Колониальные бомбардировщики и военно-транспортные самолеты Bristol 130 Bombay. Великобритания
В период между двумя мировыми войнами Королевские ВВС очень активно участвовали в подавлении многочисленных национально-освободительных движений, действовавших в колониях обширной Британской империи. В тех районах, где антиколониальное движение было особенно сильным, Королевские ВВС с середины 1920-х годов применяли самолеты особого типа – т.н. бомбардировщики-транспортные самолеты (Bomber Transport). В двадцатых годах это были крупные двухмоторные бипланы Vickers Vernon и Vickers Valentia – машины с просторным фюзеляжем, способным вместить два отделения пехотинцев. В первую очередь «валенсии» использовались для высадки подразделений десантников и для нанесения бомбовых ударов по базам повстанцев, а также, как в случае с восстанием в Кабуле в 1928 году, – для эвакуации семей британских военных и чиновников.
Поскольку бипланы Valentia быстро устарели, то в 1928 году британское Министерство авиации выпустило спецификацию C.16/28 на трехмоторный самолет, призванный заменить машины компании Vickers. В ответ на требования спецификации C.16/28 в конструкторском бюро компании Bristol Aeroplane Company Ltd. (Bristol) был разработан проект Type 115 – высокоплан со свободнонесущим крылом. Прототип этого самолета построен не было, но его основные технические решения были использованы в самолете Type 130, разработанном в 1931 году в соответствии со спецификацией C.26/31. На этот раз компания Bristol оказалась в числе победителей и в марте 1933 года получила контракт на разработку и постройку прототипа.
Bristol 130 также представлял собой свободнонесущий высокоплан цельнометаллической конструкции. Результатом упорной и последовательной работы по совершенствованию конструкции крыла последнее получило идеальную жесткость на кручение. Силовой набор крыла состоял из семи лонжеронов, имевших стальные пояса и полки из алькледа, и установленных на небольшом расстоянии друг от друга нервюр из алькледа. Обшивка крыла была работающей и в качестве материала также был использован альклед.
Просторный фюзеляж полумонококового типа был способен вместить 24 пехотинца или груз такого же веса: запасные двигатели, бочки с топливом и т.д.. Экипаж как правило состоял из трех человек.
Оборонительное вооружение самолета состояло из двух подвижных 7,7-мм пулеметов Lewis. Первоначально один находился в крайней носовой оконечности фюзеляжа в застекленной турели, а другой в выступающей за двухкилевое хвостовое оперение задней оконечности фюзеляжа в открытой стрелковой позиции, но в процессе доводки проекта задняя стрелковая позиция также получила остекление. Ударное вооружение машины состояло из 900 кг бомб, размещавшихся на подфюзеляжных держателях.
Самолет имел неубирающиеся V-образные основные стойки шасси с широкой колеей. Для упрочнения конструкции стойки соединялись одиночными подкосами с моторными гондолами. Силовая установка состояла из двух девятицилиндровых рядных двигателей воздушного охлаждения Bristol Pegasus III, развивавших мощность по 750 л.с. (551 кВт) и вращавших двухлопастные деревянные винты фиксированного шага.
Именно в таком виде первый прототип Bristol 130 (военный номер K3583) покинул сборочный цех компании и 23 июня 1935 года совершил свой первый полет. Самолет, имевший размах крыла более 29 метров, был на тот момент самым крупным летательным аппаратом компании Bristol. После этапа заводских испытаний, проведенного на заводском аэродроме в Филтоне, самолет для последующего тестирования был передан в Королевский авиационный НИИ (Royal Aircraft Establishment – RAE), Мартлшем-Хит. Испытания, во время которых прототип несколько раз возвращался в Филтон для переделок, проходили не очень гладко и продлились весь 1936 год.
В конце концов испытания были завершены и признаны успешными, и в июле 1937 года компания Bristol получила заказ на производство 80 самолетов. Первоначально машины получили обозначение Type 130 Bombay Mk II, которое позднее было сменено на Type 130A Bombay Mk I. От прототипа серийные самолеты отличались установкой более мощных 1010-сильных (750 кВт) двигателей Bristol Pegasus XXII, приводивших в движение трехлопастные пропеллеры изменяемого шага Rotol, и отсутствием показавших свою бесполезность обтекателей колес основных стоек. Также было изменено вооружение. В носовой башне типа B-II устанавливался один 7,7-мм пулемет Vickers К; второй такой же пулемет размещался в кормовой башне типа B-III.
Пеоскольку расположенные в Филтоне основные производственные мощности компании Bristol были загружены срочным заказом на скоростные бомбардировщики Blenheim, то изготовление колониальных машин было переведено в Белфаст компании Short. Сложности с изготовлением крыла самолета привели к тому, что первый Bombay покинул сборочный цех лишь в марте 1939 года, а сам заказ был скорректирован в сторону уменьшения до 50 самолетов.
Первый серийный Bombay был облетан в марте 1939 года, а в сентябре того же года на «бомбеи» началось перевооружение базировавшейся в Египте 216-й эскадрильи Королевских ВВС. Вслед за 216-й эскадрильей новые машины стали получить 117-я, 267-я и 271-я эскадрильи. По иронии судьбы «бомбеи», создавшиеся для контроля колоний и вразумления «непокорных зусулов»©, свое боевое крещение приняли в небе Европы: в 1940 году базировавшаяся в метрополии 271-я эскадрилья доставляла во Францию грузы для британского экспедиционного корпуса. В июне 1940 года французский пилот Жан-Франсуа Демозе (Jean-Francois Demozay) на брошенном «бомбее» с пятнадцатью военнослужащими перелетел из Франции в Англию, где будущий ас продолжил сражаться с немцами в составе Королевских ВВС.
