11 октября 2000 года.

«По согласованию с администрацией Тульской области закрываются по параграфу 3, станции Московской железной дороги: Овсяная (на однопутном участке Плавск–Овсяная), Девятое января (на однопутном участке Плавск–Девятое января) и переводятся в разряд разъездов, работающих по знаку ‘Х’. Новые коды станций: Овсяная – 214611, Девятое января – 214414.
Информируйте причастных работников.
Внесите изменения в Тарифное руководство номер 4.
Указанные изменения вводятся с 15 октября 2000 г.»

Конец краткой официальной исторической справки.

 

Самое главное, что можно извлечь из официальной информации, это то, что железная дорога прокладывалась к уже действующим предприятиям, и как можно видеть из карты, пролегла она как раз мимо нашей трубы.

Красивая заводская труба и подземный ход

Также при прочтении полной официальной информации можно увидеть упоминание о мельнице, в селе Красном. А это именно то село, где наша труба и находится.

Красивая заводская труба и подземный ход

Вполне возможно, что мельница здесь на реке на самом деле была, но эта труба, которую мы видим сейчас, однозначно имеет принадлежность к металлургическому производству. Это легко понять по шлаковой мучке, которая до сих пор валяется буквально под ногами на каждом шагу.

Красивая заводская труба и подземный ход

Красивая заводская труба и подземный ход

Друзья, чем бы ни было производство, расположенное здесь, я хочу акцентировать ваше внимание именно на эту трубу. Посмотрите, как качественно она сделана, что стоит уже 150 лет, ведь до прокладки железной дороги, судя по документам, завод уже был.

Труба имеет восьмигранную форму, сужающуюся кверху. Верхняя круглая часть трубы — это надстройка советского периода.

Красивая заводская труба и подземный ход

Друзья, обратите внимание на грани. Какие они ровные и чёткие, и все углы наклона одинаковые. Спрашивается, зачем так усложнять работу, если можно сделать просто круглую трубу и не париться. Как я уже говорил, тот, кто это строил, любил своё дело, и для этих мастеров не составляло особого труда сделать красиво и на века! Более того, для них это было вполне естественным делом, как дышать воздухом. Это ещё раз подчёркивает умение и мастерство наших предков, которые не только дома украшали, но обычную даже заводскую трубу сделали произведением искусства.

Труба эта выложена из крупноформатного кирпича на известковом растворе. Раствор очень крепкий, как впрочем и вся кладка. У трубы разрушена часть основания, и при этом труба всё ещё стоит.

Красивая заводская труба и подземный ход

 

Под землёй к трубе идут дымоходы, в промышленной терминологии называемые «борова». Это обычные дымоходы, для вытяжки.

Красивая заводская труба и подземный ход

Но, видимо, здесь не было официальных историков, потому что тогда бы они назвали бы эту трубу сторожевой башней, а дымоходы — тайными подземными ходами. В один из таких «тайных» ходов мы сейчас спустимся.

Красивая заводская труба и подземный ход

Начинается он в стороне от трубы и проходит под дорогой. Возле дороги свод обрушился, и туда уже успели накидать всякий мусор, однако мы спустимся именно туда, и вы, друзья мои, сами увидите этот «тайный подземный ход». Начнём с самой дальней от трубы части. У нас перед глазами самый разный кирпич, по размерам это современный, причём, как обычный, так и огнеупорный, все небрежно уложены в одну стену, а потолок — это монолитная бетонная плита. Обратите внимание — копоти очень мало.

Красивая заводская труба и подземный ход

Перейдя на другую сторону от обвалившегося свода в одном и том же «подземном ходе» мы видим совершенно иную картину:

Красивая заводская труба и подземный ход

Крупноформатный кирпич, покрытый толстым слоем сажи, потолочные перекрытия здесь — это полосы железа с прокладкой из кирпича. И этот ход ведёт прямо к трубе. Странно, что про это место не сочинили легенд, как отважные защитники сторожевой колокольни, спасались от набега кочевников по этому подземному ходу во время пожара:

Красивая заводская труба и подземный ход

А ведь всё банально просто. Это завод. И не важно, булочки тут выпекали или плавили металл. Это старинный промышленный объект, который вроде и не прятал никто, но и как исторический памятник также нигде не значится.

