Кольцеплан Суханова. СССР. 1936 г. И альтернатива
В 1936 г. студент МАИ М. Суханов представил к защите в качестве дипломной работы проект самолета с кольцевым крылом диаметром 3 м, с расчетной максимальной скоростью 600 км/ч, которая обеспечивалась двигателем «Испано-Сюиза» мощностью 800 л.с.
На основе своего диплома М. Суханов разработал проект истребителя-перехватчика короткого взлета и посадки указанной аэродинамической схемы.
В 1940 г. проект докладывался командованию ВВС и был рассмотрен на научно-техническом совете ЦАГИ под председательством академика Б. Н. Юрьева. Работам по изготовлению продувочных моделей и исследованиям в аэродинамической трубе помешали начало войны и эвакуация института. Модели самолета короткого взлета и посадки, получившего название «Кольцеплан», были изготовлены под руководством М. В. Суханова в Новосибирске, в 1942 г.
Важное достоинство «Кольцеплана» — способность кольца-крыла развивать подъемную силу до весьма высоких (до 43°) значений углов атаки, что при большой энерговооруженности истребителя обеспечивало возможность короткого, близкого к вертикальному, взлета. При этом самолет-кольцеплан обладал антиштопорными свойствами, высокой и своеобразной маневренностью.
Организованная при поддержке Н. Н. Поликарпова инициативная конструкторская группа разработала проект самолета-истребителя с кольцевым крылом. Одновременно в Новосибирске была построена летающая модель кольцеплана с двумя соосными винтами. При испытаниях модели присутствовал профессор В. П. Ветчинкин. Результаты испытаний признаны успешными.
В начале 1943 г. Н. Н. Поликарпов командировал Суханова с проектом кольцеплана в Москву. После рассмотрения проекта в ЦАГИ принято решение о проведении аэродинамических исследований моделей самолета-кольцеплана в аэродинамической лаборатории МАИ. В течение 1943 г. научно-исследовательская работа с аэродинамическими моделями была успешно завершена. С приоритетом от 1942 г. М. В. Суханову выдано авторское свидетельство на изобретение самолета короткого взлета и посадки с кольцевым крылом.
Технические данные «Кольцеплана»: взлетная масса 2500 кг, мощность двигателя М-82А 1600 л.с, диаметр кольцевого крыла 3 м, несущая площадь крыла 10,5 кв.м. Хорда пилонов крыла 1,1 м, диаметр соосных винтов 3 м. Максимальная расчетная скорость 740 км/ч. Скорость на высоте 3000 м — 640 км/ч. Хвостовое оперение — нормальной схемы, элероны установлены на пилонах, связывающих фюзеляж с кольцевым крылом. Шасси — трехстоечное, стояночный угол 30°. Основные стойки шасси убирались в крыло.
Интересно отметить, что аналогичный проект перехватчика с кольцевым крылом вертикального взлета и посадки «Хейнкель» Не «Wespe» («Oca») разрабатывался в Германии в 1944 г.
Альтернатива
Активные работы по проекту “кольцеплана” Михаила Суханова начались в 1940 году. Поликарпов, поддерживающий перспективного изобретателя, предложил оснастить кольцевым крылом опытный истребитель своей конструкции И-195. Опытная машина И-195 “Кольцо” поднялась в воздух 2 июля 1940 года. Во время разносторонних и жестких испытаний “Кольцо” продемонстрировало выдающуюся маневренность и удивительные взлетно-посадочные характеристики. Разбег составлял всего 50 метров. Конструкция оказалась очень перспективной.
Следующим шагом в развитии стал И-185 К Поликарпова. При сравнительных летных испытаниях с обычным И-185, кольцеплан продемонстрировал явные преимущества в скорости и горизонтальной и вертикальной маневренности. Машина была принята на вооружение.
И пошло и поехало….Даже Яковлев через некоторое время стал присматриваться к кольцепланам, и в 1944 году появился Як-3К, который впоследствии стал лучшим фронтовым истребителем Второй мировой войны …..
С уважением, Сергей Сыч.
Рисунки: Сергей Сыч