Коммунальный мини-формат в СССР

20
Коммунальный мини-формат в СССР

Коммунальный мини-формат в СССР

Интересная статья с канала «Строительная техника и транспорт» на яндекс-дзене.

Машины для механизированной уборки дорог советская промышленность освоила еще в 30-х годах прошлого столетия, а вот на тротуарах главным действующим лицом долгое время оставался дворник с лопатой и метлой. Только в 50-х годах появились первые машины для содержания тротуаров, дворовых территорий и внутриквартальных проездов.

В конце 40-х годов КБ Управления благоустройства города Москвы (УБМ) получило задание на проектирование тротуароуборочных машин и приступило к созданию техники, доселе не известной в Советском Союзе. Одними из первых отечественных тротуароуборочных машин стали ПТ-4 и ПТ-5. Базой для них послужил садово-огородный трактор СОТ, созданный в 1947-1948 гг. при участии Всесоюзного института сельскохозяйственной механики. На одноосный трактор с мотором мощностью 3 л.с. навешивалось плужно-щеточное (ПТ-4) или подметально-уборочное (ПТ-5) оборудование. В зимнем варианте в передней части трактора устанавливался одноотвальный плуг, а в задней – щетка. Плуг и щетка выполнялись поворотными и могли производить уборку как в левую, так и в правую стороны. Поворот осуществлялся вручную. В летнем варианте рабочими органами были две конические лотковые щетки и цилиндрическая щетка-подборщик, собирающая смет в 50-литровый бункер. Обеспыливание происходило водой, подаваемой из 75-литрового бака с помощью шестеренного насоса. Для облегчения работы оператора сзади трактора монтировалась двухколесная тележка, на которую он вставал при передвижении машины.

Тротуароуборочная машина ПТ-4 на базе трактора СОТ

Тротуароуборочная машина ПТ-4 на базе трактора СОТ

При всех своих недостатках – низкая производительность, малая транспортная скорость, отсутствие кабины оператора и т.д. – ПТ-4 и ПТ-5 были вполне способны облегчить труд дворников, однако и та и другая машины остались опытными образцами, т.к. базовый трактор СОТ не был поставлен на серийное производство.

Судьба следующих разработок КБ УБМ оказалась более благополучной, но лишь отчасти. В первой половине 50-х годов конструкторы вели работу над тремя моделями машин – Т-1, Т-2 и Т-3. В этот период наметилась тенденция по созданию тротуароуборочных машин на оригинальном шасси с использованием мотоциклетных и автомобильных агрегатов. Ярким образцом нового направления в конструировании была модель Т-1. Конструктивно машина состояла из одноосного тягача и жестко соединяемого с ним прицепа. Тягач имел двухдверную одноместную кабину, в которой слева от водителя размещался бензиновый двигатель с воздушным охлаждением мощностью 14 л.с. Прицепов было несколько: зимний, летний и самосвальный (с трехсторонней и задней разгрузкой). Машина имела также навесное сменное оборудование: лотковую щетку, снежный плуг, шнекороторный снегоочиститель, скребковый скалыватель льда, кусторез и даже поддон для мусорных контейнеров. На зимнем прицепе помещались пескоразбрасыватель и щетка, на летнем – подметально-уборочное оборудование.

Зимняя тротуароуборочная машина Т-1-З с плужно-щеточным оборудованием

Зимняя тротуароуборочная машина Т-1-З с плужно-щеточным оборудованием

Шнекороторный снегоочиститель на базе Т-1

Шнекороторный снегоочиститель на базе Т-1

Экспериментально-механический завод Управления благоустройства г. Москвы вкупе с КБ УБМ изготовил партию машин с разными прицепами и навесным оборудованием, однако практически все они, кроме варианта с зимним прицепом и плугом, не вышли за пределы стадии опытных образцов. Опытно-промышленная партия зимних тротуароуборочных машин, получивших обозначение Т-1-З, впервые вышла на уборку столичных тротуаров в зимний сезон 1958-1959 гг. Зимой 1959-1960 гг. этими машинами убиралось уже 700 тыс. м2 тротуаров. Опыт показал, что наиболее эффективной являлась уборка машин колонной. Однако выявились и трудности механизированной уборки – это выступающие детали фасадов зданий, деревья, столбы и т.д. В этом случае на помощь могла прийти машина меньших габаритов и большей маневренности.

