Когда шведы были сильнее: Балтийский флот летом 1905 года
Ранее я рассматривал корабельный состав РИФ в разные годы, тут остановимся только на Балтийском и сравним насколько после поражения при Цусиме мы владели инициативой на Балтике. Корабельный состав по периодам можно посмотреть, вот здесь:
За 1883 год — Корабельный состав Российского Императорского флота на 1883 год.
За 1889 год – Корабельный состав Российского Императорского флота на 1889 год
За 1895 год – Корабельный состав Российского Императорского флота на 1895 год
За 1901 год – Корабельный состав Российского Императорского флота на 1901 год
Принято говорить, что по результату русско-японской войны Россия лишилась флота на Балтике и на Тихом океане, но фактически мало кто разбирался, а до какой степени мы потеряли флот.
Летом 1905, когда еще даже не был заключен мирный договор, все что мог сделать русский флот при нападении практически любой европейской державы это оборонять не большую часть побережья. В принципе каких то иллюзий командование в лице вице-адмирала Константина Петровича Никонова, как главного командира флота и портов, начальника морской обороны Балтийского моря и военного губернатора Кронштадта не испытывало. Все что мог противопоставить флот возможному вторжению это насколько десятков миноносцев которые свели в практический отряд обороны побережья Балтийского моря. Туда включили практически все что представляло хоть какую то боевую ценность, но фактически это было прообразом будущей минной дивизии.
Например, к 1.07.1905 в отряд включили все успевшие вступить в строй минные крейсера в количестве аж 3 единиц + устаревший «Посадник» который использовали по сути как вспомогательное судно, из более или менее крупных миноносцев в составе отряда были «Громящий» (типа «Грозный» Невского завода, который не успели отправить на Дальный Восток) и 6 типа «Сокол», а остальные 27 это были номерные миноносцы пяти типов. Кстати самые новые номерные миноносцы типа «Циклон» почему то в состав отряда не включались, как не было в составе отряда и кораблей I-го ранга, ну потому что современных больших кораблей в составе флота в боеготовом состоянии просто не нашлось. Оба оставшихся эскадренных броненосца («Император Александр II» и «Слава») находились в процессе испытаний или готовились к ним, последний оставшийся броненосный крейсер к тому же устаревший, «Память Азова» находился на капитальном ремонте. Остальные в большинстве устаревшие суда (за исключением части миноносцев), все так же входили в состав учебных отрядов. Подводные лодки, которые, кстати, могли бы помочь в обороне побережья в боеготовом состоянии отсутствовали, три единицы только достраивались (большая часть уже построенных была отправлена во Владивосток) и полностью готовы к боевым действиям они были только к ноябрю того же года.
Интересно, что даже в таких условиях на Средиземном море сохранялся небольшой отряд из канонерки «Храбрый» и двух миноносцев типа «Улучшенный Уссури». Там же находились два «Сокола» которые по разным причинам не ушли на Дальний Восток.
Собственно это было все, что составляло нашу военно-морскую «мощь» на море, то есть фактически ничего. В лучшем случае можно было надеяться на береговые батареи (немногочисленные кстати) и на минные атаки преимущественно в ночное время, вот только вопрос, насколько экипажи были к этому подготовлены?
Корабельный состав Балтийского флота на 1 июля 1905 года
Практический отряд обороны побережья Балтийского моря: Мин. Кр. «Украина», «Трухменец-Ставропольский» (типа «Украина»), «Финн» (одноименного типа) – частично боеготовы, «Посадник» (типа «Казарский»), ММ «Прочный», «Пылкий», «Послушный», «Поражающий», «Подвижный», «Рьяный» (типа «Сокол»), «Громящий» (типа «Грозный»), № 108, 109, 110 (типа «Або»), №115, № 116, № 125, № 126, № 121, № 122, № 131, 132 (типа «Анакрия»), № 117 (типа «Борго»), № 119, 120, 127, 128, 129, 130, 133, 134, 135, 136, 138, 139, 140, 142 (типа «Пернов»), № 104 (типа «Сестрорецк»).
Учебно-артиллерийский отряд: БрКр «Минин», «Герцог Эдинбургский», ББО «Адмирал Грейг», «Адмирал Лазарев», «Кремль», «Первенец», мин. Кр. «Воевода», «Абрек», ММ № 105, № 106, № 107 (типа «Измаил»), № 102 (типа «Выборг»), ММ № 112 (типа «Биорке»), ММ № 124 (типа «Даго»),
Учебно-минный отряд: ББО «Не тронь меня», БрКЛ «Мина», Кр.II ранга «Крейсер», Мин.Кр. «Капитан Ильин», ММ «Взрыв», ММ «Прыткий», «Ретивый» (типа «Сокол»), № 101 (тип «Котлин»), № 111 (типа «Биорке»), ММ №118, № 123 (типа «Даго»), № 215, № 216, № 218, № 219, № 220 (типа «Циклон»). Кроме того в состав отряда входили: трансп «Европа», Кр.II ранга «Африка».
