Корабельные «супермарины». Дневные истребители-перехватчики, разработанные компанией Supermarine для Королевского флота в 1945-57 годах. Часть 2
Supermarine Type 508
Это был большой самолет – особенно для палубного истребителя – с почти прямым крылом (стреловидность 8°) и V-образным хвостовым оперением, поверхности которого одновременно выполняли роль стабилизатора и киля. В компании Supermarine все еще были уверены в успехе экспериментов с гибкой палубой (данные эксперименты должны были идти как можно быстрее) и разработали шасси машины таким образом, чтобы стойки в случае необходимости могли быть удалены. Единственным ограничением, которое налагалось на Type 508, была скорость захода на посадку (1,15 × скорости сваливания), которая не должна была превышать 121 миль в час (195 км/ч).
Добавление трехопорного шасси и увеличение площади крыла (для удовлетворения требований к скорости захода на посадку) значительно увеличило вес самолета. Для того чтобы уменьшить вес конструкции крыла, а также разместить интерцепторы, закрылки, элероны и механизм складывания консолей, относительная толщина крыла была увеличена с 7 до 9 %. В брошюре, когда Type 508 еще находился на этапе проектирования, длина машины была указана такой же, как у Type 505. В то же самое время размах крыла был увеличен до 40 футов (12,2 м) и уборка колес в нижнюю часть фюзеляжа привела к увеличению его высоты и поперечного сечения. Расчетная максимальная скорость на уровне моря была 600 миль в час (1062 км/ч), что на 25 миль в час (40 км/ч) было меньше скорости Type 505; вес с нормальной нагрузкой был равен 17 500 фунтов (7938 кг). Скороподъемность на уровне моря была равна 18 700 футов в минуту (95 м/с).
Обсуждение проекта состоялось в январе 1947 года, и в соответствии с выпущенными в апреле новыми требованиями штаба Королевского флота NR/A.17 и спецификацией N.9/47 в августе были заказаны три прототипа. Под воздухозаборниками должны были быть размещены четыре 30-мм пушки Aden, но только в случае, если будет построен второй прототип. Джо Смит всерьез раздумывал об установке шасси с хвостовой опорой, поскольку на носовую стойку после контакта с тросом аэрофинишера приходилась слишком большая нагрузка, но в конечном итоге выбрал компоновку с носовой стойкой, поскольку в этом случае улучшался обзор пилоту.
Макет самолета был официально проинспектирован 24 сентября 1948 года, и в середине 1949 года началось изготовление первого прототипа, получившего военный номер VX133.
Изготовленный самолет имел крыло площадью 340 кв. футов (31,6 м²), что было больше указанного в брошюре значения, и первый успешный полет Type 508 состоялся 31 августа 1951 года. Взлетные характеристики и скороподъемность оказались отличными, но вот скорость на высоте 30 000 футов (9144 м) составляла всего 603 мили в час (970 км/ч). Основная критика была связана с некоторыми характеристиками движения летательного аппарата в продольном и путевом направлениях. По мнению ряда экспертов это было связано с V-образным хвостовым оперением.
Впоследствии прототип VX136 был подвергнут серии изменений и был переименован в Type 529. Первый полет новой машины состоялся 29 августа 1952 года. В ходе испытаний машина на высоте 30 000 футов (9144 м) разогналась до 607 миль в час (977 км/ч; М=0,92).
Задолго до летных испытаний 3 апреля 1950 года в Темз-хаузе (Thames House) состоялось заседание, на котором рассматривался ход работ по спецификации N.9/47 и ситуация, которая сложилась с работами по N.14/49. Представители Королевского авиационного НИИ (RAE – Royal Aircraft Establishment) указали, как новые разработки – двигатели Sapphire и Avon (RA.6) – улучшат летные характеристики. Также они заявили, что с данными моторами скорость новых самолетов будет ограничена не силовой установкой, а аэродинамикой планера.
Используя результаты исследований, представители RAE поставили под сомнение использование двухдвигательной компоновки, поскольку те же летные характеристики можно получить на более легком и дешевом самолете, оснащенном всего одним двигателем. По итогам обсуждения на заседании было единодушно принято решение о том, что независимо от того, какой проект будет выбран, нужно по возможности максимально использовать аэродинамические ограничения, т.е. оснастить машины стреловидными крыльями.
С другой стороны, разработка проекта нового одномоторного истребителя под более мощный двигатель и постройка прототипа потребуют 2,5 года, и должно было пройти три или четыре года, прежде чем новый самолет покажет более высокую скорость, чем машина с двумя ТРД RA.3. Это было неприемлемо, и было решено, что третий прототип Type 508 (военный номер VX138) должен быть модернизирован с целью улучшения летных характеристик в кратчайшие сроки; машина должна была получить стреловидное крыло и двигатели с форсажной камерой. Одновременно с этими работами Министерство снабжения в качестве альтернативы инициировало создание однодвигательного истребителя с перспективным ТРДФ.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Supermarine Type 508
Назначение: палубный истребитель
Статус: опытный
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: два ТРД Avon RA.3 с тягой по 6500 фунтов (28,9 кН)
Размеры:
- размах крыла 41,0 футов (12,4 м)
- длина 50,0 футов (15,2 м)
- площадь крыла 340 кв. футов (31,6 м²)
- относительная толщина крыла 9%
Вес:
общий 15 500 фунтов (7031 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 30 000 футов (9144 м) 603 миль в час (970 км/ч)
Вооружение: четыре 30-мм пушки Aden (не устанавливались)
источник: Tony Buttler «BRITISH SECRET PROJECTS. JET FIGHTERS SINCE 1950»