0

Своим появлением эсминцы-авианосцы "Котака-Мару" были обязаны инженеру Томийоке, автору "большой эскортной программы". В 1942 году, после больших потерь в авианосцах у Новой Зеландии и Рабаула, он представил Ставке свое "обоснование для 4000-тонного авианосца". В данном труде автор выводил осмысленность строительства в больших количествах небольших авианосцев, водоизмещением не боеле 4000 тонн. По его мнению, в постройке таких кораблей можно было использовать налаженную секйционную систему строительства эсминцев.

Отношение штаба к проекту было весьма критическим, но правительство Сферы весьма заинтересовалось им. Главным образом, причинйо интереса граждаснких властей к проекту была возможность активно задействовать верфи Китая и Кореи, до этого участвовавшие в реализации большой эскортной программы, и уже имевшие опыт постройки эсминцев. Также импонировала идея вводить в строй авианосцы за 20 месяцев (против 24-30 необходимых на постройку легкого авианосца). Считалось, что введя в строй большое количество 4000-тонных авианосцев на 12 самолетов, можно будет компенсировать потери флота и создать надежный резерв.

Программа была так хорошо проработана, что первый корабль серии заложили менее чем через месяц после завершения проекта. Всего изначально было заложено 24 корабля (8 в Корее и 16 в Китае), но уже в 1943 постройку 12 из них останвоили с целью использовать высвободившиеся ресурсы для максимально бюыстрой достройки 12 других. Еще 8 авианосцев были заложены в 1943.

Авианосцы строились на базе удлиненного и расширенного корпуса эсминца "Кагеро". Для обеспечения остойчивости на корпусе закреплялись були. Это снижало скорость до 32 узлов. На основном корпусе строиласьнадстройка-ангар и полетная палуба. Палуба с аэрофинишером предназначалась только для посадки самолетов. Их старт осуществлялся из ангара, в передней части которого располагалась открытая площадка с катапультой.

Как выяснилось, скепсис адмиралов в отношении этих кораблей был не лишним, что показали первые же испытания. Авианосцы-эсминцы с их узкими корпусами (даже не взирая на приклепаные були) имели весьма слабую остойчивость и откровенно были малопригодными летными платформами. Посадка на их узкие и короткие плабуы была сродни жонглированию гранатами (по отзывам летчиков).  Взлет с кораблей тоже был затруднен — из-за низкого расположения стартовой платформы, в ветренную погоду ее захлестывало.

Ангар, формально рассчитаный на 12 машин, на практике с трудом вмещал 10. Хуже всего было то, что авианосцы-эсминцы не имели никакого защитного вооружения кроме единственной 4-ствольной 25-миллиметровойсистемы в корме. Обычную авиагруппу составляли 10 A6M "Зеро", впоследствии — A7M.

Качество постройки кораблей тоже оказалось низким — сказались как просчеты проекта так и слабая подготовка китайских инженеров, не имевших ранее опыта пострйоки таких кораблей. 8 эсминцев, строившихся в Корее оказались лучше сделанными — возможно, из-за того, что корейские инженеры позволили себе сильные отклонения от изначального проекта.

"Kotaka-maru"-класс быстроходный авианосец

[url="http://www.radikal.ru"][img][/img][/url]

Всего было построено 12 кораблей данной серии. Из них 8 в той или иной форме погибли в бою, 2 затонули во время шторма от недостаточной остойчивости, и лишь 2 пережили войну. Собственно в боях они применялись довольно редко. Гораздо чаще их использовали как средство доставки самолетов изолированным гарнизонам (быстрые и легкие, авианосцы-эсминцы могли ночью пробираться к острвоам и запускать самолеты)

Наибоеле известным случаем, демонстрирующим недостатки этих кораблей является уничтожение 4-ой эскадры легких авианосцев 12 мая 1944 года. Действуя к югу от Порт-Морсби, 4 легких авианосца в сопровождении 3 эсминцев и легкого крейсера внезапно были атакованы 3 "авенджерами" с крейсера Федерации "Ирокез", перевалившими через хребет.  Из-за неудобного запуска, готовых к старту истребителей не имелось. Легко прорвавшись сквозь слабенькую завесу зенитного огня, "Авенджеры" сбросили торпеды с минимальной дистанции. 3 из четырех авианосцев были мгновенно потоплены.

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account