4

В конце 1936 года непростая история проектирования последней серии британских линкоров типа «Кинг Джордж V» подошла к концу, но их строительство уже на самом первом этапе столкнулось с известными сложностями. Увы — 10 лет «линкорных каникул», которые устроила себе Англия, не прошли даром для ее промышленности. После «Нельсона» и «Роднея», оконченных постройкой в далеком 1927 году Великобритания не строила серии по настоящему крупных кораблей. Теперь же внезапно оказалось, что не хватает буквально всего – промышленность с трудом справлялась с производством потребного количества стали и броневых плит, на верфях просто не хватало квалифицированной рабочей силы!
А ведь к закладке первых линкоров готовились загодя. Как известно, Вторая лондонская конференция разрешала Англии, США и Франции закладку линкоров водоизмещением свыше 35 тыс. тонн, но не ранее 1 января 1937 года и только в том случае если Япония не присоединится к лондонскому договору.
А что можно сделать, если точно известно, что Япония к этому договору не присоединится, а заложить корабли хочется как можно быстрее? Ну… можно вспомнить, что закладка корабля – это когда начинаются работы по формированию его корпуса. А если заказывается и производится сталь, броня, вооружение, устройства и механизмы, но работы по корпусу не начаты? Тогда, выходит, никакой закладки и нет… «Кинг Джордж V», «Принс оф Уэллс» и заказанный СССР «Карл Маркс» были заложены 1 января 1937 года, но еще в конце октябре 1936 г заводы Англии вовсю работали над заказами в рамках строительства этих кораблей.
Конечно же, перво-наперво материалами и рабочей силой обеспечивалось строительство линкоров Его Величества. «Кинг Джордж V» был спущен на воду  21 апреля 1939 года, «Принс оф Уэллс» — 3 июня 1939 года, а заказанный СССР «Карл Маркс» — почти на год позднее, в мае 1940 г.

Король Советского Союза (ч.2) - под британским стягом


Дело даже дошло до того, что следующую тройку линкоров для флота Его Величества, закладка которых была предусмотрена бюджетом в 1937 году и которые предполагалось начать строительством не позднее мая-июня, заложили только в ноябре-декабре. Приступать к строительству этих кораблей раньше не было никакого смысла, ибо обеспечить нужные темпы их постройки было попросту невозможно. И часть брони все равно пришлось закупать в Чехословакии – британские бронезаводы, долгое время прозябавшие во имя мира во всем мире вдруг оказались завалены заказами – ведь помимо линкоров встряхнувшаяся Англия строила крейсера, а в 1937 г еще и заложила крупную серию бронированных авианосцев.
Дело доходило до смешного – после Мюнхена и присоединения Чехословакии к «тысячелетнему» рейху,  чехословацкие заводы прекратили отгрузку брони англичанам. Но СССР они продолжали отгружать любые заказы – так что стоимость «Карла Маркса» оплачивалась СССР в том числе и чехословацкими бронеплитами, которые СССР покупал у чехов и поставлял для британских линкоров «Дюк оф Йорк» и «Энсон»…
Но если строительство «Кинг Джордж V» и «Принс оф Уэллс» велось, в общем, вполне предсказуемо, и в конце-концов оба этих линкора были приняты флотом в сентябре 1940 г и январе 1941 г соответственно, то советский линкор ожидала другая, полная интриг судьба.
До 23 августа 1939 года «Карл Маркс» строился так же, как и два его систершипа, но пакт Молотова-Риббентропа вызвал огромную бучу в британском парламенте. Советский Союз объединяется с Германией! Красно-коричневая чума готова обрушиться на мирные европейские страны, а мы строим для них новейший линкор?!
Однако строительство советского корабля продолжалось, причем с полным напряжением сил.
В сентябре 1939 года выпестованный фюрером вермахт обрушился на бесстрашных в своей гордыне поляков, и вновь дороги старушки-Европы стонали под тяжелой пятой тевтонского сапога. Верная своим союзническим обязательствам Великобритания вступила в «странную» войну… А уже 17 сентября советские войска вступили на территорию Польшы, дабы «взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Беларуссии, Западной Украины».
Лев прыгнул?!

