Случайно наткнулся на следующую информацию, для меня это было откровением.
За 6 683 659 рублей (начальная аукционная цена) — с нагрузкой в виде еще одной плавмастерской, затопленного учебного судна и буксирного катера, продается плавучая мастерская ПМР-54:
"Неразделанный смешанный лом черных и цветных металлов от рейдовой плавучей мастерской ПМР-54, проекта У-90, без зав. номера, 1896 года постройки. Количество: 243,0 тонны водоизмещение порожнем. Год выпуска: Процент засора: н.д. Качественное (техническое) состояние: на плаву, не рассортирован, засорен: деревом, краской, пластиком, стеклом, продуктами коррозии. Местонахождение имущества: в/ч 45752-2, г. Ломоносов".
Вроде ни каких вопросов, старую колошу продают на слом, если бы не одно но…..
корпус на базе которого и построена эта мастерская пренадлежит монитору типа "Ураган".
Привязка к монитору "Стрельц" этого корпуса сделана зам. директора Таллинского морского музея В. С. Копельманом. Другой "кандидат" на этот корпус — однотипный монитор "Единорог", использовавшийся в качестве блокшива, а затем плашкоута Кронштадтского яхт-клуба.
Что бы понять что мы возможно потеряем (объявление о продаже появилось летом этого года), надо пояснить, что это такое.
Построен по кораблестроительной программе 1863 г. (мониторной). Корабль предназначался для обороны Финского залива и Санкт-Петербурга — боя на кронштадтской минно-артиллерийской позиции с английским флотом.
Машина С.-Петербургского завода Берда. Броня Ижорских заводов, слойчатая (толщина слоя — 1 дюйм). Высота надводного борта 0,46 м. Стоимость корпуса и машин 1 141 800 руб.
Вооружение состояло из двух орудий, размещавшихся в башне системы Эриксона высотой 2,7 и внутренним диаметром 6,38 м. При повороте башня приподнималась, ее тяжесть переноосилась с палубного кольца на центральную колонну, опирающуюся на днищевый фундамент, затем поворачивалась и снова опускалась. Время полного поворота башни паровым приводом по результатам испытаний составляло от 35 до 105 с (без учета времени подъема). Из-за неготовности к 1865 г. 9-дм нарезных орудий монитор был с 1865 по 1867-68 гг. вооружен крупповскими 9-дм гладкоствольными стальными орудиями с чугунной оболочкой. к 1869 г. перевооружен 15-дм гладкоствольными орудиями с-мы Дальгрена производства Олонецких заводов (боезапас 50 зарядов и снарядов — снаряженных бомб, сплошных ядер и картечи), а к 1875 г. — 9-дм нарезными орудиями Обуховского завода обр. 1867 г. (боезапас по 150 выстрелов). После 1878 г. перевооружен переделанными 9-дм орудиями обр. 1877 г., а также на башне установили 2 скорострельные пушки.
Ходовые испытания — 6.07.1865 г. Испытания показали удовлетворительную маневренность и плавную бортовую качку. Однако на ходу при волнении вода заливала палубу, попадала под основание башни, и перед ней образовывался бурун, не позволявший отдраивать ставни амбразур. Поэтому эффективно использовать эти корабли было возможно только в спокойную погоду или на закрытых рейдах.
Входил в состав Практической эскадры броненосных кораблей БФ вице-адмирала Г. И. Бутакова. Использовался для обучения новой тактике и качественно новой технике. Сначала числился броненосной башенной лодкой, с 10.05.1869 г. — монитор, с 1.02.1892 г. — броненосец береговой обороны.
Фактически после 1892 г. не вооружался для плавания ввиду значительного устаревания арт. вооружения.
24.06.1900 г. выведен из боевого состава, разоружен и сдан к Кронштадтскому порту со снятием артиллерии, котлов и машин. 22.02.1901 г. расконсервирован, переоборудован и переклассифицирован в плавучую мастерскую Кронштадтского военного порта. В годы первой мировой войны 1914-1918 гг. обеспечивал ремонт и базирование кораблей и судов флота.
25 октября 1917 г. вошел в состав красного Балтийского флота (с 21.04.1921 г. — Морские силы Балтийского моря, 11.01.1935 г. — КБФ).
Участвовал в советско-финляндской войне 1939–1940 гг. и Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.: обеспечивал судоремонтные работы.
15.02.1946 г. вошел в состав Кронштадтской военно-морской крепости, а 24.12.1955 г. —
Ленинградской военно-морской базы.
Таким образом все еще сохранился старейший металлический корабль Россиского флота, почти на 40 старше многострадальной "Авроры". Нельзя сказать что ничего для его спасения не делается, но всё же …………
Проект реставрации и музефикации, а так же уйма фотографий можно посмотреть здесь.
http://foundation-of-historic-boats.ru/media/images/content/books/monitor-strelec_b06c3d1f.pdf
ну и в догонку ссылка на монографию первые русские мониторы
http://ship.bsu.by/download/book/6214.djvu