Кирпичи и цемент

23

Таки приветствую почтенную публику!

На фоне разнообразных …. ммм…. предложений об тем и об сем на предмет как нам реорганизовать рабкрин как бэ оно получше отыграть тот самый 41-й возникло желание немного осветить предпосылки к данному вопросы с несколько, так сказать, другой стороны.

Кирпичи и цемент

Кирпич в то время был одним из наиболее распространенных материалов в строительстве, в силу своей универсальности и пригодности почти к любой постройке, и в этой роли даже превосходил бетон. Скажем, Наркомат по строительству СССР выполнил в 1939 году 1 532,1 тысячи кубометров кирпичной кладки и уложил 1 337,1 тысячи кубометров бетона. В 1940 году – выполнил 1 670,8 тысячи кубометров кирпичной кладки и уложил 1 597,1 тысячи тонн бетона.

В ограждающих конструкциях, то есть стенах, перегородках и некоторых типах несущих конструкций, кирпич однозначно доминировал. В промышленном строительстве кирпич – это различные печи и дымовые трубы, без которых мало какое предприятие могло обойтись.

Каждая крупная новостройка требовала много кирпича. Например, новый металлургический комбинат в Сталинске (Новокузнецке), в составе четырех домен, 12 мартенов, блюминга и двух прокатных станов, 5 коксовых батарей, требовал 1 600 тысяч кубометров бетона и 180 млн штук кирпича (450 тысяч кубометров кирпичной кладки).

Однако с этим самым кирпичом и особенно его производством постоянно творились какие-то странности, которые заставили даже открыто говорить о вредительстве в кирпичной промышленности, о чем однажды появилась публикация в «Строительной газете».

Кирпича требовалось много, и потребности в нем возрастали. К примеру, 1 532,1 тысячи кубометров кирпичной кладки, которую строительные тресты Наркомстроя СССР сделали в 1939 году – это 612 млн штук кирпича, из расчета по 400 штук на кубометр кладки.

Это новое ведомство, образованное в мае 1939 года, выполняло только часть строительных работ, относящихся к крупному промышленному строительству. Мелкое промышленное строительство, жилищное и коммунально-бытовое строительство, также востребовавшее кирпич в больших количествах, было распределено между другими союзными и республиканскими наркоматами.

По оценке Главстройпрома Наркомата тяжелой промышленности – до начала 1939 года главной строительной организации в СССР – в конце третьей пятилетки, то есть в 1942 году, потребуется провести грандиозный объем строительства, включающий 14 млн кубометров кирпичной кладки или 5,6 млрд штук кирпича.

Однако при огромной строительной программе дефицит кирпича резко нарастал уже к началу третьей пятилетки. В 1937 году кирпичные заводы недодали 2,8 млрд штук, а в 1938 году – 3,4 млрд штук кирпича.

На начало первой пятилетки в СССР было 943 крупных кирпичных завода и порядка 12–14 тысяч мелких кирпичных заводов, по которым было трудно собрать конкретную статистику. Конечно, новому строительству требовались мощные и хорошо оснащенные кирпичные заводы, поэтому в первой же пятилетке началось создание новой кирпичной промышленности.

В 1930 году было заложено 29 новых кирпичных заводов сметной стоимостью 146,2 млн рублей на 1,18 млрд штук кирпича в год.

Повторилась та же история, что и со строительством цементных заводов. Новые и хорошо оснащенные кирпичные заводы строились, строились, строились… но так не достроились. В 1939 году на эти предприятия было израсходовано 100 млн рублей, а в строй вошло только 7 заводов мощностью 290 млн штук кирпича или 24,4 % суммарной мощности.

***

На действующих кирпичных заводах наблюдалось любопытное явление – разрыв между производственными мощностями. Чтобы предприятие работало ритмично, производственная мощность одного цеха, делающего заготовки, должна соответствовать производственной мощности другого цеха, делающего окончательную обработку.