Летняя подметально-уборочная машина Т-1-Л

Летняя подметально-уборочная машина Т-1-Л

Интерьер кабины тротуароуборочной машины Т-1

Интерьер кабины тротуароуборочной машины Т-1

Такой машиной как раз и стала Т-2, которая была создана на шасси грузового мотороллера ТГ-200. Первоначально ее спроектировали в открытом варианте, но потом решили, что для зимних работ, а именно для них предназначалась машина, лучше сделать закрытую кабину, которая, правда, была без отопления. Внешний облик обрел цивильный автомобильный вид. Руль мотоциклетного типа также заменили на автомобильный, модного в те годы белого цвета. Спереди было установлено два ведущих колеса, сзади одно управляемое. Машина отличалась исключительной маневренностью, радиус поворота составлял всего 1,5 м. На Т-2 устанавливалось только плужно-щеточное снегоочистительное оборудование. ЭМЗ УБМ выпустило опытную партию таких машин.

Тротуароуборочная машина Т-2

Тротуароуборочная машина Т-2

Интерьер кабины тротуароуборочной машины Т-2

Интерьер кабины тротуароуборочной машины Т-2

Возвращаясь к модели Т-1, стоит сказать, что, поскольку ее конструкция не отличалась совершенством, конструкторы КБ УБМ параллельно с проведением испытаний машины вели работу по совершенствованию ее конструкции. Так появился более совершенный вариант Т-10. Передний ведущий мост Москвича-407 был заменен на мост от ГАЗ-69, а цепная передача привода моста – на цилиндрический редуктор. Изменилась форма кабины, она стала более обтекаемой и технологичной. Вместо плоских лобовых стекол устанавливались панорамные и т.д. В целом машина стала более надежной и технологичной. Для нее также была создана практически вся гамма прицепов и навесного оборудования, примененных на Т-1, но серийно Т-10 (по некоторым данным, изготовлена партия около 200 штук) выпускалась ЭМЗ УБМ только с зимним прицепом.

Скребковый скалыватель льда на базе тротуароуборочной машины Т-10

Скребковый скалыватель льда на базе тротуароуборочной машины Т-10

Вообще в 50-60-х годах КБ УБМ вело активную работу по созданию различных тротуароуборочных машин на оригинальных самоходных шасси. На рубеже 50-60-х годов появилась на свет подметально-уборочная машина Т-4, предназначенная для летней уборки узких (шириной до 3 м) тротуаров. Ее основу составляло трехколесное неподрессоренное шасси без кабины. Переднее колесо было управляемым, задние – ведущими, имевшими привод от двигателя мотороллера Т-200. Машина имела ряд серьезных недостатков – быстрое загрязнение фильтров, перегрев двигателя, нестабильная работа обеспыливающей системы, поэтому ЭМЗ УБМ изготовил только опытный образец. Разновидностью машины Т-4 являлась Т-5Э, главным отличием которой был электропривод ходового и рабочего оборудования. Источником питания служил 40-вольтовый аккумулятор, приводивший в действие электромотор. Т-5Э также обладала существенным набором минусов. К недостаткам подметального и обеспыливающего оборудования, унаследованным от Т-4, добавились большая масса аккумулятора, сложность его обслуживания, необходимость частых подзарядок (через каждые 2 ч работы). Т-5Э также воплотился только в опытном образце.

Тротуароуборочная машина Т-4

Тротуароуборочная машина Т-4

Еще одним любопытным проектом, реализованным в 1965 году КБ УБМ, была универсальная машина Т-30 для круглогодичного содержания тротуаров. Машина состояла из компактного короткобазового тягача, прицепов и навесного оборудования. Четырехколесный тягач с задними ведущими и передними управляемыми колесами был создан на базе агрегатов автомобиля «Запорожец» ЗАЗ-965. Т-30 имела одноместную кабину с хорошим обзором, сзади которой размещался двигатель. Мощность от двигателя передавалась на прицеп посредством редуктора и карданного вала, соединявшего редуктор с рабочей трансмиссией прицепа. Прицеп мог работать при любом допускаемом машиной угле поворота. Для установки навесных агрегатов спереди тягача располагалась подъемная рамка, управляемая гидроцилиндром. К тягачу прилагался комплект навесных и прицепных механизмов – оборудование для очистки от снега, состоящее из навесного поворотного плуга и прицепной поворотной щетки, навесной шнекороторный механизм, совок, оборудование для летнего подметания, включающее навесную лотковую щетку с системой увлажнения и прицепной подметально-уборочный механизм, поливомоечное оборудование, в комплект которого входили навесная насосная установка с соплами и прицепная цистерна. Также тягач мог комплектоваться самосвальным и пескоразбрасывающим прицепами.

