Кировская весна. Линейные корабли.
Содержание:
Введение
Медленно и неверно, с большими перерывами, продолжается многолетнее мое творчество альтернативной вселенной «Кировская весна», в которой Иосиф Виссарионович Сталин погибает в 1931 году, и его место в руководстве СССР занимает Сергей Миронович Киров. Данная альтернатива обходится без попаданцев и прорывов послезнания.
Идут годы, меняется и мое мнение относительно военно-морского флота в данной альтернативе.
Ранее я придумал для СССР совершенно замечательные крейсера типа Бруклин с вооружением из 203-мм пушек вместо крейсеров проекта 26 и 26бис. Потом придумались лидеры типа «Портер» вместо эсминцев проекта 7, затем я счел все это ненаучным, оставил крейсера проекта 26 и эсминцы проекта 7, но вооружил их вместо 130-мм пушек Б-13 спаренными универсальными 100-мм орудиями «Минизини» и спаренныи артавтоматами «Бофорс».
Теперь в 2019 году я полагаю, что и это улучшение реальности не является научным. Во многом можно справедливо обвинить Иосифа Виссарионовича Сталина, но уж никак не в том, что он запрещал строить технически совершенные корабли или препятствовал усилению противовоздушной обороны надводных кораблей.
Следовательно, замена Сталина Кировым не может сказаться на предвоенных мытарствах в части зенитной артиллерии надводных кораблей ВМС РККА. Увы – возможности отечественной военной промышленности остаются как есть в реальной истории.
Новый текст ниже.
Линейные корабли РККФ в 1941 году
Утверждать, что Компьенское перемирие 22 июня 1940 года, означающее выход Франции из войны, произвело на высшее политическое руководство СССР, а также на командование РККА и РККФ «значительное впечатление», было все равно, что сказать «Октябрьская революция привела к некоторым изменениям в России». Нет! Известие о выходе Франции из войны, пожалуй, по своему эффекту было сравнимо только с ветвистой молнией высотою в половину неба.
Вот только вчера французская армия испытывала отдельные временные трудности, вполне объяснимые на начальном этапе большой войны. Силы сторон разгоревшегося конфликта по числу солдат, танков, самолетов, артиллерийских орудий и стрелкового вооружения были приблизительно равны. На море бесспорное первенство держал англо-французский военный союз. Равенство сухопутных сил предрекало длительное и кровопролитное сражение по образцу Верденской мясорубки, с последующим снижением обороноспособности всех воюющих сторон.
И вот сегодня, через месяц активных боев, Франция фактически капитулировала. Одновременно гитлеровский вермахт усилился танками, самолетами, артиллерийскими орудиями, стрелковым вооружением, автомобилями, тракторами, мотоциклами и прочими образцами вооружения и военной техники, принадлежащими как французской армии, так и английскому Экспедиционному корпусу.
Признанный военный авторитет межвоенного периода — французская армия, во времена Наполеона победившая половину Европы, а в ходе Великой войны переломившая хребет тевтонской военной машине, рассыпалась, как карточный домик, за месяц. Это было невероятно. Это противоречило всем, самым пессимистичным ожиданиям СССР. Это перевернуло всю внешнеполитическую и внутриполитическую ситуацию. Это опрокинуло многолетнюю экономическую, транспортную, дипломатическую, культурную, информационно-пропагандистскую, военно-промышленную и военно-организационную подготовку к большой войне. Абсолютно все Мобилизационные планы, Предварительные соображения, Программа Развертывания Легких сил, вместе с Программой Большого Флота, Авиастроительная программа, Программа освоения новых территорий, План оборонного строительства укреплённых районов первой, второй и третьей очереди, Планы развертывания военных округов и Планы прикрытия государственной границы, словом всё многообразие планов разного рода, включая их черновики и наметки, шли коту под хвост, вместе с Третьей Пятилеткой. Ибо все они абсолютно обоснованно и единодушно предусматривали двухлетнее или трехлетнее европейское сражение.