Отряд судов БФ в Средиземном море: КЛ «Храбрый», ММ № 212, 213 (типа «Улучшенный Уссури»). Кроме того на Средиземном море находились: ММ «Резвый» — в Джибути, ММ «Пронзительный» — на ремонте в Тулоне (типа «Сокол»).
Кроме того в состав Балтийского флота входили:
— императорские и должностные яхты Гвардейского экипажа: «Штандарт», «Полярная звезда», «Александрия», «Царевна» и другие;
-суда назначенные в отдельные плаванья: ММ № 141 — в отдельном плавании для опытов с нефтяным отоплением (типа «Пернов»), № 217 (типа «Циклон») – обеспечивал испытания новых судов, «Прозорливый» — возвращался из Алжира (типа «Сокол»), № 222 – возвращался из Пирея (типа «Циклон»), КЛ «Грозящий» — возвращалась с Средиземного моря, Кр. IIр. «Азия» — в плаванье по Финскому заливу, «Пластун» в плаванье для промера шхер;
-учебный отряд морского кадетского корпуса: БрКр «Генерал-адмирал», «Князь Пожарский», БпКр «Адмирал Корнилов», «Рында», Кр.II ранга «Вестник», «Верный», УС «Воин», «Океан»;
-отряд судов морского инженерного училища: учеб. судно «Стрелок», ММ № 103 (типа «Пернов»), № 114 (типа «Биорке»), № 214, 223 (типа «Циклон»);
-корабли, находящиеся в ремонте, в достройке и на испытаниях: ЭБ «Император Александр II» — готовился к испытаниям после ремонта, «Слава» — проходит достройку и испытания, «Петр Великий» — в перестройке в учебно-арт. корабль, БрКр «Память Азова»-находился на капитальном ремонте, «Видный» (типа «Буйный») – заканчивал испытания, № 137 – заканчивал ремонт после навигационной аварии (типа «Пернов»), ПЛ «Белуга», «Пескарь», «Лосось» — в достройке, ех. п/х «Gorjistan» переоборудуется в трансп.-мастерск. «Ангара»;
-суда Балтийского флота на Белом море (Архангельская флотская рота): п/х «Лейтенант Овцын», «Пахтусов», тран. «Лейтенантъ Скуратов», ГИСУ «Соломбала», трансп. «Бакан» готовился к походу на Белое море;
— отряды вспомогательных судов, транспортов и несамоходных плавсредств Ревельского, Петербургского, Кронштадтского и Свеаборгского портов: Охрану порта императора Александра III осуществляли ББО «Адмирал Спиридов», «Адмирал Чичагов». и др. В состав судов порта Кронштадта была передана трансп. «Красная горка», «Хабаровск», ББО «Чародейка», ММ № 113 – находился при пристрелочной станции Кронштадтского порта (типа «Биорке»), УС «Опричник» числился за водолазной школой и др, КЛ «Ёрш» — обеспечивала охрану Петергофского рейда, Петербургскому порту причислены реч. п/х «Работник», «Ильмень» и так далее.
Теперь к вопросу а собственно кого нам было опасаться? Ну в теории наверное всех, кроме разве что Дании и то не потому что их флот был слабее (, а из-за родственных связей правящих династий, да и претензий друг к другу не было, да и сейчас нет особо. Зато Германия или Швеция вполне могли устроить шорох, у последних кстати были претензии на Аландские острова, особенно это могло обостриться на фоне того что Норвегия в этом же году разорвало унию. Рассмотрим, что могли противопоставить эти страны, а за одно и Дании (в качестве сопоставления) Балтийскому флоту. Берем только те корабли, которые боеспособны, малые миноносцы и миноноски которые просто бы не дошли до наших берегов не учитываем.
Ну, если с Германией все и так понятно, поскольку начиная с начала XX века, даже при условии что они так же держали часть своих кораблей на Дальнем Востоке и на Средиземном море, у нас и так не было паритета, то со Швецией все серьезно. Даже без норвежского флота в который входили еще 4 современных броненосца береговой обороны, два малых бронепалубных крейсера и 10 миноносцев с водоизмещением от 100 тонн, Шведы вполне могли чисто гипотетически захватить инициативу на море. Самый старый их броненосец береговой обороны «Svea» был построен в 1886, а наша самая «новая» «Чародейка» на 20 лет раньше. При этом они на испытаниях выдавали скорость сопоставимую или большую с оставшимися в строю старыми раритетными крейсерами «Минин», «адмирал Корнилов» и прочее, имея от 14,7 до 17 уз. Хуже у них было с миноносцами, но и выйти на дистанцию пуска торпеды днем было непросто, а ночью надо было еще и попасть.
Конечно, никто бы не стал в тот период нападать на Россию на Балтике, да и Швеция захватив Аландские острова получила бы со стороны Финляндии армейские корпуса на своей территории. Правда еще и волнения в армии и на флоте были. Но после возвращения с Дальнего Востока «Цесаревича», двух броненосных крейсеров и «Богатырей» с «Дианами», а может и «Аскольда» при условии что «Император Александр II», «Слава» и «Память Азова» так же бы вступили в строй шведы бы получили свою Цусиму. Но как пример насколько был слаб наш флот такой гипотетический сценарий вполне подходит.