Тротуароуборочная машина в составе тягача Т-30, оснащенного совком, и подметального прицепа

Тротуароуборочная машина в составе тягача Т-30, оснащенного совком, и подметального прицепа

Тротуароуборочная машина Т-30ПМ с поливомоечным оборудованием

Тротуароуборочная машина Т-30ПМ с поливомоечным оборудованием

12 - Тротуароуборочная машина Т-30С с прицепом-пескоразбрасывателем

Тротуароуборочная машина Т-30С с прицепом-пескоразбрасывателем

Широкий комплект сменного оборудования позволял использовать Т-30 на всех технологических операциях по уборке тротуаров. К сожалению, количество присущих машине недостатков перевесило число достоинств и машины в комплекте тягач, навесной плуг, прицепная щетка и поливомоечный прицеп были изготовлены партией в 30 штук 4-м АРЗом Управления авторемзаводов Мосгорисполкома.

В рассматриваемый период было создано еще несколько моделей тротуароуборочных машин разными разработчиками и изготовителями. В 50-х годах инженером Р.Н. Улановым создана серия тротуароуборочных машин со сменным оборудованием на базе мотоциклетных агрегатов ТУМ-57, освоенных в серийном производстве Ленинградским литейно-механическим заводом. С помощью этой машины выполнялись различные работы – подметание цилиндрической щеткой, сгребание снега плугом, посыпка песком, поливка, а также перевозка различных грузов в самосвальном кузове. Перечень сезонного оборудования навешивался на трехколесную машину. В поливомоечном варианте к тягачу прицеплялась одноосная цистерна. Простота машины и легкость управления позволяли без особого труда обучать дворников работе на ней. ТУМ-57 работали в Ленинграде, Москве и других городах Советского Союза. Всего было выпущено около 6000 таких машин. Р.Н. Уланов продолжал совершенствовать машину. Он создал опытные образцы ТУМ-59, ТУМ-60 и ТУМ-61, которые, однако, не были запущены в серию.

Тротуароуборочная машина ТУМ-57 с зимней щеткой и самосвальным кузовом

Тротуароуборочная машина ТУМ-57 с зимней щеткой и самосвальным кузовом

Тротуароуборочная машина ТУМ-57 с пескоразбрасывателем

Тротуароуборочная машина ТУМ-57 с пескоразбрасывателем

Достаточно широкое распространение получила созданная в первой половине 60-х годов тротуароуборочная машина ТУМ-975, которая являлась одной из наиболее совершенных серийно выпускаемых машин. Ее проект разработал Завод автомобильных кузовов Минавтопрома СССР, а производство освоено на заводе «Красный путь», входящем в МПС. ТУМ-975 имела оригинальное трехосное шасси с передней ведущей осью и задним сдвоенным управляемым колесом. Привод осуществлялся от мотора автомобиля «Москвич», сначала 407-й модели, а затем 408-й. На шасси устанавливалась весьма комфортабельная отапливаемая кабина. Двигатель, расположенный за кабиной, и агрегаты закрывались кузовом, представлявшим собой единую с кабиной эстетически привлекательную конструкцию. Машина предназначалась для зимней и летней уборки тротуаров. Зимой на нее устанавливалось плужно-щеточное и пескоразбрасывающее оборудование, летом – подметально-уборочное. Подъем и опускание рабочих органов выполнялись гидроцилиндрами.

Тротуароуборочная машина ТУМ-975

Тротуароуборочная машина ТУМ-975

При имеющихся недостатках (неудобная выгрузка смета, заклинивание шнека и т.д.) тротуароуборочная машина ТУМ-975 долго продержалась в серийном производстве. Опытная партия в количестве 10 штук вышла из ворот Завода автомобильных кузовов в 1963 году. Впоследствии ее выпуск наладил завод «Красный путь», где вплоть до 80-х годов ежегодно изготавливалось примерно по 30 ТУМов.

