Короткая и яркая история Ту-114 – самого быстрого в мире турбовинтового самолета

17

Ту-114 ― дальнемагистральный турбовинтовой самолет, созданный конструкторским бюро Туполева. Свой первый полет он совершил в ноябре 1957 года, а в коммерческую эксплуатацию поступил в апреле 1961-го. Разумеется, в парк «Аэрофлота».

В период с 1958 по 1963 год было построено 32 экземпляра Ту-114

На рубеже 60-х годов в СССР появился самый большой и самый быстрый турбовинтовой пассажирский самолет в мире. При максимальной скорости 870 км в час и высоте полета 8 000 метров Ту-114 имел невероятную по тем временам дальность полета ― 10 900 км.

Содержание:

Основные характеристики:

Пассажировместимость: до 220 человек;

Длина фюзеляжа: 54,1 метра;

Ширина: 4,2 метра;

Высота: 15,44 метра;

Размах крыльев: 51,1 метра;

Максимальная взлетная масса: 171 тонна;

Запас топлива: 60 тонн;

Двигатели: 4 турбовинтовых двигателя Кузнецова НК-12МВ;

Мощность каждого двигателя: 14 795 лошадиных сил

Вопрос о создании пассажирского самолета для беспосадочных полетов из Москвы на Дальний Восток, а, возможно, в США и Японию возник еще до начала эксплуатации реактивного Ту-104. Лучший на тот момент в Союзе Ил-14 долетал из Москвы в Хабаровск за 27 часов, делая по пути четыре промежуточные посадки: в Свердловске, Новосибирске, Иркутске и Чите.

Сам А. Н. Туполев вышел с предложением о разработке дальнемагистрального пассажирского лайнера на базе бомбардировщика Ту-95, а уже в августе 1955 года Совет Министров СССР и Министерство авиастроения выпустили директиву с конкретным запросом на создание авиалайнера на базе туполевского Ту-95.

Сверхдальний стратегический бомбардировщик Ту-95 впервые поднялся в воздух в ноябре 1952-го. Стреловидные крылья и мощные винтовые двигатели позволяли ему летать на большие расстояния с высокой скоростью.

Несколько десятков Ту-95 различных модификаций до сих пор состоят на вооружении Воздушно-космических сил России, планируется сохранить их минимум до 2040 года.

Менее двух лет понадобилось, чтобы изготовить испытательный образец Ту-114 с собственным именем «Россия», и 15 ноября 1957 года он отправился в свой первый полет.

В сентябре 1959 года, когда самолет еще находился на стадии испытаний, Никита Хрущев успешно слетал на нем в США. Там же, в Нью-Йорке, случился и неожиданный казус.

Из-за того, что Ту-114 в отличие от Ту-95 проектировался как низкоплан, конструкторам пришлось удлинить стойки шасси. В результате он получился значительно выше других гражданских самолетов. Во всем нью-йоркском аэропорту Айделуайлд (нынешний Джона Кеннеди) для Ту-114 не нашлось трапа нужной высоты, и вся наша «пенсионерская» делегация карабкалась вниз по служебной лестнице без перил и ковровых дорожек. Подходящего тягача тоже пришлось ждать.

В апреле 1961 года Ту-114 «Аэрофлота» совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва – Хабаровск.

Другие характеристики:

Максимальная скорость: 870 км в час;

Крейсерская скорость: 770 км в час;

Дальность полета: 8 950 км при полезной нагрузке 15 тонн;

Максимальная высота: 12 000 метров;

Длина разбега при взлете: 2 500 метра;

Длина пробега после посадки: 1 400 метров

Несмотря на то, что «Туполев» позаимствовал многие элементы конструкции у Ту-95, лишь увеличив диаметр фюзеляжа, до готового Ту-114 ему предстояло решить несколько серьезных проблем.

Например, обеспечить 200 пассажиров свежим воздухом в многочасовых полетах на высоте 11 км, снизить шум в салоне от мощных двигателей Кузнецова, сохранить герметичность и прочность фюзеляжа длиной 54 метра.

Внутри два этажа-палубы соединялись между собой лестницей. На нижней размещались оба багажных отсека, комната отдыха экипажа и кухня, верхняя была отдана пассажирам. В кухне имелся встроенный подъемник для подачи подносов с блюдами в салон ― касалеток тогда еще не придумали. На первых рейсах в состав экипажа входил повар.

А еще у тех Ту-114 были раздельные мужские и женские туалетные комнаты.

Самолет мог перевозить до 220 пассажиров, летный экипаж из 5–6 человек и 10 бортпроводников-стюардесс. Интересно, что кресло штурмана в кабине располагалось в стеклянном носовом обтекателе ― так же, как и в Ту-134. Штурман помогал «рулить» на земле, потому у него был самый лучший обзор из кабины пилотов.