Король Советского Союза (ч.2) - под британским стягом
Но англичане в поте лица форсировали строительство советского линкора.
Черная волна германских танковых дивизий, проломив французскую линию фронта у Седана, растекалась по аккуратным полям Франции, с легкостью ломая отчаянное сопротивление тех немногочисленных, кто нашел в себе мужество сражаться до конца. Северная группа войск союзников была разбита, а Франция – капитулировала.  И даже когда СССР, казалось, окончательно «перешел на сторону зла», атаковав Финляндию летом 1940 года, англичане не снизили темпов строительства советского корабля.
Почему? Ответ очень прост.
«Линкорные каникулы» слишком дорого обошлись промышленности Великобритании и заложенные в конце 1937 года «Дьюк оф Йорк», «Энсон» и «Хоу» никак не могли быть введены в строй ранее конца 1942 года. И в британском адмиралтействе знали, что немцы спешно достраивают свои «Бисмарк» и «Тирпиц», и что не позднее 1941 года оба этих линкора войдут в состав кригсмарин, обретя полную боеспособность. А ответить возрожденной тевтонской мощи могли бы лишь «Кинг Джордж V» и «Принс оф Уэллс», которые в самом лучшем случае могли считаться только ровней немецким линкорам. Любой несчастный случай с одним из новейших британских «королей», или даже просто необходимость поставить линкор в плановый ремонт привели бы к тому, что вышедшее в 1941 г в Атлантику соединение немецких кораблей («Тирпиц», «Бисмарк» и кто-нибудь из «Шарнхорстов» или даже оба) британский флот не имел бы возможности ни перехватить ни уничтожить. И как-то уравнять силы на море до появления в составе флота  «Дьюк оф Йорк» и «Энсон» можно было только одним способом – включить в состав Ройал Нэви строящийся для СССР «Карл Маркс»
Была правда маленькая проблема – Советский Союз выплатил за линкор гигантский аванс, да и прочие платежи вносил регулярно и четко, так что вот так вот взять и отобрать у Сталина линкор было как-то… не по джентльменски. Но, как гласит известная пословица: «Джентльмен, это не тот, кто не ворует, а тот, кто не попадается». У Великобритании был богатый опыт «прихватизации» чужой собственности – когда англичане, готовясь к схватке с кайзеровским Флотом открытого моря, включили в состав Гранд Флита «Эджинкорт», «Эрин» и «Канада» — три дредноута, которые вообще говоря им совсем не принадлежали.
А потому, когда в сентябре 1939 года началась вторая мировая война, британцы, ничтоже сумняшееся,  форсировали строительство первых трех линкоров, включая «Карл Маркс», в то время как достройку «Дьюк оф Йорк», «Энсон» и «Хоу» даже несколько притормозили ради более важных проектов. Естественно, их лордства не стали предупреждать о своих планах СССР – зачем? Проблемы нужно решать по мере их возникновения, а пока все выглядело вполне благолепно – британцы, не жалея сил, честно выполняют условия контракта на строительство линкора.

