Как уже говорилось немецкая револьверная авиационная пушка Mauser MG 213 послужила прототипом для кучи систем в т.ч. для американской 20мм Т-160 (позже переименованной в M39) и для швейцарской 30мм Oerlikon 302RK, у которой был младший брат 20мм 206RK. И младший «Эрликон» и, конечно, T-160 тоже участвовали в программе Gun-Val (Gun Val, GUNVAL и т.д., встречаются разные написания даже в официальных документах), платформой для испытаний стал F-86. И сейчас этим постом мы как бы закруглим историю с Gun-Val ([F-89 и Gunval] и [F-94 и Gunval]) и продолжим вечную в силу обширности и разнообразия тему F-86.
Пушка T-160 разработана в Спрингфилдском арсенале и производилась Фордом, использовала боеприпас 20×102. Начальная скорость снаряда 960 м/с, скорострельность 1500 выс/мин, вес 73,4кг, общая длина 1,83м, длина ствола 1,36м. Предназначалась она для замены старого доброго 12,7мм пулемета Браунинга — основного оружия американской авиации. Ну и заодно видимо не совсем удачных американских версий Испано-Сюизы. Из всех вариантов, построенных на базе MG 213 у нее наверное был самый слабый снаряд, но американцев это не смущало — все лучше чем 12,7мм. Странно, но точность пушки на дистанциях менее 549 метров (600 ярдов) была меньше чем у пулемета, на больших дистанциях пулемет уступал пушке. Gun-Val — программа времен Корейской войны т.е. 51-52 года, в ходе воздушных боев с МиГами оружие «Сейбров» показало свою слабость, точнее даже наверное пределы своих возможностей — конструкция советских самолетов могла выдержать попадания крупнокалиберных пулеметов. Якобы 2/3 истребителей противника ушли от «Сейбров» на свои аэродромы с дырками от Браунингов. ВВС США хотели что-то не менее скорострельное чем пулеметы но с большей поражающей способностью. С худшей точностью на близких дистанциях при этом они могли смириться т.к. скорости полета реактивных самолетов возросли и дистанции боя выросли тоже.
Для тестирования новых пушек выбрали четыре F-86E (51-2803, 2819, 2826, 2836) и шесть F-86F (51-2855, 2861, 2867, 2868, 2884, 2900), всех их подогнали под один стандарт: с крылом «6-3», с радиолокацонным прицелом AN/APG-30, двигателями J47-GE-27 — обозвали эту модификацию F-86F-2. Под размещение пушек были изменены отсеки вооружения и боеприпасов; панели, закрывающие их; была усилена передняя часть фюзеляжа. Боезапас на каждый ствол составлял всего сто снарядов. Странное решение — пороховые газы из отсека вооружения выводились во впускной канал двигателя. Переоборудование в новую модификацию закончилось в марте 1952 года.
Пушечные самолеты испытали, постреляли из пушек — все получилось хорошо. Тесты проходили на высотах от 3048 до 7620 метров. Затем в декабре 52го восемь F-2 погрузили на борт авиатранспорта (бывшего эскортного авианосца) USS Windham Bay и отправили на войну в Корею. Всех их причислили к 335th Fighter-Interceptor Squadron в составе Fifth Air Force, базирующейся в Кимпхо — это аэродром почти на границе Южной и Северной Корей. Одновременно летало не более шести машин.
Очень быстро самолеты ввели в строй и начали их использовать в боевых вылетах. Оказалось что в настоящей боевой обстановке все не так гладко — наблюдался срыв пламени двигателя при стрельбе из всех четырех стволов. Чего не наблюдалось при полетах в Калифорнии так как высоты в Корее были большими — 12192 метров и выше, плотность атмосферы меньше, плотность пороховых газов такая же, результат понятен. Боролись с этим злым явлением сделав выпускные отверстия пороховых газов из отсеков пушек вовне, а внутренние выпускные отверстия были заделаны; и тогда же поставили селектор на огонь из четырех или двух стволов. На этом история не закончилась, оказалось что еще и дульные газы при стрельбе залетают в воздухозаборник. Придумали и поставили подковообразную деталь около каждого пушечного порта которая разбивала поток газа из дула — так была решена и эта проблема. Это решение ввели после возвращения машин из Кореи, которое произошло летом 53го. А до этой последней правки, в боевых действиях, обычно использовали только две пушки из четырех. Стреляли много — было выпущено 109000 снарядов. Всего было выполнено 282 боевых вылетов, из них в 41ом бою «Сейбры» встречались с МиГами. Якобы шесть самолетов были уничтожены, три уничтожены вероятно и тринадцать повреждены. Потеряно было от огня «ли-си-цинов» два пушечных «Сейбра»: 51-2803 и 51-2836. Первый (по порядку серийного номера) — это истребитель аса (10 побед и еще одна возможная) капитана Lonnie Moore который стал жертвой ст.лейтенанта Л.И.Малевского. Бой случился 20 июля, капитан катапультировался над Желтым морем, был выловлен из воды дежурным спасательным вертолетом. На своем F-86F-2 капитан записал 1½ побед. Второй — самолет 1го лейтенанта Eugene G.Aldridge, подбитый капитаном Д.В.Семёновым или ст.лейтенантом А.И.Куцыгиным. В эпизоде много неясностей, похоже 1ый лейтенант Элдридж погиб в этом бою. Кое в каких американских источниках говорится что оба самолета «сами упали из за бед с неполадками двигателя после открытия огня из T-160» и что от вражеского воздействия ни одного «Сейбра» с пушками потеряно не было, не говоря уж про пилотов.