Максимальная скорость 114-го в 870 км в час была сравнима с реактивными лайнерами, и это при гораздо большей дальности полета в 8 950 км.

Первоначально «Аэрофлот» использовал Ту-114 на внутренних линиях. Однако вскоре в его маршрутной сети появились международные направления, в том числе межконтинентальные маршруты из московского аэропорта Шереметьево в Гавану и Монреаль. Вот здесь-то «Змею Горынычу» было где развернуться и продемонстрировать все свои дальнемагистральные и высокоскоростные возможности.

Совместные рейсы «Аэрофлота» и Japan Airlines продолжались недолго, всего два года. В 1969 году они были прекращены. Интересно, что тот Ту-114 имел два класса обслуживания и вмещал 105 пассажиров, а, по крайней мере, один пилот и пять из десяти бортпроводников были из Японии.

Однако ОКБ Туполева успело выпустить всего 32 экземпляра Ту-114 ― в авиации наступала новая реактивная эра. Да и замена была уже готова в лице более современного красавца Ил-62, на тот момент самого большого реактивного лайнера в мире.

Что случилось в аэропорту Шереметьево?

В 1966 году случилось единственное происшествие со смертельным исходом. Ту-114 выполнял рейс «Аэрофлота» 065 из Шереметьево в столицу Конго Браззавиль с остановками в Конакри и Аккре.

На борту находились два полных экипажа, кроме того, для обслуживания самолета в промежуточных аэропортах выписали двух инженеров.

В день вылета в Москве и области шел сильный снегопад. ВПП в а/п «Шереметьево» была покрыта толстым слоем снега, во всю работала снегоуборочная техника. Минимум видимости для взлета составлял 1 000 м.

По всем показателям погода была нелетной, но командир экипажа принял решение взлетать. После «проверки» видимости диспетчеры взлет подтвердили.

ВПП по обочинам оставалась нерасчищенной, высота сугробов достигала 50–70 см.

При разгоне в условиях сильной метели и недостаточной видимости огней самолет отклонился от оси и наехал левой тележкой шасси на снежный бруствер на обочине. Машину повело влево. Прерывать взлет было уже поздно.

Командир рванул штурвал на себя и переднее колесо оторвалось от бетона. Скорости для набора высоты не хватило, и буквально через 4 секунды самолет начал заваливаться на бок, чиркнув о полосу крылом, а потом и двигателем. Ту-114 упал в снег, перевернувшись на 180 градусов. Начался пожар. Погибли 13 членов экипажа и 8 пассажиров.

Последний полет

Ту-114 вошел в историю как самый быстрый турбовинтовой самолет в мире. Однако на гражданских линиях он летал недолго ― всего десять лет после окончания серийного производства.

Свой последний рейс по маршруту Домодедово – Хабаровск – Домодедово борт СССР-76485 совершил 2 декабря 1976 года.

К тому моменту большинство самолетов «Аэрофлота» достигли предельного срока службы в 14 000 часов, появились дефекты в силовых панелях двигателей. Ремонтом и модернизацией морально устаревшей техники решили не заниматься, тем более, что одну «детскую болезнь» ― шум и вибрацию в салоне от моторов НК-12 уровнем до 112 дБ ― побороть так и не удалось. В отличие от бомб на Ту-95, пассажиры Ту-114 остро реагировали на неудобства.

Летом 1977 года порезали на металлолом сразу двадцать один списанный самолет. За свою жизнь Ту-114 успел обслужить более шести миллионов пассажиров.

Лишь несколько машин продолжали трудиться в советских ВВС до конца 1980-х годов.

Мировые рекорды и достижения Ту-114

Ту-114 установил 32 мировых авиационных рекорда, в том числе стал:

— самым большим в мире турбовинтовым пассажирским самолетом;

— самым скоростным в мире турбовинтовым пассажирским самолетом;

— единственным в мире турбовинтовым пассажирским самолетом со стреловидным крылом;

— турбовинтовым пассажирским самолетом с самыми мощными двигателями и с наибольшей суммарной мощностью всех ТВД, установленных на одном самолете.

Старейший Ту-114 «Аэрофлота» ― СССР-Л5611 — самый первый опытный экземпляр 1957 года постройки долгое время валялся на задворках аэродрома в Жуковском, а позже был перевезен и выставлен в Центральном музее военно-воздушных сил в подмосковном Монино.

Памятник Ту-114, стоявший на постаменте у въезда в Домодедово, снесли 2 августа 2006 года собственники аэропорта.

PS. Работники аэропортовых служб Алма-Аты и Ташкента дали Ту-114 свое прозвище: «Шайтан – Арба».

Источник — https://dzen.ru/a/Zm_3lU1HrhAE6bWH

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account