На кирпичном заводе, работающем по методу пластического формования, четыре основных участка: подготовка сырья (увлажнение водой или паром, перемешивание до однородной массы), формование кирпича-сырца (нарезка глиняной ленты станком на заготовки), сушка (кирпич-сырец должен быть высушен до 6–8 % влажности, иначе он треснет при обжиге) и обжиг в печи.

На действовавших в 1939 году в СССР кирпичных заводах мощности обжигательных печей составляли 4,8 млрд штук, а мощности сушил – 3,5 млрд штук или на 27 % меньше. От такой «организации» производства простаивала грубо треть обжигательных печей. Это, между прочим, 1,3 млрд штук кирпича, вдвое больше, чем израсходовал Наркомстрой. (В этом месте можно позволить себе маленький комментарий. …естественная сушка в таких «сараях» возможна в северных районах до 90 дней, в центральных областях — 115 — 120, в южных до 155. А в остальное время кирпич сохнуть не будет. В остальное время необходима искусственная сушка. Те кирпичные заводы, которые оборудование для искусственной сушки имели, работали круглогодично. А те, которые сушили сырец в сушильных сараях, а это практически все мелкие местные производства, работали сезонно.
На производствах, где применялось полусухое прессование, сушка отсутствует вообще, там сушила не нужны. Кроме того, в то время современных тоннельных печей непрерывного действия еще не было. Печи были периодического действия. В печь загружался сырец, обжигался, потом печь остывала и разгружалась. И так по кругу. То есть часть печей постоянно находилась в простое. Поэтому мощностей по обжигу требовалось несколько больше, чем для сушки, с учетом простоев, в том числе и на ремонт
)

Нельзя сказать, чтобы проблемой не озаботились. Можно было решить проблему путем перехода на сухой метод формовки, в котором глина влажностью 6–7 % измельчается в порошок, из которого специальным прессом под давлением формуется кирпич-сырец, сразу готовый к обжигу.

В 1936 году был дан заказ на 180 прессов сухой формовки. Эти прессы были изготовлены, завезены на кирпичные заводы, но… в подавляющем большинстве не были смонтированы и запущены. На Таганрогском кирпичном заводе строился цех сухого прессования силами… всего 9 рабочих.

***

Многие  кирпичные заводы были доведены до такого состояния, что они в основном выпускали брак, совершенно ни на что не годный. Один из уральских кирпичных заводов, построенный в 1930 году, изначально выпускал отличную продукцию – трепельный кирпич. Это кирпич, сформованный из трепела, рыхлой осадочной породы, в основном из кремнезема, кварца и полевого шпата, внешне похожего на мел. В отличие от красного кирпича, трепельный кирпич имеет гораздо более низкую теплопроводность и его применяли для теплоизоляции подземных трубопроводов, промышленных печей или для заполнения кирпичной кладки.

Вскоре на заводе началась чехарда, за десять лет работы сменилось 30 директоров, и с 1935 года трепельный кирпич стали выпускать недожженным. Некачественный кирпич был очень похож на нормальный, но в кладке быстро разрушался. Потом завод перевели на производство красного кирпича из глины, но в 1938 году завод выпускал 78 % кирпича третьего сорта, в действительности негодного в кладку. Завод, относившийся к местной промышленности, в конце концов спихнули Наркомстрою, предоставив ему решать судьбу погубленного предприятия.

***

Можно еще неправильно распределить кирпич. Вокруг Москвы было несколько кирпичных заводов, снабжавших московские стройки, в том числе и Черемушкинский кирпичный завод. В мае 1939 года его площадки были забиты до отказа готовой продукцией (3 млн штук кирпича) так, что некуда было складывать новые его партии.

Оказалось, что управляющий Мосстройснабсбытом тов. Витуро дал наряды на кирпич тем стройкам, которые еще не начинали работу, и потребности в кирпиче у них не было. Например, Мосстройтрест получил наряд на 1,1 млн штук кирпича, а вывез лишь 79 тысяч штук. Или Мосжилстрой имел наряд на 2 млн штук, а вывез 557 тысяч штук. Тем же стройкам, на которых работы уже были в разгаре, управляющий нарядов на кирпич не дал. Завод же не имел права отпустить кирпич под нарядами другим потребителям, даже остро нуждающимся, и вынужден был прекращать производство за невозможностью куда-то складировать новые партии кирпича.

