Читаю «Корабль рабов» автора Редикера. Книга посвящена «треугольной торговле», когда из Англии в Африку шли корабли, снаряженные котлами, ружьями, порохом, топорами и прочими полезными товарами, все это выменивалось на рабов у берегов Африки, негров везли в Америку и сбывали там, загружались сахаром, табаком и т.п. колониальными товарами, везли это все в Европу, продавали там с прибытком — и шли на новый заход. Редикер сосредоточен, собственно, на той части, которая про рабов.
Самый пока любопытный момент для меня лично — это то, что для экипажей работорговых кораблей путешествие выглядело так, как будто они заперты в фильме «Зеленый слоник» на год. Смертность среди команд была выше, чем среди рабов. Статистически матрос делал 1-2 рейса, капитан 2-3. Из-за болезней, плохой воды, плохого питания и несчастных случаев потери в типичном рейсе составляли процентов двадцать команды, причем значительная часть матросов, формально переживших плавание, приходила в пункт назначения в состоянии чихни-упадет, и тихо помирала от приобретенных на борту инфекций. Причем к концу плавания негров старались откормить и сделать всех румяней и чернее, потому что за здорового негра платили лучше; а вот матросов наоборот третировали, потому что на обратном пути из Америки их надо не так много, и пусть лучше побольше их свалит самостоятельно, а в идеале вообще помрет дорогой, потому что так платить меньше. В итоге бывали случаи, когда плавание завершали наскоро обученные негры, потому что штатная команда буквально на ногах не стояла по большей части. При этом матросы кроме обычных морских обязанностей, к примеру, выносили бочки с негритянскою фекалией, потому что лишний раз расковывать самих рабов не хотели. Кстати, от морской болезни многие негры лежали еще и заблеванные, а бочки часто роняли — или сами негры, или матросы; не говоря о ситуациях, когда на борту начиналась дизентерия; это все тоже убирали матросики.
Все это сопровождалось адским садизмом со стороны капитана и офицеров, поскольку вся работа капитана была завязана на насилие и подчинение. Людей дубасили и пороли непрерывно, а поскольку от алкоголя и вседозволенности командование попросту двигалось кукушкой, все это регулярно вырождалось в полную вакханалию. Одним из главных доводов сторонников рабства была апелляция к разуму, дескать, все же заинтересованы в том, чтобы все прошло чики-чики; на практике невольничий корабль регулярно был концентратом безумия. В итоге системная борьба с рабством началась фактически с борьбы за права матросов. В принципе, часть матросов составляли настолько отпетые гуроны, что никакие другие средства и не работали. Статус матроса был невысок, но на невольничьи суда шли совсем уж от непрухи, ну, или человека обманывали: да, платили прилично (по крайней мере, в теории), но шанс мучительно помереть был совсем уж диким по сравнению с каким-нибудь каботажником. Дезертировать кто-то пытался постоянно, даже прямо у берегов Африки к неграм. Вот для капитана и офицеров плавание реально было прибыльным, и через 2-3 рейса можно было сойти на берег и заделаться инвестором в такое же дивное дело.
Самих негров теоретически старались довезти в целом виде и здоровыми. На практике капитаны пытались напихать побольше народу в ограниченный объем. Причем далеко не все корабли были как-то специально приспособлены для перевозки рабов (в первую очередь это касается вентиляции). Чаще всего работа сводилась к отдельным отсекам для женщин, мужчин и детей (как правило, старались набирать в пропорции около 2/3 мужчины, около трети — остальные) и строительству наверху баррикады с ружьями и пушками, нацеленными на собственную палубу на случай бунта. При этом как минимум мужчин сковывали по двое за руки и за ноги. Это вызывало страшные неудобства при попытке, например, сходить в бочку, к тому же, кандалы от движения и качки стремительно начинали причинять дикие страдания, а там и раны, а там и инфекцию заносило. Иногда человек просыпался утром, а его товарищ, к которому он прикован, уже помер. Когда же люди начинали болеть (а они регулярно начинали болеть, например, дизентерией), корабль становился ну совсем скверным местом. При этом рабы покупались в Африке маленькими партиями, часто поодиночке, и из-за этого загрузка шла долго — многие проводили в трюме месяцы — с редкими перерывами, когда всех выгоняли на палубы и заставляли плясать, чтобы проветриться. Неповиновение каралось свирепыми избиениями, впрочем, избивали и просто так, прикола ради. Одного негра мордовали по причине, которая вчуже выглядит чуть ли не комично: беднягу один владелец переименовал в Майкла, другой в Джейкоба. Джейкобом парню быть даже понравилось, но следующий хозяин назвал его Густавом Васой и месил при попытке настоять, что он Джейкоб.