Король Советского Союза (ч.2) - под британским стягом
А в это время, в Советском Союзе…
17 сентября 1939 года войска Киевского и Белорусского военных округов перешли границу Польши, тем самым начав печально знаменитый Польский поход РККА. Всего в Польшу двинулись примерно 700 тыс бойцов РККА при почти 5 тыс. орудий и не менее чем 2 тыс. танков. Эту мощную группировку поддерживали около 2 тыс. самолетов.
Против этих сил поляки имели в восточных воеводствах около 340 тысяч военнослужащих, 540 орудий,  около 70 танков (из них 50 французских R-35 поступивших в июле 1939 года), 5 бронепоездов, Пинскую военную флотилию и около 160 самолетов.
Тем не менее, поляки встали крепко и кровь хлынула рекой – в боях против не слишком-то грамотного в стратегии и тактике, но упорного обороняющегося противника немедленно вскрылись все проблемы РККА – и слабая подготовка солдат, и нехватка опытных командиров, и неумение родов войск координировать свои действия. Артиллерия не могла действовать с танками, пехота не умела идти за огненным валом, танки вырывалис вперед, оставляя и пехоту и пушки далеко позади… Во весь рост заявили о себе проблемы связи и мобильности войск, слабая работа штабов, недостаточная надежность матчасти танковых соединений… Поляки же, сопротивляясь с доблестью обреченных, еще и попытались в ряде мест перейти в контратаку…
К ужасу народного комиссара обороны, «Железного Клима» Ворошилова уже по итогам первой недели боев стало ясно, что части РККА в Польше находятся на грани военного поражения. Не было это секретом и для Сталина.
Положение было спасено 1-ым командармом С.К. Тимошенко, предпринявшего самые энергичные действия в полосе ответственности КОВО и… самими поляками. К счастью для РККА, польская доблесть иссякла так же неожиданно, как и проявилась. Части Войска Польского, еще недавно бившиеся насмерть, вдруг стали в массовом порядке сдаваться в плен, а то и просто разбегаться.

Король Советского Союза (ч.2) - под британским стягом

Поэтому РККА удалось сохранить гордую позу победителя, и только поэтому Ворошилова не репрессировали, но даже назначили на должность зампредседателя Совета народных комиссаров СССР. А народным комиссаром обороны в октябре 1939 года стал отличившийся во время Польского похода Тимошенко, с присущей ему энергией взявшийся за искоренение многочисленных проблем РККА

Король Советского Союза (ч.2) - под британским стягом

Англия тогда приняла советскую позицию и поддержала СССР. Англия и Франция посоветовали польскому правительству в эмиграции не объявлять войну СССР, при этом по дипломатическим каналам Великобритания недвусмысленно дала понять Сталину, что видит Польшу небольшим этнографическим анклавом, и что не может быть и речи о возврате Польше Западной Украины или Западной Белоруссии. А Уинстон Черчилль, будучи в то время Первым Лордом Адмиралтейства, в своём выступлении по радио 1 октября 1939 года сказал: «То, что русские армии должны были встать на этой линии, было совершенно необходимо для безопасности России против нацистской угрозы. Как бы то ни было, эта линия существует, и создан Восточный фронт, который нацистская Германия не осмелится атаковать. Когда господин Риббентроп на прошлой неделе был вызван в Москву, ему пришлось узнать и принять тот факт, что осуществление нацистских планов по отношению к прибалтийским странам и Украине должно быть окончательно остановлено.»
Первоначально и еще до Польского похода, СССР собирался вести переговоры с Финляндией о переносе границ от Ленинграда, аренды базы Ханко и т.д., при этом Сталин не сомневался, что может говорить с финнами с позиции силы. Но слабость РККА, проявленную ею в Польше скрыть до конца не удалось: не то, чтобы во всем мире  много говорили о том, что рабоче-крестьянская армия Страны Советов – это колосс на глиняных ногах, но все же… В общем, имея на руках малобоеспособную армию Сталин не рискнул оказать давление на Хельсинки – да и Англия с Францией вряд ли одобрили бы такое, а портить с ними отношения Иосифу Виссарионовичу не хотелось. Да и зачем? Сама по себе Финляндия не опасна, она не будет воевать против СССР в одиночку. Вот если Германия поддержит финнов – это будет уже совсем другое дело, но Сталин был уверен, что до тех пор, пока Гитлер не решит французский вопрос, третий рейх не осмелится на выступление против СССР.
Когда нарыв «странной войны» вдруг лопнул, разбрызгивая по карте Франции огонь и сталь тевтонских танковых колонн, СССР продолжал спешно готовить свою армию к войне. Но никто не ждал, что военная честь французов будет втоптана в грязь за какой-то месяц, а затем руководство СССР со всей ясностью осознало, что смертоносные танковые клыки натасканного на человечинку вермахта отныне сдерживает лишь тонюсенький намордник фиговых листков германо-советских договоренностей. Теперь стоило полагаться только на силу. А потому , пока еще дивизии вермахта пребывали во Франции, СССР в ультимативной форме потребовал от Финляндии переноса границы от Ленинграда. Но финны ответили отказом.
Тогда СССР прервал всякие дипломатические контакты с финским правительством и через несколько дней объявил войну Финляндии.
Как ни странно, но объявление войны состоялось в ночь на 3 июля 1940 года – именно в тот день британский флот напал на своего бывшего союзника – битва при Мерс-эль-Кебире закончилась гибелью почти 1300 французских моряков. 