Красивая заводская труба и подземный ход

Видимо, потому, что он в советское время продолжал использоваться по прямому назначению, и если бы не это, то надстройка в верхней части трубы приобрела бы вид ласточкиного хвоста или типичных зубчиков. Как, например, здесь:

Красивая заводская труба и подземный ход

Красивая заводская труба и подземный ход

Красивая заводская труба и подземный ход

А это, друзья, вовсе не средневековый замок, а маленький заводик по обжигу извести конца XVIII века в нагорье Лаго-Наки, республика Адыгея. Обратите внимание, отчётливо видно, что зубчики надстроены.

А о возрасте нашей постройки, нам говорят размеры кирпича:

Красивая заводская труба и подземный ход

Красивая заводская труба и подземный ход

Красивая заводская труба и подземный ход

Хочу обратить на это ваше внимание и напомнить, что знаменитый новатор Петр I, вдохновившись европейским примером, в начале 18 века постановил, что стандартный кирпич Российской империи должен иметь длину 11 дюймов (280 мм), ширину в 5,5 дюймов (140 мм) и высоту 2,75 дюйма (70 мм). Сейчас не будем дискутировать о том, был Пётр I или его придумали-подменили. По факту, стандарт на кирпичи был принят, и более-менее исполнялся всеми. Согласно официальной истории, в 1833 году произошла вторая веха в истории изменения размеров кирпича — теперь он стал измеряться уже вершками и был 6 вершков в длину (265 мм), 3 вершка в ширину (133 мм) и 1,5 вершка в толщину (67 мм). С этого момента наметилась тенденция к уменьшению размеров кирпича, которые перетекли в знакомые нам сегодня размеры, закрепленные в 1927 году в виде ГОСТ-а и знакомые нам на сегодня размеры 250х120х65 мм.

Красивая заводская труба и подземный ход

Таким образом, кирпич, из которого выложена труба, изготовлен ранее середины 19-го века. Конечно, часто бывают случаи использования бывшего в употреблении кирпича, и кто-то из вас может возразить, что, мол, это в советское время выложили из старого кирпича. Друзья, хочу показать вам, какие трубы строили в советское время.

 

Красивая заводская труба и подземный ход

 

Красивая заводская труба и подземный ход

Красивая заводская труба и подземный ход

Красивая заводская труба и подземный ход

Из любого кирпича они получались одинаковые, как под копирку. Вы наверняка видели такие не раз, и сказав, что вы видели одну советскую трубу, можно смело сказать, что вы видели их все. А вот такую трубу, думаю, вам видеть ещё не приходилось!

Красивая заводская труба и подземный ход

Если видели, то прошу вас, друзья, написать в комментариях, где и когда. Тут важно понять, что принцип действия у труб советского периода, и у этой трубы — абсолютно одинаковый, а вот само исполнение кардинально разное. Подчёркиваю это.

Ещё несколько комментариев хочу добавить относительно железно-дорожного моста той самой Пеньковской ветви.

Красивая заводская труба и подземный ход

Красивая заводская труба и подземный ход

Чётко видно, что пролёт моста поднимали примерно на 2 метра. Что характерно, кладка крупноформатным кирпичом на известковом растворе сделана очень качественно, у каменных блоков снята фаска (интересно, чем?), а вот про то, ради чего делается мост, видимо, забыли? Наверняка мост, если он не над рекой, как в данном случае, делается, чтобы под ним могли перемещаться люди и транспорт. То есть мост сделали, а потом вспомнили, что сделали низким и решили поднять? Почему сразу не сделать пролёт моста достаточной вышины? Или этот мост тоже просел, как и дома в городах?

Если следовать официальным версиям, то получается полнейшая ерунда. А вот если взять на рассмотрение версию, что в результате катаклизма поверхность земли была засыпана грунтом примерно на два метра (в зависимости от местности), то всё встаёт на свои места. Также эта версия объясняет и так называемое «строительство» железной дороги, которое, по сути, являлось её ремонтом и повторным введением в эксплуатацию.

К сожалению, фотографии не передают всех деталей, глубины и перспективы, поэтому, если Вас заинтересовала эта статья, предлагаю посмотреть фильм по ней и окунуться в атмосферу исследований:

Друзья, на этом я благодарю вас за внимание, не прощаюсь, впереди ещё много интересного! Всего вам доброго, до свидания!

 

 

Неофициальная История
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account