Наиболее жизнеспособной моделью оказалась тротуароуборочная машина Т-3, выполненная на базе автомобиля высокой проходимости ГАЗ-69, в разработке которой, помимо КБ УБМ, участвовало ПКБ Академии коммунального хозяйства. Первоначально Т-3 существовала только в зимнем варианте с плужно-щеточным оборудованием, впоследствии была создана машина Т-3ПУ для подметания тротуаров летом и Т-3 с поливомоечным оборудованием. Серийный выпуск Т-3 в 1960 году освоил 3-й авторемонтный завод Управления авторемзаводов г. Москвы. Он продолжал изготовление ее модификаций вплоть до 1972 года, когда сняли с производства базовый ГАЗ-69. Первые машины имели, кроме снегоочистительного оборудования, еще и пескоразбрасывающее, но вскоре от него отказались, т.к. грузить 0,45-кубовый бункер песком на пескобазе было нерационально, а загружать его вручную на высоту 2,13 м было трудоемко.

Тротуароуборочная машина Т-3 на базе ГАЗ-69

Тротуароуборочная машина Т-3 на базе ГАЗ-69

Серийные подметально-уборочные машины Т-3ПУ, спроектированные КБ УБМ, появились на столичных тротуарах в 1966 году, хотя акт приемки этих машин был подписан компетентной комиссией еще в 1964-м. Базовый газик оборудовался двумя лотковыми щетками, расположенными в базе автомобиля, и главной цилиндрической щеткой, установленной сзади машины. Собранный мусор подавался в бункер, установленный за кабиной водителя, отгороженной герметичной перегородкой. Для предотвращения пыления при подметании Т-3ПУ имела систему увлажнения. В зимнее время лотковые щетки демонтировались и на машину навешивались плуг и цилиндрическая щетка в базе автомобиля. Так же как и Т-3, машина оснащалась цельнометаллическим кузовом. Ввиду большой перегрузки по массе передние и задние рессоры автомобиля усиливались, а задние колеса размером 6,5х16 заменялись на 8,25х15. Большой перегруз машины стал причиной того, что ее не удалось согласовать с изготовителем базового шасси – Ульяновским автозаводом, поэтому приемочная комиссия разрешила эксплуатацию Т-3ПУ только в Москве. Такой серьезный недостаток все же не стал препятствием для серийного производства машины, она продержалась в производстве 3-го АРЗа до 1972 года.

Кроме Т-3 и Т-3ПУ, в первой половине 60-х годов был разработан поливомоечный вариант машины, однако информации о том, выпускалась ли эта машина серийно, к сожалению, не сохранилось.

С прекращением производства ГАЗ-69 на смену тротуароуборочной машине Т-3 пришла модель Т-469А, созданная на базе УАЗ-469.

Тротуароуборочная машина Т-469А на базе УАЗ-469

Тротуароуборочная машина Т-469А на базе УАЗ-469

В 70-х годах умами конструкторов завладела новая тенденция. Предпочтение было отдано тротуароуборочной технике на базе серийных колесных сельскохозяйственных тракторов. На тракторы ЛТЗ, МТЗ и ВТЗ, в зависимости от времени года, навешивались либо плуг и щетка, либо поливочная арматура и насос в комплекте с прицепом-цистерной. Как отголоски прошлого, изредка появлялись новые модели на автомобильном или оригинальном самоходном шасси, но большинству из них суждено было остаться опытными образцами.

Работу над КО-709 ВНИИ коммунального машиностроения вел в конце 70-х – начале 80-х годов, но машина так и не пошла в серию

Работу над КО-709 ВНИИ коммунального машиностроения вел в конце 70-х – начале 80-х годов, но машина так и не пошла в серию

Автор статьи выражает признательность за оказанную помощь Б.И. Басинкевичу и сотрудникам ГПНТБ России.

источник: https://zen.yandex.ru/media/stroitelnaya_technika_i_transport/kommunalnyi-miniformat-v-sssr-616affec2ca39e5ccc679d95?&utm_campaign=dbr&

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account