Король Советского Союза (ч.2) - под британским стягом

И потому, когда Англия попробовала было возмутиться «беспринципному и немотивированному нападению на маленькую Финляндию» то ей в ответ было немедленно заявлено, что операция «Катапульта» и война с финнами – события одного порядка, и что бывают времена, когда суверенитет малых стран, равно как и жизни иностранных граждан приходится принести в жертву ради собственного выживания.   
Англия вынуждена была смолчать. И дело, конечно, было отнюдь не в том, что слова нового министра иностранных дел Молотова содержали в себе значительную долю истины – политика двойных стандартов давно была плотью от плоти британской дипломатии, а справедливость или ложность любых заявлений ничего не стоили перед интересами Англии. Но именно интересы Англии сейчас требовали ни в каком случае не делать ничего такого, что могло бы подтолкнуть Сталина к союзу с Гитлером и наоборот – сделать все, чтобы углубить и расширить противоречия между этими двумя хитрыми и могучими вождями. Ибо СССР остался единственной силой, способной хотя бы какое-то время противостоять вермахту и последним возможным союзником Англии на континенте (разумеется – из тех, кто хоть что-то стоил в военном отношении).
Почти полтора месяца финны упорно оборонялись, но, конечно же, в одиночку противостоять СССР не смогли – линия Маннергейма была прорвана и финская армия вынуждена была отступить, а 16 августа части РККА заняли Выборг, после чего руководство Финляндии вынуждено было просить перемирия.
А в это время на линейном корабле «Карл Маркс» вовсю кипели достроечные работы.
Интересно, что после заключения пакта Молотова-Риббентропа товарооборот между Германией и СССР рос как на дрожжах. Со стороны казалось, что и политика двух стран стремительно сближается… Некоторые сегодняшние исследователи удивляются, почему Гитлер не настоял тогда на сокращении, или даже прекращении отношений СССР с Великобританией. Наоборот – как будто по взаимной договоренности ни немцы, ни русские не касались в переговорах англо-советских поставок вообще так, как будто их и не существовало в природе. А ведь СССР должен был получить от Великобритании ЦЕЛЫЙ линкор – в преддверии войны с Германией, на которую Гитлер решился не позднее зимы 1940-1941гг! Но как раз здесь все было просто и очевидно.
Фюрер германской нации отлично понимал, что исход войны с СССР (а он приступил к планированию «Барбароссы» еще осенью 1940 г) решится на суше – наличие либо отсутствие у СССР современного линкора решительно не могло ничего в этом изменить. Но если Англия все же передаст линкор ВМФ СССР, то это будет означать, что у Англии одним линкором станет меньше! И вот этому-то и Редер и  Гитлер придавали самое большое значение. Посему Гитлер только приветствовал выполнение Англией своих обязательств и никак не собирался препятствовать передаче «Карла Маркса» СССР.
И вот, когда 22 июня 1941 года, гений великого фюрера сделал свою решающую ставку, когда военное счастье Германии вновь легло на чашу весов Судьбы, когда свастика, взметнувшаяся  на сотнях фашистских знамен, молотом Тора сокрушила хрустальную тишину последнего мирного утра, залив кровавым багрянцем звезды советских дивизий, когда граница вдруг полыхнула зарницами залпов и в ужасе скрылась в дымах пожарищ, когда ревущая сталь и боевое могущество выпестованного в огне сражений тевтона вновь столкнулись с грозной тайной русских степей…

