Корабль для атомной войны
Проект корабля с управляемым реактивным оружием нового поколения разрабатывался в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 1956г. В декабре 1956г. главнокомандующий ВМФ утвердил согласованное с Минсудпромом тактико-техническое задание на разработку эскизного проекта корабля, а заместитель главкома утвердил согласованные с Минсудпромом, Минавиапромом, Мипоборонпромом и Минобщемашем тактико-техническое задание на разработку зенитного управляемого реактивного оружия и ударного управляемого реактивного оружия. Таким образом, разработка проекта, получившего номер 58, велась практически синхронно с разработкой его главного вооружения.
Проектирование корабля было поручено ЦКБ-53, которое к тому времени окончательно сформировалось в качестве основного проектного бюро страны по боевым надводным кораблям основных классов. Главным конструктором был назначен В.А.Никитин, заместителями главного конструктора стали М.Г.Гольберг и В.Д.Рубцов, группу наблюдения от ВМФ возглавил инженер-капитан 2 ранга П.М.Хохлов. Эскизный проект был разработан в 1957г., в этом же году Управление кораблестроения ВМФ выдало заказ на разработку технического проекта, завершенного в 1958г. В соответствии с правительственным постановлением от декабря 1958г., утверждавшим план проектирования и программу строительства кораблей ВМФ на 1959-1965гг.. предусматривалась постройка 16 кораблей с управляемым реактивным оружием 58-го проекта, позднее количество кораблей увеличили до 18. Головной корабль с управляемым реактивным оружием, получивший наименование «Грозный», заложили на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова в феврале 1960г. Спуск корабля на воду состоялся в марте 1961г., а в июне 1962г. корабль предъявили на государственные испытания комиссии под председательством вице-адмирала Н. И. Шибаева.
Во время испытаний первого корабля окончательно определилась его классификация, корабль уверенно отнесли к классу эскадренных миноносцев, до этого в официальных документах он именовался «кораблем с управляемым реактивным вооружением».
Первоначально основным назначением эскадренного миноносца пр.58 считалось уничтожение надводных кораблей и транспортов противника, позднее с появлением в составе флота плавбаз истребительной авиации список пополнился противокорабельной, противолодочной и противовоздушной обороной авианосных соединений. Проектирование нового корабля представляло значительные трудности, связанные не только с постоянными изменениями, которые вносились в проект при его проектировании, но и с размещением постоянно изменявших тактико-технические характеристики комплексов вооружения и многочисленных радиотехнических «изделий» и их объединением в единую комплексную систему «корабль-вооружение». Корпус корабля гладкопалубный с плавным подъемом верхней палубы к носовой оконечности, наклонным форштевнем и транцевой кормой, был выполнен полностью сварным из стали марки СХЛ-4 с толщиной обшивки 8-14 мм. Он состоял и 300 шпангоутов и набирался по продольной системе с практической шпацией по всей длине 500 мм, 17 главными поперечными водонепроницаемыми переборками он делился на 18 отсеков. Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении любых трех смежных отсеков, однако имелись зоны, где корабль выдерживал затопление четырех отсеков. По всей длине корабля шло двойное дно с вырезом для подъёмно-опускного устройства ПОУ-16 гидроакустической станции МГ-312 «Титан». На корабле имелись две палубы (верхняя и нижняя палубы) и две платформы (I и II нумерация снизу верх). За прототип теоретического чертежа корпуса был выбран теоретический чертеж корпуса эсминца пр.56, вследствие чего отработка теоретического чертежа была проведена еще на стадии эскизного проекта. Но в ходе проектирования выяснилось, что уложиться в габариты корпуса эсминца пр.56 не удается из-за необходимости размещения на корабле новых комплексов вооружения, в результате решили провести масштабное