Задача, поставленная в этой связи высшим политическим руководством СССР 23 июня 1940 года генеральному штабу, наркоматам Обороны и Военно-морского флота, была проста. Требовалось в месячный срок представить в Политбюро анализ сложившейся ситуации, описать насущные угрозы территориальной целостности Союза ССР и дать предложения по их парированию.
Намерения держав, менявшиеся на день по нескольку раз, теперь не играли никакой роли, равно как и подписанные ими международные договоры. Это легко подтверждалось нарушением Декларации о неприменении силы между Германией и Польшей 1934 года, Франко-германской декларации 1938 года, Англо-германской декларации 1938 года, и, наконец, Датско-германского договора о ненападении 1939 года.
В расчет теперь принимались только возможности.
В своей записке Наркомат ВМФ СССР возможность войны СССР с Великобританией, ранее считавшуюся вполне возможной, решительно отверг. Силы и средства англичан в 1940 году были полностью сосредоточены на обороне родных островов и защите дружественного им судоходства.
Для владычицы морей в обозримые несколько лет нарастить потерявшие во Франции все тяжелое вооружение наземные силы в такой степени, чтобы дополнительно к береговой обороне родных островов сформировать экспедиционный корпус для агрессии против СССР, было совершенно не реально. Да, Великобритания бы могла затруднить советское торговое судоходство, но никак не могла бы рассчитывать на то, что эти действия нанесут существенный вред СССР.
Таким образом, английская либо англо-французская угроза бакинской нефти более не существовала. Невероятным стал и визит Ройял Нэви к ленинградским берегам, тем самым окончательно обесценив отвоеванный немалой ценой полуостров Ханко и строящуюся там военно-морскую базу для защиты дальних подступов к Ленинграду.
Напротив, исходя из многовековой традиции образования военных союзов с европейскими государствами, следовало ожидать английских инициатив с целью образования советско-английского военного союза для борьбы против Германии.
И наоборот: у СССР и в частности у Наркомата ВМФ СССР не было совершенно никакой возможности к нападению на Великобританию.
Возможности же у Германии к нападению на СССР, напротив, значительно усилились.
Германская экономика вместо экономической блокады, в которой лучом солнца в темном царстве выделялась советско-германская торговля, получила материальные и финансовые ресурсы всей Европы в свое полное распоряжение.
Германские военно-воздушные силы и сухопутные войска получили боевой опыт и пополнились значительными материальными ресурсами.
Флотские дела сложились для СССР несколько более благополучно. Германский флот в ходе датско-норвежской операции весны 1940 года понес существенные потери – оказались потоплены тяжёлый крейсер «Блюхер», лёгкие крейсера «Карлсруэ» и «Кёнигсберг», 10 эсминцев, артиллерийское учебное судно «Бруммер», 8 подводных лодок, миноносец, 11 транспортов и более 10 малых кораблей. Повреждения получили линейные корабли «Шарнхорст» и «Гнейзенау», карманный линкор «Лютцов», тяжёлый крейсер «Адмирал Хиппер», лёгкий крейсер «Эмден», артиллерийское учебное судно «Бремзе». Можно было бы ожидать усиления флота за счет французских надводныъх кораблей, но по условию Компьенского перемирия Французский военный флот (7 линкоров, 18 крейсеров, 48 эсминцев, 71 подводная лодка и другие суда) должен был быть демобилизован и помещён в порты под наблюдение оккупационных сил. Со своей стороны немцы обязались не использовать его в военных целях.
В новой европейской войне флот себя показал иначе, чем в предыдущих войнах. За без малого год боевых действий не состоялось никакого крупного морского сражения, похожего на Цусимское сражение или сражение у Доггер-банки.
Весной 1940 года немецкий флот успешно провел морские (в комбинации с воздушными) десанты, решившие ход и исход боевых действий в Норвегии и Дании. При этом действия легких сил и транспортных судов носили решительный характер, а линейные корабли, напротив, или вовсе не использовались сторонами, или их действия не оказали на события никакого влияния.