Король Советского Союза (ч.2) - под британским стягом
… Тогда Великобритании пришло время решать, как строить отношения с СССР. И от ее решений зависело многое. А положение у их лордств было весьма щекотливое.
СССР вступил в войну против Германии и теперь просто сообщить Сталину, что «мы тут немного попользуемся Вашим линкором, а после войны – обязательно вернем» было неверно с любой точки зрения. Да, Англия имела физическую возможность не отдавать линкор – но как бы это восприняло руководство СССР? И, что еще более важно, как бы это воспринял Рузвельт? Каких-то 3 месяца назад Англия вздохнула с облегчением – США приняли закон о ленд-лизе и Великобритании стало не нужно истощать свои последние финансовые ресурсы, оплачивая военные поставки из США. Но Рузвельту было очень нелегко пропихнуть этот закон. И как отреагирует американский избиратель, если Черчилль, получив с подачи Рузвельта по сути бесплатную американскую  помощь, вдруг начнет воровать имущество у СССР, который теперь и сам сражается с фашизмом?  А как отреагирует на это Рузвельт?
В общем, простое изъятие в данном случае не годилось. Со Сталиным следовало договориться. Но как?
Великобритания предложила правительству СССР несколько вариантов. Так, например, британцы предложили выкупить линкор, расплатившись за него поставками военных материалов в течении нескольких лет – либо же арендовать линкор на какой-то определенный срок, также расплачиваясь поставками военных материалов.
Сталин, прочитав британские предложения, лишь усмехнулся в усы.
Англичане в очередной раз проявили себя великолепными торговцами. Большая часть военных материалов, которые были предложены СССР в оплату за линкор, Англия получала по ленд-лизу из США, т.е. выходило так, что англичане покупали линкор за американские товары, доставшиеся англичанам бесплатно. Но как бы там ни было, теперь это уже были товары англичан и СССР в них очень нуждался. Но имелась и еще одна  закавыка.
Передать британцам линкор было можно, но как заставить их потом выполнять обещания по поставкам в СССР? Ведь путь до Советского Союза не близок и труден. Всегда можно найти тысячу отговорок и уважительных причин для того, чтобы задержать поставки – а самим использовать эти материалы там, где нужно!
С другой стороны, было ясно что желание Черчилля удержать советский линкор в Скапа-Флоу – отнюдь не блажь. Возможно, от этого действительно зависела судьба Британии….И Сталин принял решение.
-Мы дадим англичанам линкор в аренду, и пусть удваивают согласованные поставки (англичане обещали поставить в СССР 800 самолетов и 1000 танков до 01.01.1942), а по плану поставок 1942 года мы еще поговорим.  Но мы не можем просто отдать линкор и ждать, пока британцы вернут его нам, достроив свои линкоры! Пока они нам его вернут, пока наши моряки на нем освоятся, и мы научимся его использовать… вся война и пройдет. Нам это не подходит. Так что мы дадим англичанам линкор, но… вместе с экипажем.