увеличение размеров корпуса при сохранении теоретического чертежа эсминца пр.56 но с более полным образованием носовых обводов. Впервые в практике отечественного флота жилые помещения офицерского состава были размещены в районе диаметральной плоскости корабля и лишены естественного освещения, кубрики рядового состава также не имели естественного освещения. Важной особенностью корабля стало наличие сквозного коридора от носа до кормы расположенного под верхней палубой, обеспечивающего проход личного состава ко всем боевым постам корабля и отсутствие открытых боевых постов. Все выходы на верхнюю палубу осуществлялись только через газонепроницаемые тамбуры этого коридора. Главный командный пост корабля так же впервые в отечественном флоте располагался на нижней палубе отдельно от ходового поста и оснащался всеми необходимыми средствами для контроля обстановки, управления кораблем и применения всех видов оружия. В кормовой части палубы размещалась взлетно-посадочная площадки со светотехническим и швартовочным оборудованием, погреб авиационного боезапаса и емкости с запасом авиационного топлива, там же размещался подпалубный ангар, пол которого являлся платформой гидравлического подъемника. Сверху ангар закрывался герметичными откидными воротами, по левому борту к нему примыкал стартовый командный пункт. Леерное ограждение на взлетно-посадочной площадке было выполнено заваливающимся. В архитектурном отношении обращали на себя внимание относительно небольшое количество надстроек и пирамидальные мачты, конструкция которых диктовалась необходимостью размещения блоков радио и радиотехнических средств, жесткого подкрепления большого количества их антенных устройств и стойкости по отношению к ударной волне. Большая часть надстроек, изготавливались из алюминиевых сплавов марок АМГ-5В и АМГ-6Т, при этом передняя стенка носовой и задняя кормовой надстроек, два яруса фок-мачты, башенная масть грот-мачты, а также подкрепления под антенные посты РЛС выполнялись из стали СХЛ-4. Кроме надстроек из алюминиево-магниевых сплавов были изготовлены легкие переборки, площадки, настилы, тамбуры, шахты машинно-котельных отделений, ангара и погребов ЗРК. Для внутренней отделки широко применялись слоистые пластики. Подводная часть покрывалась шестью слоями этиленовой краски ЭКЖС-40.
Главная энергетическая установка котлотурбинная, с четырьмя высоконапорными главными котлами КВН 98/64 вертикально-водотрубного типа с естественной циркуляцией воды, односторонним протоком газов, пароперегревателем и водяным экономайзером, размещенная эшелонном в двух машинно-котельных отделениях по два котлотурбинных агрегата, одному главному турбозубчатому агрегату в каждом. Подача воздуха в котел осуществлялась непосредственно в топку турбонаддувочным агрегатом ТНА-3. В состав котлотурбинной установки входили два двухкорпусных главных турбозубчатых агрегата ТВ-12 с турбинами низкого и высокого давления. В корпусе турбины низкого давления была расположена турбина заднего хода. На полном ходу пар из турбины высокого давления через ресивер поступал в турбину низкого давления и далее отводился в главный конденсатор. В состав главного турбозубчатого агрегата входил двухступенчатый редуктор, передававший крутящий момент от двух турбин к валолинии. Управление всеми механизмами могло осуществляться как с местных постов, так и дистанционно, с помощью автоматической системой «Рион». Электроэнергетическая установка состояла из двух турбогенераторов ТД-750 мощностью 750 кВт и двух дизель-генераторов ДГ-500 мощностью по 500 кВт. Обеспечение корабля электроэнергией на стоянке осуществлялось от одного ТД-750 с отбором пара от вспомогательного котла. В корабельной электросети применялся трёхфазный переменный ток напряжением 380В, частотой 50Гц. Все главные и вспомогательные механизмы монтировались на фундаментах и основаниях с использованием амортизации, что уменьшало шум внутри отсеков и существенно снижало акустические поля вокруг корабля.