Летом война на море носила иной характер. Флот метрополии принял в войне активное участие, осуществляя огневое прикрытие войск в прибрежной полосе, высадку экспедиционного корпуса и его последующую эвакуацию. Немецкий флот совершенно проигнорировал военные действия. Также, впрочем, поступил и французский флот.
Теперь же в 1940 году Германия могла бы выставить против СССР два линкора («Шарнхорст» и «Гнейзенау» скорее всего уже отремонтированы), три корабля типа «Дойчланд», занимавших промежуточное положение между тяжелыми крейсерами и линейными кораблями, два тяжелых крейсера типа «Адмирал Хиппер», четыре легких крейсера и эсминцы с подводными лодками. В 1940-1941 году считался возможным ввод в строй двух линкоров типа «Бисмарк» и одного авианосца.
Краснознаменный Балтийский флот лета 1940 года с его двумя линкорами, тремя крейсерами и многочисленными легкими силами следовало бы признать равноценным Кригсмарине, если бы не наличие в Германии Люфтваффе. Абсолютно все боевые корабли Балтфлота давно и безуспешно требовали усиления своей противовоздушной обороны, и в этом отношении уступали немецким противникам.
Отечественная промышленность к 1940 году освоила в производстве только три типа корабельных зенитных артиллерийских установок:
- 76-мм корабельная артиллерийская установка 34-К с броневым щитом. Валовое производство пушек 34-К велось на заводе № 8 с 1936 года. По две такие пушки устанавливались на эсминцах проектов 7:
- Спаренная 76-мм корабельная артиллерийская установка 81-К с броневым щитом, производство которой было начато в мае 1940 года.
- 37-мм корабельная автоматическая пушка 70-К
Необходимо отметить, что в дополнение к серийному производству промышленность с 1936 года вела работу над 100-мм универсальным корабельным орудием Б-34, и более того, смонтировала по шесть таких орудий на крейсера проекта 26 и 26-бис, несмотря на неработоспособность электроприводов и заключение приемной комиссии «система Б-34 не является достаточно отработанным образцом и не может быть рекомендована для вооружения Красной армии».
Шло проектирование спаренной 37-мм автоматической установки 66-К, счетверенной 37-мм автоматической установки 46-К, одноствольной 45-мм автоматической установки 62-К, однако все эти артиллерийские системы не были готовы к принятию на вооружение.
Особую тревогу наркома вызывала противовоздушная оборона линкоров.
Еще в справке начальника управления вооружения морских сил РККА от 16 марта 1930 года отмечалось: «находящиеся на вооружение трехдюймовые орудия образца 1915 года, конечно, неудовлетворительны, но в данный момент ни мы, ни армия ничего лучшего не имеют… Получить что-либо от своих заводов в ближайшее время надежды нет.»
К 1940 году ситуация с зенитным вооружением не изменилась: Линкоры имели по шесть 76,2-мм зенитных пушек системы Лендера без броневых щитов, смонтированных по три единицы на крыши первых и четвертых башен главного калибра. На ближних подступах ПВО линкора усиливали четыре совершенно бесполезные полуавтоматические 45-мм пушки 21-К и четыре почти бесполезные 7,62-мм счетверенные установки пулеметов «Максим».
Примечание автора: Как видит внимательный читатель, ситуация в альтернативной вселенной «Кировская весна» на 23.06.1940 года в целом повторяет реальную историю на 23.06.1940 года с небольшими исключениями:
- Иначе сложилась судьба отдельных лиц высшего и среднего командного состава РККФ и РККА, которых миновали репрессии 1937-1940 годов.
- Иначе сложилась судьба Литвы, Латвии и Эстонии – страны сохранили внутриполитическую независимость, там продолжают действовать Пакты о взаимопомощи 1939 года, которые предусматривали размещение на сухопутных территориях и островах прибалтийских стран ограниченного контингента советских войск, советских военно-морских баз и аэродромов .