Зато потом выяснялось, что некоторые московские стройки были завалены кирпичом, лежавшим без какого-либо учета, как на площадках 2-го стройуправления треста Моспромстрой, накопившего на своих складах стройматериалов более чем на четыре месяца работ.

***

В общем, новые заводы строятся и не завершаются; новейшее оборудование, изготовленное и завезенное, не устанавливается и не пускается в ход; прекрасные предприятия доводятся до состояния заводов-бракоделов. И это не объяснить случайными обстоятельствами. Это следствие кем-то принятых и реализованных решений.

Поменять за 10 лет 30 директоров кирпичного завода, то есть в среднем раз в квартал – это чьи-то решения. Причем подобрали таких директоров, при которых завод развалился. Или же это был многостадийный развал, когда каждый такой «временщик» что-то разрушал, и его быстро переводили в другое место. Потом в такой чехарде трудно будет разобраться, даже с применением табуретки, кто что именно сделал.

Назначение на производство некомпетентных людей – это тоже чье-то решение. Но это только одна сторона дела.

Ничего не знающий, но желающий сделать, быстро научится. Если у него кирпич развалился в печи, то такой директор книжки почитает или с техниками поговорит, то есть разберется и научится за несколько попыток. Но если кирпичный завод выпускал годную лишь на выброс продукцию месяцами, а то и годами, как один завод в Ленинграде, о котором писали в «Строительной газете», то тут не только некомпетентность, но еще и абсолютное безразличие к производству. Это другая сторона дела.

Судя по известным фактам, таких абсолютно безразличных людей было на руководящих должностях порядочно, хотя их там быть не должно. Как будто их кто-то специально подбирал и продвигал.

***

Картинка получается…. любопытная…. С учетом темпов индустриализации и необходимости «догнать в десять лет» — я бы даже сказал, более чем любопытная. Но это кирпич. Можно посмотреть и на иные строительные материалы.

Пикалево – городок на востоке Ленинградской области. Изначально крестьянский хутор, названный по фамилии владельца, потом деревня, затем разъезд на 244 км железной дороги Санкт-Петербург – Вологда. История этого края резко изменилась в 1930 году, когда в районе деревни и железнодорожного разъезда были обнаружены запасы известняка.

Известняк – материал важный и необходимый для целого ряда отраслей промышленности: и в строительстве, и в черной металлургии, производстве соды, минеральных удобрений, стекла, бумаги и еще целого ряда продуктов. Наиболее экономически значимое применение известняка – в строительстве, как в виде негашеной извести, так и в форме компонента для производства цемента.

Вместе с известняками в районе Пикалево также были найдены запасы глины, что позволяло организовать производство цемента. Местное сырье, железная дорога для подвоза топлива и вывоза продукции – условия для работы нового цементного завода были почти идеальны.

В то время цементная промышленность была развита в других регионах страны: в Центральной промышленной области вокруг Москвы, в Саратовской области – Вольские заводы, на Северном Кавказе – Новороссийск, на Украине – Амвросиевка в 75 км от Донецка, тогда называвшегося Сталино. В районе Ленинграда с его крупными потребностями в цементе собственного цементного завода не было. Поэтому в Ленинград возили цемент с Украины, Северного Кавказа и даже из Сибири, где с 1934 года заработал Чернореченский цементный завод (ныне Искитимцемент) в 55 км от Новосибирска.

Надо отметить, что столь дальние перевозки были весьма невыгодными. От Новороссийска до Ленинграда 1 764 км по железной дороге. Чтобы доставить вагон цемента, например, двухосный вагон на 16 тонн груза, требовалось израсходовать 516 кг угля, который еще нужно было добыть, доставить на железную дорогу и распределить по станциям на этом маршруте.