Основным оружием эсминца пр.58 считался комплекс ударного реактивного вооружения П-35 в состав, которого входили: две пакетные счетверенные наводимые пусковые установки СМ-70, 8 крылатых ракет 4К-44 и система управления 4Р-44 «Бином». Пусковые установки были оснащены электрогидравлическими приводами горизонтального и вертикального наведения и электрогидравлические приводы крышек контейнеров с дистанционным управлением с поста предстартового контроля. Угол горизонтального наведения пусковых установок составлял 120°, угол вертикального наведения (старта) 25°. Наведение в горизонтальной и вертикальной плоскости совершалось со скоростью 5° в секунду. Корабль давал ракетный залп, находясь бортом к противнику, что позволило решить проблему истекающих газов двигателей ракет и обойтись без газоотводных конструкций, а также не требовало обеспечения разворота ракет не цель после старта. Ракета 4К-44 имела длину 9,8 м, диаметр 0,86 м, размах крыла 2,67 м. стартовую массу 4200 кг, маршевую массу 3800 кг. Предусматривалось три высотных режима полёта 400, 4000 и 7000 м, дальность стрельбы в зависимости от профиля полёта колебалась от 100 до 300 км. Скорость полёта достигала М=1,3. Ракета имела комбинированную систему наведения: радиокомандную на маршевом участке полёта и активное радиолокационное наведение на конечном участке и оснащалась фугасной боевой частью массой 560 кг или ядерной энерговыделением до 20 килотонн. Боекомплект эсминца состоял из 8 готовых к стрельбе ракет размещенных непосредственно в контейнерах пусковых установок. Изначально проектом предусматривалось разместить на корабле еще 8 ракет размещенных в погребах в надстройке, но в ходе проектирования от этой идеи отказались. Система управления 4Р-44 «Бином» обеспечивала пуск ракет из пусковых установок, телеуправление ими радиокомандное управление на маршевом участке траектории и захват цели головкой самонаведения. Она позволяла осуществлять одновременный двухракетпый залп из каждой пусковой установки. Время подготовки первого залпа составляло не более 12 мин.
В состав комплекса зенитного управляемого реактивного вооружения эсминца пр.58 входил зенитный ракетный комплекс М-1 «Волна» в составе: двухбалочной стабилизированной пусковая установка ЗИФ-101, системы хранения и подачи ракет, зенитной управляемо ракеты В-600, системы управления с аппаратурой предстартовой подготовки и пуска ракет 4Р-90 «Ятаган». Пусковая установка ЗИФ-101 размещалась на крыше надстройки в носу и представляла собой спаренную, открытую, стабилизированную установку тумбового типа с нижней подвеской двух ракет на двух направляющих балках. Погреба ракетного боезапаса с барабанной системой хранения ракет имели по два вертикальных барабана на восемь зенитных управляемых ракет каждый. На линию заряжания ракета подавалась поворотом барабана на угол 45°, а механическое заряжание осуществлял цепной досылатель-толкатель. Функционирование пусковой установки обеспечивали электрический силовой привод и дистанционное управление. Начиная с пятого корабля серии комплекс, получил пусковую установку ЗИФ-101 принципиальным отличием которой была подача ракет конвейерного типа, вместо барабанного. В результате боекомплект возрос с 16 до 32 ракет. Ракета В-600 выполнена двухступенчатой с пороховыми двигателями по аэродинамической схеме "утка". Осколочно-фугасная боевая часть массой 60 кг оснащена готовыми поражающими элементами. Система управления стрельбой «Ятаган» представляет собой совокупность приборов и устройств, обеспечивающих прием и целеуказания от корабельной радиолокационной станции обнаружения, сопровождение цели и ракет на траектории, предстартовую подготовку и пуск ракет, выработку команд управления для наведения ракет на цель. Наведение ракеты осуществлялось по лучу РЛС до момента срабатывания радиолокационного взрывателя. Каждый антенный пост системы «Ятаган» имел пять антенн. Две малые антенны осуществляли так называемую «грубую» наводку ракеты на цель, одна антенна функционировала в качестве радиопередатчика команд оператора, а две большие сопровождали цель и более точно выводили на нее ракету. Боевые характеристики комплекса обеспечивали скорострельность два пуска каждые 5 с, дальность стрельбы составляла до 16 км по горизонту и досягаемость по высоте около 15 км. Начиная с пятого корабля серии, аппаратура управления позволяла поражать с помощью комплекса радиоконтрастные малоразмерные надводные цели.