Краткий вывод Наркома ВМФ СССР гласил:
- Военно-морской флот СССР в обозримом будущем не имеет возможности к эффективной агрессии против Великобритании. Флот Великобритании в обозримом будущем не имеет возможностей к агрессии против СССР. В случае улучшения политических отношений между СССР и Великобританией для наркомата ВМФ СССР представляет интерес ознакомление с опытом использования надводных и подводных сил, а также военно-воздушных сил флота Великобритании в ходе текущей европейской войны.
- Краснознаменный Балтийский флот не имеет возможности успешно атаковать германский флот в его базах и высадить на германское побережье крупные десанты, по типу Датских и Норвежских. Для обороны же территории Союза ССР флот вполне боеспособен, но лишь в акваториях, позволяющих получать поддержку авиации берегового базирования и при существенном усилении средств противовоздушной обороны на всех кораблях.
- Необходимые условия для приведения флотов ВМФ СССР к требованиям текущего момента:
- Вывод сил и средств с полуострова Ханку (теперь, после оккупации Норвегии, Германия и без проведения десантной операции в Балтийском море может подвести свои войска к сухопутной советско-финской границе, а Великобритания утратила возможность активных действий против СССР)
- Придание Моозундскому архипелагу статуса военно-морской базы с передачей всей полноты командования обороной в Наркомат ВМФ СССР. Завершение укрепления островов, устройства береговых батарей, усиление войск подвижной артиллерией и танками, наращивание численности ВВС ВМФ на островах Моозундского архипелага до смешанной авиадивизии в составе двух истребительных авиаполков и одного минно-торпедного авиаполка.
- Завершение оборудования аэродромов авиации ВМФ СССР в Литве, Латвии и Эстонии, предусмотренное Пактом о взаимопомощи от 1939 года.
- Дополнительное размещение аэродромов на островах Сескар, Мощный, Гогланд, Большой Тютерс.
- Развертывание сети радио-локационных станций берегового базирования и на кораблях
- Наращивание числа зенитных орудий на надводных кораблях.
- Завершение строительства и ввод в эксплуатацию военно-морской базы в «Ручьи» в Лужской губе
СОВЕТ ТРУДА И ОБОРОНЫ
Рассмотрев на заседании Совета Труда и Обороны доклад Наркома ВМФ СССР, Сергей Миронович Киров спросил мнение Наркома о лучшем линкоре на сегодняшний день. Поразмыслив, Кожанов отдал предпочтение недавно спущенному на воду немецкому линкору «Бисмарк», ввод которого в строй разведка ожидала осенью 1940 года. Скорость линкора планировалась 30 узлов, бронирование и дальность плавания были выше всяких похвал. Вооружение линкора «Бисмарк» включало в себя восемь 380-мм орудий главного калибра в четырех двухорудийных башнях, шесть двухорудийных 150-мм башен для борьбы с легкими силами, восемь двухорудийных 105-мм зенитных пушек, восемь спаренных 37-мм автоматов и двенадцать одноствольных 20-мм зенитных пушек.
В ответ Сергей Миронович высказал мнение, которое никогда бы не пришло в голову ни одному моряку: «Значит, у наших линкоров слишком много орудий главного калибра! Снимите с наших линкоров по одной башне главного калибра и поставьте много зенитных пушек». Нарком так растерялся, что не нашел аргументов для возражения, и предложение было принято, по обыкновению, единогласно.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНОВ
Не все предложения наркома ВМФ были реализованы в полном объеме, но уже в августе 1940 года линкор «Марат» встал на ремонт.
После завершения всех работ линкор «Марат» лишился третьей башни главного калибра, получив взамен зенитную палубу, шириной несколько превышавшую среднюю дымовую трубу. Дополнительно с линкора были демонтированы торпедные аппараты и кран-балка для подъема с воды гидросамолетов.
