Китайский, тяжелый, единственный. Танк WZ-111

15

Архивная статья Кирилла Рябова от 18 января 2012 года с сайта ТопВар.

Рассказ об этой машине был выложен у нас на сайте ещё 2012 году. Уверен, её мало кто видел, поэтому ещё одна, пусть и архивная статья будет многим интересна. Кстати, в старой нашей статье есть много уникальных иллюстраций, которые Кирилл Рябов в свой материал не внёс.

Самым новым танком в китайской армии, по состоянию на конец 50-х годов прошлого века, был средний «тип 59» – лицензионная версия советского Т-55. С тяжелыми танками в КНР ситуация была не лучше – всего две сотни советских же ИС-3. По этой причине в 59-60 годах руководство Китая решило кардинально обновить парк бронетанковых войск. Планировалось создать и серийно производить сразу три танка: для замены легкого «типа 62», среднего «типа 59» и тяжелого ИС-3.


В последнем случае китайские инженеры не стали придумывать чего-то революционно нового и начали разрабатывать новый танк, названный WZ-111, с максимально возможным применением существующих узлов и агрегатов танка ИС-3. Точно так же не стали мудрить и с компоновкой машины, почти полностью сохранив ее, хотя и изменив в соответствии с новыми требованиями, новым оружием и оборудованием. Итогом такого подхода стал внешний вид танка, одновременно напоминающий «исходный» ИС-3 и более новый советский Т-10. Некоторое сходство наблюдалось и в технологиях: корпус танка сваривался из катаных листов брони. Лобовая часть корпуса делалась по схеме «щучий нос» и имела толщину листов (сверху вниз) 60, 120 и 130 мм. В изготовляемую литьем башню с толщиной стенки от 200 (лоб) до 80 (корма) миллиметров вваривалась 25-мм крыша с двумя люками.

Вооружение будущего WZ-111, как и большая часть конструкции, не создавались с нуля. «Главный калибр» танка – нарезная пушка калибра 122 мм – делалась на основе советской Д-25Т. Правда, здесь китайские конструкторы все же не стали просто копировать образец один в один и добавили эжектор. В свою очередь, выстрелы раздельного заряжания для WZ-111 были скопированы с соответствующих советских образцов без заметных изменений. Дополнительное вооружение танка состояло из двух пулеметов «тип 56» (лицензионная версия КПВТ) – одного спаренного с пушкой и одного зенитного.

Моторно-трансмиссионное отделение, как на большинстве танков того времени, на WZ-111 расположили в корме. В нем находился 12-цилиндровый дизельный двигатель, предположительно скопированный с советского В-11. Мощность мотора составляла 520 лошадиных сил, что впоследствии очень плохо скажется на проекте в целом. Трансмиссию практически без изменений скопировали с ИС-3. Ходовая часть WZ-111 имела в своем составе по семь опорных катков на гусеницу, три поддерживающих, направляющее колесо и ведущее, расположенное сзади. Опорные катки имели индивидуальную торсионную подвеску.

Китайский, тяжелый, единственный. Танк WZ-111

Экипаж машины должен был состоять из четырех танкистов. Рабочее место механика-водителя расположили в передней части танка, по центру, без смещения влево или вправо. Остальные трое членов экипажа размещались в башне. Наводчик, сидевший слева от пушки, пользовался телескопическим прицелом и планетарным механизмом поворота башни, с механическим и ручным приводами. Кроме того, электропривод башни имел систему т.н. «командирского управления»: при нажатии командиром специальной кнопки башня разворачивалась таким образом, чтобы орудие оказалось повернуто в ту сторону, в которую направлен командирский перископ.

В 1960 году был собран опытный образец WZ-111. Однако вместо башни, предусматривавшейся проектом, на нем установили рубку из плоских листов, имевшую тот же вес, что и башня. Есть разные мнения, почему опытный танк не получил башню, но наиболее правдивой из всех них выглядит следующая: большой размер казенной части пушки не позволил должным образом скомпоновать внутренность башни и боевое отделение в целом. Поэтому когда ходовая часть уже проходила испытания, башня все еще находилась в разработке. Надо сказать, ее в итоге так и не сделали. Но даже с имитатором башни опытный WZ-111 показал характеристики не намного хуже, чем у ИС-3. Скорость 49-тонной машины по шоссе была равна 35 км/ч, а топлива хватало на преодоление 150 километров пересеченной местности. Однако 520-сильного двигателя в середине 60-х годов уже было мало. Удельная мощность WZ-111 составляла всего 10,4 л.с./т. Для сравнения, у последнего советского тяжелого танка Т-10 этот показатель был около 15 л.с./т – в полтора раза больше. Третьей проблемой WZ-111 стал корпус. Хотя он и был почти полностью аналогичен корпусу ИС-3, качество изготовления было значительно хуже. По этой причине бронекорпус WZ-111 оказался менее жестким, чем изначально планировалось. Были попытки усилить его ребрами жесткости или другими конструктивными дополнениями, но ожидаемого результата они не дали.

К 1964 году WZ-111 так и не смог получить более мощный двигатель, нормальную эргономичную башню и корпус достаточной жесткости. Из-за этого военное руководство КНР приняло решение закрыть проект. Что интересно, с другими программами по созданию новых танков для Народно-освободительной армии Китая дело обстояло не лучше. Из трех проектов до серийного производства дошел только средний танк «тип 69», созданный на основе «типа 59». Следует отметить, что WZ-111 даже с новыми двигателем и башней вряд ли бы смог стать современным танком – уже была середина 60-х и в ведущих странах вовсю создавалась концепция основного боевого танка. Единственный построенный WZ-111 с пирамидальной рубкой вместо башни сейчас находится в музее бронетехники НОАК. Таким образом, WZ-111 стал первым и последним китайским тяжелым танком собственной разработки.

Источник — https://topwar.ru/10219-tank-wz-111-kitayskiy-tyazhelyy-edinstvennyy.html

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account