В состав артиллерийского вооружения эсминца пр.58 входил арткомплекс АК-726М-МР-105, состоящий из двух 76,2-мм спаренных стабилизированных автоматизированных артустановок АК-726 с длиной ствола 59 калибров, расположенных в кормовой части корабля и системы управления стрельбой МР-105. Данный арткомплекс являлся модернизацией АК-726 и отличался от последнего отсутствием ручного управления. Качающаяся часть установки состоит из двух автоматов, расположенных на едином лафете. Каждый автомат состоит из ствола с затвором, досылателя пружинного типа с шестеренчатым ускорителем, приемника с вертикальной и поперечной подачами, гидравлического тормоза отката веретенного типа с игольчатым тормозом наката и компенсатором. Ствол выполнен в виде моноблока, канала ствола имеет 24 нареза постоянной крутизны, на его дульной части установлен ресивер для инжекционной продувки канала ствола после каждого выстрела. Автоматика автоматов основана на принципе использования энергии отката подвижных частей от выстрела при коротком ходе ствола. Скорострельность составляла 90выстрелов/мин, живучесть ствола достигала 3000 выстрелов. Подача боезапаса осуществляется из подбашенного отделения элеваторами подачи отдельно для каждого автомата. Общий боезапас составлял 2400 унитарных выстрелов. Дальность стрельбы по морской или береговой цели до 15 км, максимальный потолок до 11 км. Наведение установки на цель и управление огнем осуществлялось с помощью электрического следящего привода. Башня обеспечивала герметичность установки и выполнялась из алюминиевого сплава толщиной 6 мм. Управление стрельбой осуществлялось в автоматически с помощью РЛС управления МР-105 «Турель» и полуавтоматически с помощью башенной установки оборудованной оптическим прицелом «Призма». Начиная с пятого корабля серии на носовой надстройке, дополнительно устанавливались два арткомплекса АК-230М-МР-104.
На эсминце пр.58 впервые на серийных кораблях устанавливалась реактивная бомбометиая система РБУ-6000 «Смерч-2». Она включала в себя две двенадцатиствольные пусковые установки РБУ-6000, систему управления стрельбой «Буря» и глубинные бомбы РГБ-60. Механизмы бомбомета РБУ-6000 размещались на стабилизированной поворотной тумбовой установке в верхней части, которой находится блок из 12 радиально расположенных стволов калибра 212 мм, массой 3,1 тонны, стационарно размещенной на палубе корабля. Предельные углы наведения в вертикальной плоскости от -15° до +60°, в горизонтальной плоскости по курсовому углу от 0° до +180°. Скорость приводов наведения в автоматическом режиме 30 град./сек., а в ручном 4 град./сек. Боевое применение установки возможно при волнении до 8 баллов. В зависимости от угла возвышения стволов возможна стрельба на дистанцию от 300 до 5800 м. Все 12 бомб выпускались за 5 с. Боезапас принимался из расчета четырех полных залпов 96 РГБ. Важной особенностью бомбомета РБУ-6000 стала автоматическая система заряжания. При подготовке к стрельбе блок стволов приводится в вертикальное положение, и специальная система производила его перезарядку. Подъемник системы заряжания последовательно подавал глубинные бомбы из погреба в стволы. После подачи бомбы в один из стволов пусковая установка поворачивалась и подавала к люку следующий ствол. После заряжания последнего ствола пусковая установка автоматически переходилась в режим наведения. После израсходования всех бомб она также автоматически переходила в положение для заряжания. На дульной части всех 12 стволов имелся откидной механизм с разъемом для ввода установок во взрыватель бомбы. Аналогичные механизмы располагались на казенной части стволов и отвечали за зажигание двигателей. Всеми процессами операторы комплекса управляли со своего командного пункта. Реактивные глубинные бомбы РГБ-60 длиной 1830 мм и весом 113 кг несли 23,5 кг взрывчатого вещества, оснащались ударно-дистанционным взрывателем УДВ-60, способным инициировать подрыв заряда на глубинах 15-350 метров. Глубина подрыва устанавливалась при помощи системы дистанционного управления. Скорость погружения в воде РГБ-60 составляла 11,6 м/с. Взрыв одной бомбы вызывал срабатывание взрывателей бомб залпа в радиусе до 50 м. Система управления стрельбой «Буря» получала информацию о нахождении целей от гидроакустических средств корабля, и непрерывно вырабатывала углы горизонтального и вертикального наведения пусковой установки. Электрические силовые приводы наводили установки по выработанным углам и удерживали их на этих углах при стрельбе. Значения глубины подрыва бомб вводились во взрыватели дистанционно по команде системы управления огнем. Стрельба могла быть залповая или одиночная, из одной или двух установок. От момента обнаружения подлодки противника до первого выстрела проходило не более двух минут.