Главный калибр теперь включал девять 305-мм орудий в трёх трёхорудийных башнях, а противоминный калибр – все те же шестнадцать 120-мм орудий в казематах.
Среднекалиберная артиллерия теперь включала в себя шесть одноствольных 76-мм артиллерийских установок 34-К (по три на первой и четвертой башнях) и шесть спаренных 76-мм артиллерийских установок 81-К (расположенные на месте демонтированной башни главного калибра справа и слева от зенитной палубы).
Зенитная палуба была вооружена девятью 37-мм корабельными автоматическими пушками 70-К. Еще по три такие пушки стояли на второй башне, а также вблизи носовой и кормовой мачт.
Ближний радиус противовоздушной обороны усиливался двенадцатью одноствольными 12,7-мм пулеметами ДШК.
Аналогичные работы к весне 1941 года были завершены также и на «Октябрьской революции».
Что касается «Парижской Коммуны», то архитектура надстроек в силу исторических причин там была несколько иной, и вместо 18 единиц 37-мм пушек там удалось разместить только 17, но зато на одну единицу увеличилось число крупнокалиберных пулеметов:
Линкор «Фрунзе»
Летом 1940 года началась и долгожданная достройка линкора «Фрунзе» до самоходной плавбатареи. Целью ввода в строй плавбатареи была оборона военно-морской базы «Ручьи» в Лужской губе.
Надстройки, машины и механизмы, а также два из четырех гребных винтов были демонтированы. Силовая установка плавбатареи теперь состояла из двух дизельных двигателей типа 1Д мощностью по 2 000 л. с. и позволяла самостоятельное движение со скоростью 3 узла. В связи с недостаточными мощностями Коломенского завода построить четыре дополнительных двигателя не удалось, и даже ради выделения двух дизелей на «Фрунзе» пришлось сдвинуть вправо график ввода в строй остро необходимых подводных лодок серии IX-бис. Палуба была дополнительно забронирована 76-мм броневыми листами.
Высвободившиеся на линкорах «Марат» и «Октябрьская революция» трёхорудийные 305-мм башни были использованы для довооружения «Фрунзе» (родные башни линкора к этому моменту уже были установлены на дальневосточном острове Русский)
Плавбатарея «Фрунзе», вернув себе 12 орудий главного калибра и 16 противоминных 120-мм казематных пушек, имела теперь дополнительно восемь спаренных 76-мм артиллерийских установок 81-К и 12 автоматических 37-мм пушек 70-К (по 3 единицы на крыше каждой башни).
Весной 1941 года плавбатарея «Фрунзе» заступила на охрану новой военно-морской базы «Ручьи» в Лужской губе.
К концу июля 1941 года стало ясно, что принятые командованием РККА меры по обороне территории Литвы, Латвии и Эстонии от германского нашествия оказались недостаточно эффективны. До выхода немцев к границе СССР оставались считанные недели.
В этой связи в ночь на 1 августа плавбатарея «Фрунзе» с помощью буксиров Балтфлота покинула акваторию Лужской губы и, преодолев расстояние в 46 миль, вошла в устье реки Нарва, заняв боевую позицию вблизи от острова Канисаар у советского берега реки. Противовоздушная оборона плавбатареи основывалась на данных РЛС «Редут-К» оставшегося в «Ручьях» крейсера «Максим Горький» (в реальной истории данную РДС смонтировали на крейсере «Молотов» в Севастополе) и поддержке истребительного авиаполка, назначенного к обороне ВМБ «Ручьи».
С новой боевой позиции город Нарва, его мосты через реку Нарва и возможные переправы через реку в ее нижней части оказались в зоне поражения главного калибра. Наличие плавбатареи, подавить которую силами и средствами группы армий «Север» не удалось, оказалось для немецкого командования неприятным сюрпризом. Первоначальные планы наступления через Нарву пришлось менять в пользу наступления через Псков, но это уже иная история.
ПРИМЕЧАНИЯ — перевооружение линкоров в реальной истории