Содержание:
Линейка F-86F-2 на аэродроме Кимпо, Корея, 1953.
Пишут что на пушечных «Сейбрах» рисовали фальшивые порты выдавая их за обычные истребители с шестью пулеметами. Я их не вижу.
С версии F-86H-5 на «Сейбре» прописались четыре пушки M-39A2 (модифицированная T-160 производства Pontiac) как штатное оружие.
Удивительно, но семь самолетов из числа F-86F-2 прожили яркую и веселую жизнь войдя в 1958 году в пилотажную группу Национальной гвардии Колорадо Minute Men. Это были: 51-2819, 51-2826, 51-2855, 51-2867, 51-2868, 51-2884, 51-2900. Какой-то из этих самолетов дожил до настоящего времени, может даже не один.
Швейцарский Oerlikon 209RK хоть и был младшим братом 30мм 302RK, но был тоже пушкой немалой. Под него использовался патрон 20х128мм, начальная скорость — 1067 м/с, скорострельность между 1600 и 1800 выстрелов в минуту. Длина пушки 2,39м, вес 110кг.
Испытания F-86 с Эрликонами начались позже истории с Т-160, уже после окончания Корейской войны, где-то так в начале 54го. Видимо более для интереса чем для практической пользы. Под тесты были выделены два F-86F-1 (51-2916 и 51-2926), которые получили обозначение F-86F-3. Боезапас составлял 100 снарядов на ствол. Пушки отстреливали на станке на земле, на самолетах на земле, на самолетах в воздухе — было выполнено 19 полетов на высотах от 3 до 12 км. Проблем со срывом пламени не было: может помог опыт эксплуатации F-2, может вылетов было маловато. Была зато куча проблем с самой пушкой — двадцатимиллиметровый Эрликон оказался ненадежным, ну как ненадежным — 2,8 отказов на 1000 выстрелов, у Т-160 (на 1953 год) для сравнения — 2,2 отказа. С малой живучестью ствола — его хватало всего лишь на 250 выстрелов, с боеприпасом, неподходящим для этой пушки, с большим весом, что затрудняло обслуживание на земле плюс изменяло центровку «Сейбра», с яркой вспышкой от выстрелов которая слепила пилота ночью, дульные газы разрушали неусиленную обшивку и т.д и т.п. В общем к февралю 55го, когда программа испытаний F-3 закончилась, стало ясно что Oerlikon 209RK и F-86 не подружатся.
Оружейники 335th FIS снаряжают самолет капитана Мура.
Видите нарисованный фальшивый порт?
Этот веселенький самолетик — F-86H-5 (52-2117) с четырьмя пушками M39.
В каждом пушечном порте видно по три ребра — похоже это и есть те самые подковообразные рассеиватели дульных газов поставившие окончательную точку в проблемах «Сейбров» с T-160. В истории с F-86F-2 говорится об одном таком. Ошибка это в описании или еще две деталины появились позже — непонятно.
Если посмотреть на фото 2 то таких ребер увидеть не получится.
Профиль из Squadron Signal, изображающий 51-2836 Мура и нарисованный фальшпорт.
5. Картинка про F-86H с пушками.
F-86F-2 51-2884 из состава пилотажной группы Minute Men.
«Сейбры» пилотажной группы Minute Men. На заглавной картинке поста тот же сюжет.
Научно-производственное видео об испытаниях F-86F-2 в Корее. Есть запись стрельбы по МиГ-15 с фотокинопулемета.
Единственная фотография приличного качества с изображением F-86F-3 которую удалось найти.
Два сотрудника NA обслуживают пушку.
Если посмотреть на эту фотографию и на фото 2 то будут хорошо видны различия между «Сейбром» с швейцарскими пушками и «Сейбром» под пушки американские.
Вторая и последняя из найденных фотографий F-86F-3. Неприличного качества.
Источники:
1. Chris Hughes, Walter Dranem. North American F-86 SabreJet Day Fighters (Warbird Tech Vol.03)
2. AD056763. Evaluation of Aircraft-Armament installation (F-86F with 206 RK Guns). Project Gun-Val
3. AD031528. O]operational suitability test of the T-160 20mm gun installation in F-86F-2 aircraft
4. Aviation Classics 09. NA F-86 Sabre
5. Air Force Legends. #212. North American F-86H Sabre HOG
6. Cannon-Armed F-86Fs