Торпедное вооружение эсминца пр.58 состояло из двух трехтрубных торпедных аппаратов ТТА-53-58 с воздушной системой стрельбы, размещавшихся побортно на верхней палубе. Для стрельбы использовались самонаводящиеся противолодочные торпеды СЭТ-65. Система управления стрельбой противолодочными торпедами «Зуммер» сопрягалась с системой управлений оружием «Буря» и радиолокационной станцией МР-105, выдававшей целеуказание для стрельбы по надводным целям.
Комплекс радиоэлектронного подавления ПК-2 «Терция» состоит из двух пусковых установок ЗИФ-121. Пусковая установка ЗИФ-121 турельного типа представляет собой пакет с двумя направляющими, систему приборов управления стрельбой «Терция» и 140-мм турбореактивные снаряды помех. Дальность постановки ложных целей от 500 до 6000 м, темп стрельбы 15 залпов в минуту. Пусковая установка ПК-2 способна наводиться по горизонту в пределах ±177° и по вертикали от −12° до +60°. Масса незаряженной установки 3600 кг.
Авиационное вооружение корабля включало перспективный корабельный вертолет Ка-25.
Радиотехническое вооружение корабля состояло из двух двухкоординатных РЛС общего обнаружения МР-300 «Ангара», антенны которых размещались на топах фок- и грот-мачт, с ними были совмещены антенны запросных станций «Никель-КМ», которым соответствовали две ответные станции «Хром-КМ». Задачи обнаружения надводных целей и навигации решались одной РЛС «Дон». Для обнаружения подводных целей и выдачи целеуказания торпедному и реактивно-бомбометному оружию имелась ГАС кругового обзора Мг-312 «Титан» с выдвижной подкильной антенной. Для обнаружения и грубого пеленгования РЛС противника предусматривалась станции радиотехнической разведки «Бизань-4Д», а для создания активных помех станции радиоэлектронной борьбы «Краб-11» и «Краб-12». Кроме вопросов защиты корабля, следует добавить меря по снижению радиолокационной, тепловой и акустической заметности, наклон стенок надстроек, охлаждение отходящих газов котлов и выхлопа дизель-генераторов, установка всех механизмов турбо- и дизельгенераторов на амортизаторах, светомаскировка корабля и так далее. Как и на предыдущих кораблях имелась система противоатомной, противохимической и противобактериологической защиты, что достигалось прочностью корпусных конструкций, герметизацией помещений, фильтровентилляционными установками, коллективной и индивидуальной защитой экипажа, системой водяной и дезактивационной защиты.
Средства связи корабля включали шесть комплектов KB и СВ передатчиков, двенадцать приемников, шесть приемо-передающих радиостанций, работу которых обеспечивали 34 антенны.
Утвержденным штатом предусматривалось, что экипаж корабля будет насчитывать 27 офицеров, 29 мичманов и главстаршин и 283 матроса и старшины срочной службы. Обитаемость личного состава была, по сравнению с предыдущими проектами, несколько улучшена за счет выделения помещения столовой, обеспечивавшей размещение 2/3 старшин и матросов, где кроме приема пищи, проводились культурно-массовые мероприятия. В боевых условиях в столовой разворачивался операционный пункт.
В целом эсминец пр.58 являлся принципиально новым и сложным кораблем уже хотя бы потому, что на нем впервые размещались два ракетных комплекса различного назначения. Во время испытаний на Севере летом 1962 г. в жизни «Грозного» произошло неординарное событие: корабль посетил руководитель страны Н. С. Хрущев который был в восторге от корабля и высказал пожелание в недалеком будущем посетить на нем с официальным визитом Галифакс.