Сексуальное насилие было вообще обычным делом; капитан и офицеры, а иногда и матросы яростно трахали негритянок, причем описываются какие-то вообще мерзотные истории — изнасилования девятилетних девочек, беременных и т.д. Некоторые негритянки, правда, наоборот с охотой шли в плавучие гаремы, потому что статус резко повышался, и по крайней мере, один моряк мог защитить от других, особенно если речь шла о капитане. Кстати, образ «черной распутницы», которая только и ждет белого матросца, использовался для агитации поступающих матросами на работорговые суда. Так сказать, ожидание-реальность.
На этом фоне наиболее массовым убеждением негров было то, что их везут, чтобы сожрать. Никаких других идей по поводу этого плавучего концлагеря у них возникнуть и не могло. От этого бунты бывали повсеместным явлением, причем самоубиться для рабов было в принципе нормальным результатом. Обязательным элементом оснастки корабля были противопрыжковые сети, чтоб негр не прыгнул за борт. В воде были толпы акул, но невольники все равно прыгали, пытаясь если не удрать на берег, то хоть утопиться. В некоторых случаях им удавалось прорваться с чем-нибудь горящим к крюйт-камере, и тогда от корабля оставалось Николас-Иэн-Хантер-Ульпиан-Якоб. Один капитан пытался играть добренького и спокойно ходил тусить с рабами, которых он вез на продажу; кончилось тем, что во время обеда его затащили в толпу и буквально заковыряли до смерти ложками. Другим вариантом было самоумориться голодом — на этот случай на кораблях был арсенал всяких средств, от обычных плетей до расширителя рта, через который негра закармливали силой. Бывали случаи, когда корабль удавалось угнать и даже привести обратно к берегу — это если бунтовали приморские негры, которые кое-как умели в управление кораблем. Бывало, что для этого специально оставляли в живых часть команды. Кстати, негры часто вполне себе умели обращаться с оружием — описан случай, когда капитан и матросики пытались спастись вплавь, но мятежные максимки их просто перестреляли из захваченных на борту мушкетов.
Связи на борту завязывались зачастую очень крепкие, чувство товарищества по несчастью у черных было развитым. Правда, с нюансами: многие народы реально ненавидели друг друга, вплоть до того, что во время бунта одной группы другая не присоединялась и чуть ли не мешала. При этом у каждого народа была своя репутация среди торговцев, и некоторые пользовались такой, что их старались не покупать сверх определенного предела, иначе они находили способ расковаться и пытались организованно учинить гамакуку команде.
Негров покупали у других негров в приморских зонах. При этом захватить человека могли сильно в глубине континента и раза три перепродать по дороге к побережью. Работорговля как таковая была и без белых, но корабли из Европы поставили процесс с таким размахом, что существовали народы, где, например, все местное «уголовное законодательство» предусматривало, по сути, только продажу правонарушителя в рабы, а главной отраслью народного хозяйства становились набеги на соседей. Иногда таким манером захватывалось все племя разом. За рабов платили не только бусами, но и, к примеру, ружьями с порохом и пулями. Торговали и в специально приспособленных портах с укреплениями и какой ни есть инфраструктурой, и просто «с колес», когда корабль шел вдоль берега, постреливая из пушек холостыми, ожидая, что кто-нибудь придет и рабов притащит. Работорговцы, кстати, почти всегда были англичанами, их на этом поприще трудилось больше, чем всех остальных вместе взятых.
Чудесная книжка, продолжаю изучать.
Читать книгу можно здесь — https://moreknig.org/engine/download.php?id=776046
источник: https://vk.com/wall-212270543_8834