После вступления Италии в войну «бомбеям» нашлась работа по их основному назначению. В отсутствии более современных машин базировавшаяся на Ближнем Востоке 216-я эскадрилья, имевшая на 1940 года, большую часть построенных Type 130A, выполняла задачи ночных бомбардировщиков, а также транспортные задачи. Помимо 250-фунтовых (113 кг) бомб, на которые были рассчитаны бомбодержатели «бомбея», на головы итальянцев летали и импровизированные бомбы, сбрасывавшиеся вручную через грузовую дверь. Самолеты совершали боевые вылеты против целей в Западной пустыне, включая Бенгази и Тобрук, и против итальянского Сомалиленда, пока наращивание в Египте дальних бомбардировщиков Vickers Wellington не позволило «бомбеям» сосредоточиться на выполнении транспортных операций.
В качестве транспортных самолетов «бомбеи» перевозили грузы и эвакуировали раненых из осажденного немцами Тобрука. 2 мая 1941 года на «бомбее» 216-й эскадрильи из Крита в Египет была эвакуирована греческая королевская семья. Позже в том же месяце «бомбеи» сыграли важную роль в перевозке войск во время подавления в Ираке пронацистского мятежа Рашида-Али. Войну на средиземноморском ТВД «бомбеи» закончили в 1943 году в роли санитарного транспорта. Машины Королевских ВВС Австралии нанесенными на поверхности крупными красными крестами выполнили 200 вылетов, во время которых эвакуировали из Сицилии в Африку шесть тысяч раненых.
Помимо линейной службы «бомбеев» имеет смысл рассказать и о значимых событиях, в которых приняли участие самолеты данного типа. В апреле 1941 года «бомбеи» приняли участие в первом парашютном десанте союзников в Италии, в ходе которого 38 десантников уничтожили систему акведуков в провинции районе горы Вультуре, провинция Потенца, регион Базиликата. Пять «бомбеев» были использованы недавно созданными САС в их первой официальной операции на Ближнем Востоке – рейде на пять передовых немецких аэродромов 17 ноября 1941 года.
С «бомбеями» была связана гибель самого высокопоставленного британского офицера, погибшего в годы Второй Мировой войны. Им стал генерал-лейтенант Уильям Готт (Lieutenant General William Gott), перевозивший которого «бомбей» был сбит в Западной пустыне 7 августа 1942 года. Генерал-лейтенант Уильям Готт собирался принять командование от генерала Клода Окинлека, и его смерть открыла дорогу генералу Бернарду Монтгомери.
В заключение следует сказать, что интенсивная эксплуатация «бомбеев» сопровождалась серьезными потерями. Из пятидесяти построенных машин восемь сбил неприятель, четыре пропали без вести, две разбили песчаные бури, одна лежит на дне в районе Гибралтара и две экипажи бросили в пустыне. 19 самолетов разбились, в основном при взлете и посадке.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Bristol Type 130A Bombay Mk I
Назначение: колониальный бомбардировщик и военно-транспортный самолет
Статус: серийное производство
Компания-производитель:
разработка и изготовление прототипа – Bristol Aeroplane Company Ltd., Филтон
серийное производство – Short Brothers (Short and Harland), Белфаст
Экипаж: 3-4 чел.
Силовая установка: два девятицилиндровых рядных двигателей воздушного охлаждения Bristol Pegasus XXII, развивавшие мощность по 1010 л.с. (750 кВт) и вращавшие трехлопастные винты изменяемого шага Rotol
Размеры:
размах крыла 95 футов 9 дюймов (29,2 м)
длина 69 футов 3 дюйма (21,1 м)
высота 19 футов 11 дюймов (6,1 м)
площадь крыла 1340 кв. футов (124,5 м²)
Масса:
пустого 13800 фунтов (6260 кг)
с полной нагрузкой 20180 фунтов (9173 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 6500 футов (2000 м) 167 узлов (192 миль в час, 309 км/ч)
крейсерская скорость на высоте 10000 футов (3050 м) 139 узлов (160 миль в час; 268 км / ч) при
дальность полета с перегрузкой топлива 1940 морских миль (2230 миль, 3560 км)
практический потолок 24800 футов (7600 м)
скорость набора высоты 750 футов в минуту (3,8 м/с)
удельная нагрузка на крыло 14,9 фунтов на кв. фут (72,9 кг/м²)
Соотношение мощности к массе 0,10 л.с./фунт (170 Вт/кг)
Вооружение:
стрелковое – два 0,303-дюймовых (7,7 мм) пулемета Vickers K в механических носовой и хвостовой турелях
бомбовое – 2000 фунтов (907 кг) восемь 250 фунтовых (113 кг) бомб на подфюзеляжных держателях
Количество изготовленных: 51 экз. (1 прототип + 50 серийных)
источники:
часть текста и картинок– VÁCLAV NĚMEČEK VÝKRES: STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 BRISTOL 130 BOMBAY» «L+K» 22/79, стр.870
часть текста – https://en.wikipedia.org/wiki/Bristol_Bombay
часть текста, картинки и снимки – http://www.airwar.ru/enc/bww2/bombey.html