Поэтому в начале второй пятилетки было принято решение о строительстве в районе Пикалево цементного завода, который снабжал бы Ленинград и других потребителей в Северо-Западном регионе, высвобождая транспорт от дальних перевозок.

***

Начало строительства цементного завода в Пикалево – типичная история первых пятилеток. Территория, хотя и заселенная (в границах современного города Пикалево было около 30 хуторов и деревень), пересекавшаяся железной дорогой и шоссе на Ярославль, но довольно малоосвоенная. Приезжих строителей разместили в палаточном городке, а потом для них были построены деревянные бараки.

В течение 1935 года велась подготовка площадки, рубка леса, планировочные и подсобные работы, а в 1936 году началось строительство собственно цементного завода.
В дальнейшем историю строительства этого завода даже весьма осведомленные краеведы излагают с большими пропусками, так, что это маскирует тот факт, что к началу войны цементный завод фактически не вступил в строй.

Сколько требуется времени, чтобы построить цементный завод? Полтора-два года. Пикалевский цементный завод был довольно крупным, но размерами особо не выделялся. По проекту он имел три вращающиеся печи, каждая на 80 тысяч тонн цемента в год или 240 тысяч тонн в год (иногда называют – 217 тысяч тонн в год). Завод проектировал Гипроцемент, основанный в 1922 году и существующий по сей день.

Поначалу бодрое и даже местами героическое строительство завода стало постепенно обрастать всякими странностями.

Например, площадка завода располагалась в 100 метрах от железной дороги. Было бы целесообразно построить небольшой разъезд с парой стрелок и путь до стройплощадки. Но Гипроцемент запроектировал строительство отдельного подъездного пути от ст. Пикалево, расположенной в 7 км от стройплощадки.

Путь строили два года, и все это время грузы на стройку завозились гужевым и автомобильным транспортом, на что было истрачено 4,38 млн рублей. При том, что стоимость всего цементного завода составляла порядка 40 млн рублей, плохая дорога при возможности проложить короткий железнодорожный подъездной путь, скушала приблизительно 10 % его сметной стоимости.

***

Дальше – интереснее. В начале 1939 года, как писали в «Строительной газете», возведение основных сооружений завода было в основном закончено. Построены печной, угольный, цементный корпуса, велось строительство сырьевого цеха, клинкерного цеха и цементных силосов. На площадку привезли три разобранные вращающиеся печи, которые нужно было смонтировать.

В этот момент на площадку прибывает комиссия Наркомата тяжелой промышленности во главе с директором Гипроцемента тов. Аксеновым, которая решила, что в 1939 году будет запущена одна печь, вторую печь надо перевести на производство глиноземистого цемента, хотя эта технология еще не была окончательно отработана, а третью печь вообще не монтировать. Эту третью печь вскоре после прибытия комиссии увезли со стройки.

Потом оказалось, что финансирование строительства завода на 1939 год было столь мало, что в феврале 1939 года стройка остановилась, и началась консервация объектов, было уволено 275 рабочих. План по работам по состоянию на август 1939 года был выполнен на 16,7 %. Материалы, которые нужны были для монтажа и пуска печи, так и не поступили.

В итоге выяснилось, что даже на бумаге Гипроцемент сократил мощность Пикалевского цементного завода на 33 %. Что уже само по себе повлекло убытки 3,6 млн рублей от работ и материалов, вложенных в неиспользуемые объекты. Но на деле завод был сокращен на все 100 %, потому как, насколько можно судить, до начала войны завод так и не начал производство цемента.

Это, кстати, было не только в Пикалево. В августе 1939 года в атмосфере постоянных жалоб строек на нехватку цемента, в «Строительной газете» напечатали краткий обзор того, как строится советская цементная промышленность. С 1929 года (!) в постройке было 9 заводов мощностью 9 млн тонн цемента, сметной стоимостью 347 млн рублей. В них было уже вложено 250 млн рублей, но запущено только 50 % их мощностей.