Эсминцы пр.58 несли службу в составе всех четырех флотов и оставили заметный след в истории отечественного кораблестроения и флота. Часто принято считать эти миноносцы «первыми и мире ракетными эсминцами, не имевшими зарубежных аналогов» п т. п. Но бесспорным является то, что отечественным ученым и конструкторам удалось впервые па практике успешно решить задачу создания мощного компактного корабля с ракетными комплексами различного назначения, с высокой насыщенностью новым, по тем временам, радиоэлектронным вооружением и отвечавшим, как тогда представлялось, требованиям ведения войны на море. Ракетные эсминцы пр.58 стали первыми отечественными надводными кораблями с ядерным оружием и невиданными ранее и несопоставимыми ни с чем боевыми возможностями.
Водоизмещение 4540 т (стандартное)5770 т (полное)
Длина 152 м (наибольшая) 144 м (по КВЛ)
Ширина 17 м (наибольшая) 16,2 м (по КВЛ)
Осадка 5,6 м (наибольшая)
Мощность 90 000 л.с.
Двигатель 2 котлотурбинные ГЭУ ТВ-12
Движитель 2 ВФШ
Скорость хода 34,5 узла (наибольшая),14 узла (экономическая)
Дальность плавания 3500 миль на 18 узлах, 1600 миль на 34 узлах
Автономность плавания 10 суток (по запасам провизии)
Экипаж 339 человек (в том числе 27 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение: 2 × РЛС обнаружения ВЦ и НЦ МР-300 «Ангара», 1 × НРЛС «Дон», 2 × 4Р44 «Бином» для ПКРК П-35, 2 × МРСЦ-1 «Успех-У» приём целеуказания ПКРК, 1 × 4Р90 «Ятаган» для ЗРК, 1 × МР-105 «Турель» для 76-мм АУ, ГАС кругового обзора МГ-312 «Титан», РЛС госопозпавания «Никель-КМ» и «Хром-КМ».
Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Планшет-58», САП «Краб-11» и «Краб-12», станция РТР «Бизань-4Д», САП МР-262 «Ограда-1», станции РТР «Залив-15-16», «Залив-13-14», «Залив-11-12», 2 × 2 ПУ ПК-2 «Терция».
Артиллерия: 2 × 2 — 76,2-мм АУ АК-726
Ракетное оружие: 2 × 4 ПУ СМ-70 ПКРК П-35 (боезапас: 8 ПКР П-35), 1 × 2 ПУ ЗИФ-101 ЗРК М-1 «Волна»
(боезапас: 16 ЗУР В-600)
Противолодочное вооружение: 2 × 12 РБУ-6000 «Смерч-2» (боезапас: 96 РГБ-60)
Минно-торпедное вооружение: 2 × 3 533-мм ТА ТТА-53-58 (боезапас: 6 торпед 53-65К или СЭТ-65)
Авиационное вооружение: 1 вертолет Ка-25
РКР пр.58 |
ЭМ пр.58 1 серии |
||
Грозный |
1962 |
Грозный |
1962 |
Адмирал Фокин |
1964 |
Адмирал Фокин |
1964 |
Адмирал Головко |
1964 |
Адмирал Головко |
1964 |
Варяг |
1965 |
Варяг |
1965 |
РКР пр.1134 |
ЭМ пр.58 2 серии |
||
Адмирал Зозуля |
1967 |
Адмирал Зозуля |
1967 |
Владивосток |
1968 |
Владивосток |
1968 |
Вице-адмирал Дрозд |
1968 |
Вице-адмирал Дрозд |
1968 |
Севастополь |
1969 |
Севастополь |
1969 |
БПК пр.1134А |
ЭМ пр.58 3 серии |
||
Кронштадт |
1969 |
Кронштадт |
1969 |
Адмирал Исаков |
1970 |
Адмирал Исаков |
1970 |
Адмирал Нахимов |
1971 |
Адмирал Нахимов |
1971 |
Адмирал Макаров |
1972 |
Адмирал Макаров |
1972 |
Маршал Ворошилов |
1973 |
Маршал Ворошилов |
1973 |
Адмирал Октябрьский |
1973 |
Адмирал Октябрьский |
1973 |
Адмирал Исаченков |
1974 |
Адмирал Исаченков |
1974 |
Маршал Тимошенко |
1975 |
Маршал Тимошенко |
1975 |
Василий Чапаев |
1974 |
Василий Чапаев |
1974 |
Адмирал Юмашев |
1975 |
Адмирал Юмашев |
1975 |