Король Советского Союза (ч.2) - под британским стягом
Англичане возразили – качества советских моряков высоки, но британцы – плоть от плоти Океана и их богатый опыт незаменим! Сколь бы ни были хороши русские, но они не смогут сделать линкор полностью боеспособным в минимальные сроки, как это могли бы сделать англичане.
После двух недель изнурительной торговли условия аренды линейного корабля «Карл Маркс» были согласованы, результатом чего стало появление на свет, по всей вероятности, самого оригинального в истории морских флотов договора. В соответствии с ним:
1)    Англичане получали под свое командование линейный корабль «Карл Маркс» на период до 31 декабря 1942 года.
2)    Линкор комплектуется советским экипажем но ходит под британским флагом.
3)    Командиром линкора назначается советский офицер. Однако на линкоре находится британский офицер, в чине не меньше чем капитан 1-го ранга, которому подчиняется командир линкора (так же как командир флагманского корабля подчиняется адмиралу).
4)    В исключительных случаях британский командующий имеет право назначать на линкор и других британских офицеров,  но при условии, что замещаемые ими советские офицеры остаются в должностях заместителей назначенных британских офицеров.
5)    Все затраты на содержание линкора и экипажа на период аренды ложатся на англичан
6)    Если линкор получает какие-либо повреждения во время службы в британском флоте, то Англия берет на себе обязанность отремонтировать корабль до передачи его СССР. Если же находясь под английским командованием, линкор погибнет, то англичане должны будут передать СССР один из достраивающихся линкоров того же типа.
7)    В счет оплаты аренды линкора, Великобритания поставляет 400 танков и 300 боевых самолетов бесплатно и продает СССР еще столько же сверх согласованной на 1941 г квоты, причем доставка указанной платы должна осуществляться до конца 1941 г.
8)    В связи с тем, что северный флот СССР не располагает крупными кораблями, Великобритания берет на себя  обязательства охранять конвои, направляемые в северные порты СССР.
Что получал от этого Сталин? Увеличение поставок танков и самолетов в 1941 г, т.е. в самое критичное для СССР время. Но одними поставками дело не исчерпывалось – убедившись на примере польского похода,  что в РККА с боевой подготовкой дела обстоят не слишком хорошо, руководство СССР вполне резонно предположило, что и ВМС РККА не блещут умениями. Но даже если бы это было и не так, то такую вот «стажировку» во флоте Великобритании сложно было переоценить – изучить «на собственной шкуре» нормативы британской подготовки личного состава было чрезвычайно заманчиво. И можно было рассчитывать на то, что в начале 1943 г флот СССР пополнится линкором с великолепно подготовленным экипажем. Что терял? Право пользоваться линкором по собственному усмотрению, и примерно 1500 квалифицированных моряков. Однако все это в итоге пошло только на пользу. Во первых, никаких других задач, кроме охраны северных конвоев наш линкор решить все равно не мог, а теперь этим занимались англичане. А во вторых, лучшие специалисты Балтфлота (а именно из них набрали экипаж для «Карла Маркса») не попали в морскую пехоту, а там и без них желающих штыком и гранатой разъяснить дойчам всю ошибочность расовой теории было предостаточно.
Что получал от этого Черчилль? Во первых – первоклассный линкор на период слабости британского флота. Во вторых – практически бесплатно, поскольку за оплачиваемую часть стоимости аренды промышленность Великобритании получит звонкой монетой, а бесплатную часть англичане собирались передать из американского «ленд-лиза». К тому же Великобритания испытывала нешуточный дефицит военных моряков. Разумеется, линкор она бы укомплектовала, но ущемив при этом какие-то иные интересы, например – экипажи конвойных кораблей. В общем – полторы тысячи моряков для Британии были совсем не лишними. К тому же некоторое количество советских моряков, которые согласно договоренностям о помощи Великобритании в строительстве флота СССР прошли стажировку во флоте Его Величества, убедили британских адмиралов в том, что из русских получаются весьма искусные моряки…если их хорошенько обучить, конечно. Из недостатков – увеличение поставок танков и самолетов все же очень тяжело скажется на темпах оснащения британских вооруженных сил. Обученный англичанами экипаж, прошедший боевое слаживание за британский счет, уйдет в итоге вместе с линкором назад в СССР. К тому же теперь не отвертишься от регулярной отправки северных конвоев – ссылки на их приостановки в силу нехватки эскорта в связи с чрезмерной занятостью британских кораблей более Сталиным в расчет приниматься не будут, он всегда может заявить, что СССР может и сам охранять северные конвои и потребовать линкор обратно …

Андрей
Подписаться
Уведомить о
guest

64 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account