Строительство шло ни шатко ни валко. Главцентроцемент за первое полугодие 1939 года сделал план на 29,7 %. Главвостокцемент – на 25,8 %. Стройки цементных заводов не были обеспечены стройматериалами. Их требовалось на 33 млн рублей, а было отпущено на 7 млн рублей, к примеру, из 94 тысяч кубометров круглого леса было выделено лишь 4 тысячи кубометров. Потребности строек Главвостокцемента в… цементе были удовлетворены лишь на 10 %.

По ряду строек, не только в Пикалево, работы почти прекратились, а некоторые построенные заводы, как Ново-Брянский, не работали из-за отсутствия электроэнергии.
Это при том, что крупнейшие стройки важнейших промышленных объектов недополучали цемента. Например, за 4-й квартал 1939 года Уралалюминьстрой имел фондов по цементу на 4 108 тонн, а получил лишь 2 890 тонн. Это была типовая ситуация.

***

С началом войны строительство окончательно прекратили. Большинство строителей ушли в армию, а установленное оборудование в конце октября 1941 года демонтировали и отправили в Красноярск. В построенных вспомогательных цехах цементного завода разместили стационарную авиационную мастерскую САМ-139, по сути, небольшой авиационный завод, который восстанавливал поврежденные самолеты. В этом качестве недостроенный цементный завод принес больше пользы народу, отремонтировав за войну около тысячи самолетов.

После войны в Пикалево весьма неспешно строили цементный и шиферный заводы, а потом начали строить глиноземный завод. Первый цементный клинкер был получен в 1949 году.

Впоследствии в Пикалево сложился комплекс из технологически взаимосвязанных производств: глиноземного завода, цементного завода, перерабатывающего нефелиновые шламы глиноземного завода, а также завода «Метахим», который из карбонатного раствора глиноземного завода производил соду и поташ. Это потом сыграло свою роль в истории города уже в наши дни.

***

Вернемся к началу 1939 года и этой странной комиссии, которая сократила цементный завод в Пикалево именно в тот момент, когда до его пуска оставалось буквально несколько месяцев. Летом 1939 года завод должен был дать первый клинкер. Острая нехватка цемента в условиях резко увеличенной на третью пятилетку строительной программы требовала скорейшего завершения монтажа вращающихся печей и начала производства.

Решение сократить Пикалевский цементный завод – это было чистое вредительство. И оно было сделано тонко и в удобный момент. Дело в том, что Наркомат тяжелой промышленности СССР формально прекратил свое существование 24 января 1939 года, будучи разделенным на шесть отдельных наркоматов. Наркомат промышленности строительных материалов СССР, которому должны были перейти цементные заводы, формально был образован, но фактически еще не существовал. Организационный период, то есть хаос, в этом наркомате затянулся до лета 1939 года; его главки всю весну не могли устроиться в выделенном здании.

Так что эта комиссия, имевшая полномочия уже упраздненного наркомата, прекрасно знала, что им ничего не угрожает и на их странное решение еще долго никто не обратит никакого внимания. За те несколько месяцев организационного хаоса стройка развалится, пуск цементного завода будет сорван и отсрочен на длительный срок. В случае чего можно будет сослаться на тысячу и одну организационную трудность, которые возникли в ходе грандиозной перестройки управления промышленностью.

Пы.Сы. Реплики относительно вредительства и всего прочего оставим на совести автора. Ибо скорее всего (хотя это и ИМХО), оно, если и было, являлось не более чем следствием. Основной причиной были местно-шкурные интересы соответствующих товарищей. Которым было наплевать на задачи, поставленные сверху и, тем более, вся эта ваша сознательность и энтузиазм. Увы.

Но картинко получается более чем забавная. В принципе, можно выложить статейку товарища, трудившегося в конце Союза на космос. Там тоже масса интереснейших вещей. И таки да, безусловно, это все есть чисто субъективное мнение авторов, не более))

Источник:

https://topwar.ru/248504-nedostroennyj-pikalevskij-cementnyj-zavod-i-porazhenie-v-nachale-vojny.html

https://topwar.ru/250608-kirpichom-po-socializmu.html?ysclid=m24sqvxno1297234575

 

Подписаться
Уведомить о
guest

17 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account